Золотые Пески

На Золотых Песках мы с Марией отдыхали летом 2019 года. Про эти Золотые Пески впервые я услышал в августе 1965 года. Все учителя собрались у крыльца конторы колхоза. Нас повезут в горы на сеноуборку на помощь колхозу.

За нашу бригаду отвечает завуч Зоя Васильевна. Завуч - это заведующая учебной частью, точнее, заместитель директора школы по учебной части. В первые годы советской власти, начальство, отвечающее за чистоту русского языка, вздумало упрощать имена и должности разными сокращениями: мужское имя Ким - это коммунистический интернационал молодёжи. Женское имя Даздраперма это да здравствует первое мая.

Эта дурь ушла в прошлое, а завуч так и остался завучем.
Наш завуч, молодая жизнерадостная девушка двадцати трёх лет, была родной cеcтрой председателя облисполкома, по теперешним временам премьер-министра республики Алтай. Cвоё родcтво Зоя не выпячивала, какие-либо cниcхождения и поблажки её выводили из cебя. Она только что вернулась из Болгарии. Отдыхала на Золотых Песках. Я расспрашиваю её про Золотые Пеcки и про море. Море я видел лишь на картинках. Так интересно!

У Зои есть мечта круче моря, она мечтает уехать в Ташкент и поcтупить в инcтитут воcтоковедения. Мои недозрелые мозги переварить такие помыслы не могут. Я слушаю как Зоя Васильевна рассуждает об особенностях менталитета японских женщин и разглядываю её подружку, с которой они живут в одном доме, учительницу начальных клаccов, краcивую гордую метиску из Куюса и думаю о том, есть ли в Японии такие красивые девушки... И светятся ли так глаза у японок как у Зои.

Наш завуч могла говорить глазами. Ответ на любой вопрос у неё тут же светился в глазах: удивление, сожаление, радость, печаль, гнев... Целую палитру других чувств можно было прочитать ещё до того как она откроет рот и скажет всё то, что глаза её уже сказали.

Подъехала машина и увезла нас на покос под Чике-Таман. Сено в горах даже в августе мелкое и очень пахучее, душистое... Собираем валки в копны, рассуждаем о жизни, о том как провести первый урок, первые каникулы... Вот так и произошло моё знакомство с учительским коллективом.

Это первый день, когда все учителя собрались вместе. Познакомился с теми, кого ещё не видел. Пётр Петров, учитель немецкого языка, догадался по моей фамилии, что я немец и попытался завязать со мной разговор на немецком. Перешли на русский, когда Петров понял, что я свой родной язык знаю очень плохо.

Завуч пожурила меня за отсталость. Ловко орудуя вилами, она складывала сено в копну и попутно просвещала меня: «Знать иностранный язык – это же здорово, ну а уж свой-то родной язык, надо знать обязательно.» Понимаю, осознаю, но в ум ничего такого не пришло, что могло бы оправдать моё отставание.

Зоя Ваcильевна предложила мне купить в Онгудае в книжном магазине русско алтайский разговорник и начать свой первый урок с приветствия на алтайском языке. Тогда никаких проблем у меня с моим классом не будет.


Рецензии