Когда Королева уходит со сцены
Но тогда, в далёком 1893-м году, появившейся на свет девочке Вере Левченко, ещё не было известно, что ей предстоит стать за свою короткую жизнь воистину Королевой экрана. Судьбой ей было уготовано интереснейшее, ярчайшее падение горящей звезды. Звезды, которая падала и горела всего двадцать пять лет.
Свою знаменитую фамилию Холодная получила уже в замужестве. Надо сказать, что вышла замуж Вера за юриста Владимира Холодного по истинной любви, несмотря на, так сказать, пёстрое различие интересов: помимо юриспруденции Холодный участвовал в издании одной из первых спортивных газет в России.
Холодная на момент 1910-го года окончила лишь частную гимназию. Страстно, неистово юная Верочка желала стать артисткой, она пылала желанием вдохновлять поэтов, режиссёров, простых обывателей, блистая своими обворожительными чертами лица, сияя классической античной красотой. Дореволюционный кинематограф, в непростую к тому времени эпоху, алкал демонстрировать в кадре очертания живой скульптуры, этакой Галатеи, и он получил её.
Пришёл 1915-й год. Холодная совершенно случайнейшим образом знакомится в артистическом клубе "Алатр", который, к слову сказать, просуществовал всего лишь три года (с 1914-го по 1917-й), с представителями киностудии предпринимателя, режиссёра, в общем человека с известным достатком, которому не была чужда страсть к кинематографу, Александра Алексеевича Ханжонкова. В числе представителей киностудии был и небезызвестный режиссёр немого кино – Евгений Францевич Бауэр, который спустя год подарит нашей героине одну из главных ролей в фильме "Жизнь за жизнь". Студия Ханжонкова оказалась для Холодной первоначальным этапом в творческой биографии, ибо спустя год она вместе с выдающимся режиссёром Петром Чардыниным переходит в киноателье Дмитрия Харитонова, купца, кинопромышленника. Смею заметить, что кинематографическая, как впрочем и экономическая, система до 1917-го года была, естественно, иной. Если в советское время работу артисту предоставляли государственные киностудии (Мосфильм, Ленфильм, киностудия им. Довженко), то до 1920-х киностудии были частными, а существовали и функционировали на деньги, как правило, щедрых и инициативных предпринимателей, жаждущих формулировать и созидать искусство.
Период работы с Чардынином для Веры Холодной был ознаменован рядом удачнейших кинолент, в числе которых и "Молчи, грусть, молчи", и "У камина", и "Позабудь про камин, в нём погасли огни" – лента, как бы продолжающая сюжетную линию "У камина", но, увы, впоследствии несохранившаяся.
Последние месяцы своей жизни Вера Васильевна упорно, настырно, вопреки социальным катастрофам, работала в Одессе, добросовестно и самоотверженно отдаваясь творчеству, будто в последний раз.
Быть может, не зря бытует мнение, что хладнокровная Мельпомена, богиня трагедии у древних греков, безошибочно прикасалась своим перстом к наиболее красивым и молодым, будто заботливо стараясь не дать этой порхающей молодости увянуть и превратиться в блеклую старость. В начале 1919-го года Холодная заражается печально известной "испанкой". В эти месяцы эпидемия бушует и беззастенчиво уносит жизни во всей России, по всему миру. Молодой организм Веры "сгорел" буквально за несколько дней после проявления первых симптомов болезни. Заболевание проходило крайне тяжело.
Юная Галатея запечатлена в истории уже навсегда. Не одно поколение сумеет насладиться чудными томными глазами Королевы, что некогда оставила сцену мироздания.
Свидетельство о публикации №223080201193