Не продается вдохновенье...

                Из доклада Симы эзотерическому клубу "Познание"   

    - Конечно, - волнуясь, начала докладчица. – Я не культуровед. У меня – впечатления,  догадки.  Опираюсь на то, что вокруг.  Еще – читаю, слушаю  учителей,  родителей…
       «Умная девушка! – думает Творилепа. -  Точней,  женщина, ей уже двадцать семь.  Поступила в колледж культуры поздно, зато осознанно. Успела поработать, выйти замуж, родить. Как она ладит с однокурсницами?  Есть в ней характер и честный вкус к правде…
     - Порой  беседую с предками о жизни  в СССР – продолжает Сима. – У мамы коллекция советских фильмов, телеспектаклей, папа собрал книги по искусству. И – знаете,- современная культура мне видится мельче. Без крупных задач, идей.  Без достижений.
     Папа рассказывал, как после распада Союза изменилось качество радиовещания. Они тогда слушали  радиоточки, такие коробочки на стенах.  В каждой квартире были выступающие из стен розетки, куда включали приемники. Радиопровод и розетка   закладывались заранее в панели, из которых строили города.
      Так и завтракали, ужинали под радио, - надо было лишь повернуть кругляшок.  И часто попадались хорошие передачи. Радиоспектакли, обзоры, классическая музыка… 
      Позже, когда появились транзисторные приемники на батарейках, радио слушали и на природе, на отдыхе у костра.  Со слов папы, пропаганды хватало, ее просто не слушали. А вот художественное вещание было на высоте.  Дикторы с идеальным произношением. Музыка – серьезная, вдумчивая. Отбыл был строгим.
      Мама говорила,   будто  раньше, люди слушали из черных тарелок со стен целые симфонии и оперы.  Культура  была нацелена на воспитание, развитие личности.  Образно говоря, человека тянули  за уши к свету. Хотя, конечно,  натура человечья  сопротивлялась. Да никуда не деться,  приходилось расти вместе со всеми.
     «Так и было -  вспоминает Творилепа. - Многое  изменилось с начала 90-х. Пришли другие вещуны.  Было заметно, как они радовались переменам.   Повезло,  оседлали волну. А вот качество передач ухудшилось. Уже допускался неприятный тембр голоса, кашляние и сморкание, смешки и оговорки. Ценилась  лишь непосредственность, которую выдавали за свободу слова. 
    Упало и содержание программ. Уже не говорили о добре, труде и совести. Упор сместился на зубоскальство, пустую болтовню. Время радиовещания увеличили до круглосуточного. И заполняли эфир, чем могли.         
     А потом началась эпоха телевидения. Этого зомбирующего монстра, что подмял под себя всех.  Или почти всех. Ведь телехозяева служат властям…

     Вот когда хлынуло долгожданное «новое» содержание.  Порой попадались интересные вещи. Но чаще – липкая, разлагающая  личность мякина. Помимо откровенной эротомании, - убийства, насилие, грабежи.  И много модернисткой мути, выдаваемой за современное искусство.
     Мнение министра  культуры: «Каждый  вправе сам  находить свой смысл в произведениях». Туда же директора Третьяковки, Эрмитажа: выставят гнилую палку на холсте – черный квадрат отдыхает! Пустое время – пустое искусство. Невнятица или откровенный обман…
      - На мой вкус, - продолжает Сима – искусство не должно угождать обывателю. А - подтягивать к себе, развивать.  Подталкивать к человеческим ценностям, к красоте, возвышать. Сейчас, все больше – контент развлекательный.  Режиссеры не стремятся к открытиям, вершинам. Просто осваивают бюджет.  Рады, что при культуре, а не на заводе.
        Я согласна с Марией Шукшиной. Честная женщина.  Нельзя  культуру на самоокупаемость!  Не тот продукт.  Нельзя, чтобы все решали «братки».  Сегодня на первом государственном телеканале – шансон, попса и шоу-пупсы. А искусство загнали на канал «Культура». Типа, кому надо – найдет.
      Нет фильмов  о героях мирной жизни. Нет хороших картин для детей. Только боевики, блокбастеры и мыльная тягомотина сериалов. Слушала интервью с Галиной Вишневской.   «Сейчас художники просто хулиганят, скрывая свою бездарность.    Вокальная школа деградировала. Нет новых опер.  А песни хорошие есть?  Ведь песни, как и  композиторы, не появятся на пустом месте.  Они рождаются от впечатлений. И стимулировать искусственно творческий процесс бессмысленно…»
      Иногда кажется, будто в воздухе распылен   болотный газ. Какие-то споры гнилые в молекулах дыхания. Легкие залипли испарениями лжи, стяжательства, эгоизма. И если что появляется, то не благодаря, а вопреки…

      - Пожалуй, так – думает Творилепа. - Бывают времена взлета духа, времена застоя, упадка и реакции. Или, как сейчас. – Время «стабильности»,  точней -  обывательской попсы. В этом и суть  политики  торгашей. Липкая тина. Демагогия и бесстыдство, пошлость, как чума… Человек мельчает. Нужны идеалы и цензура. И дух российский – в надломе.
     Государственным чинушам не нужны умные. Культурный народ обладает критичностью, видит кто у власти. Потому по телевидению –  политика обыдления.  И - непотопляемый    Эрнст…         
       Вот где источник  понижения нравственности. Вместо развивающих программ -  скандальные,  глупые шоу. Заставить ржать и думать только о себе, своих  потребностях… Где бы урвать, обмануть. Нужен серый, управляемый потребитель. Кто платит, тот и заказывает музыку! 
     Еще Л. Толстой писал,  - сила правительства  держится на невежестве народа, и оно знает это и всегда будет бороться против просвещения…
        -  Но, знаете, - снова звучит голос Симы. – В этой гримасе массовой культуры – иногда находишь  цветы. Как лилию на болоте. Думаю, и сейчас есть настоящие произведения. Но им трудно пробиться к зрителю. Нет государственной поддержки, рекламы, раскрутки.
       Я тут выписала. Вот цитата из интервью с Абдрашитовым  (советский кинорежиссер): «В современном кино насаждается инфантилизм. В обществе - духовный вакуум. Идеологию накопительства власти пытаются  подрумянить. Цель – замазать, затушевать неприглядный фасад нынешней  государственности»…
     То же,  излагает  К. Шахназаров. По его мнению,  в нынешней российской культуре нет  стратегии. Нет понимания какую культуру мы хотим и что ждем от нее. «Советская идеология ставила задачу воспитание человека. Исходя из этой цели, государство выстраивало взаимоотношения с  культурой. Сейчас этого нет.   Должна быть почва, готовая принять семена.
     Государство не занимается «окультуриванием» народа.   Не до культуры, мол. Борьба с бедностью, с внешними врагами…  Забыты слова Сталина: «Если хочешь сделать свою страну передовой, необходимо поднимать грамотность, культуру». Непримиримое противоречие: народ у нас – советский, а власть – буржуйская…
     Резко  высказывались  Н. Губенко, В. Меньшов,   Ю. Назаров,  Ю.  Соломин, Н. Бурляев, А. Сокуров…Чего  они хотят?
       Да чтобы государство повернулось лицом к культуре. Чтобы выделялись средства из бюджета на Дома культуры, на развитие граждан. Сейчас на культуру выделено 0,6 процента! Представляете! И  чтобы телевидение не оглупляло население под мерзкой властью «бабла». Пора вводить цензуру, ограждающую людей от безнравственных «произведений».
      Но тогда получается, что государство должно заботиться о  народе, а не о своих окладах!  Чтобы все жили на основе общих человеческих ценностей…
    
     - Я извиняюсь, - вмешивается скептик Лисакович. – Но государство выделяет на кинематограф! Вот цифры: в прошлом году  объем господдержки российскому кино составил 15 миллиардов! Снято 406 национальных фильмов. Все те же фэнтези, сомнительные комедии. Из них десяток самоокупились. Вроде, «Чебурашки»… Вот вопрос. Что можно выделить из этой массы  поделок? Что запомнилось? Выходит,  счастье не в деньгах?
     -  А кому выделяют? – заспорил Дамир. -  Говорят, свобода слова, а на деле? Деньги дают на пустые комедии и боевики. На умный социальный фильм – не дождетесь! Также на фильмы о достижениях СССР.  Если хочешь снять  настоящее, о реальной жизни  – ищи спонсоров. И никто не ищет, не поддерживает таланты. Все решают деньги и связи. Так что власть бабла в  духе российском… И это знают художники. Кисло все…
      
       - И, все же, есть положительные моменты. – завершает Сима. - Это – интернет.  Теперь есть возможность ознакомиться с культурой других стран, с их книгами и фильмами. Надо только не лениться искать. И уметь находить  жемчуг в куче навоза.   Все опять упирается в выбор. Который и развивает.
      Есть  позитив и в массовом развитии самодеятельного творчества.  Сейчас каждый пишет стихи и романы, лепит, мажет, малюет,  плетет корзины… Другим критиканам это не нравится. А я – «за». Пусть все творят! Творчество облагораживает, делает светлей, душевней. Человек становится тоньше и глубже.  Лишь бы  творческий «самодел» не превращался   в агрессивного графомана.
    В целом, мне думается, что культура сейчас развивается вширь, в количество. И  время вершин в искусстве  придет. А пока советую к просмотру фильмы «Остров» П. Лунгина,    «Окраина» (П. Луцик) и «Дурак» (Ю. Быков). Немного за тридцать лет, но начните с этого…
     - Знатно! – подумал Творилепа! - Похоже, не все потеряно.  И надо помочь  девушке.  Что она рисует?  Выставку устроим…
    


Рецензии