Очередная тусовка в Космосе. 10. Сольники

Один из главных показателей успеха любого музыканта или группы – число концертов в год. Крупные коллективы, имеющие огромное число поклонников в России и соседних странах, могут колесить в гастролях месяцами, бывая дома меньшую часть года. Так в начале нулевых, к примеру, колесила группа «Король и Шут», о чём в своих книгах писал их бас-гитарист Александр Балунов. Примерно 70% историй из двух его книг происходили вовремя того или иного тура, в поездах, на концертных площадках в очередном провинциальном городе, на вечеринках после успешного концерта. И подобных историй полно у любого популярного артиста или гитариста какой-нибудь известной группы, просто книги пишут далеко не все из них. Да и всё не запомнишь.
И в жизни любой начинающей рок-группы наступает момент, когда формат «открытых микрофонов» становится тесным, сетлист пополняется огромным количеством материала, а друзья участников и друзья друзей участников способны поддержать молодой коллектив. В этот момент музыканты решаются на важный шаг и устраивают свой сольный концерт. Примерно так я и предлагал устроить сольник «Джекилл и Хайд», но вместо этого мы выступили на фестивале. Учитывая, что наши друзья и знакомые туда не пришли, наша релокация из «Космоса» в «Порт» была весьма выгодным решением.
В Сургуте местные рок-коллективы выступают либо в «Космосе», либо в «105», редко выбираясь на другие площадки (потому что их почти нет). Это могут быть небольшие фестивали с тремя заявленными группами, а могут быть и полноценные сольные концерты. Да и на «микрофонах» частенько заявлены по несколько рок-групп, которые либо находятся в начале своего пути, либо уже достаточно известны, чтобы пиарить мероприятие своим названием на афише. Из этого всего нас сейчас интересуют именно сольные концерты.
На примере «Космоса» - желающая выступить группа может оплатить аренду помещения, точную цену не вспомню, а может отбить (или частично отбить, тут уж как повезёт) затраты на аренду, предоставив доход с билетов учреждению. Частенько музыканты выбирают второй вариант и полагают, что пары постов в сообществе «Космоса» ВКонтакте хватит, дабы весь город пришел посмотреть на них и услышать их талантливое живое выступление. Разумеется, если группа молодая, а вспомнить её из рядовых посетителей могут только два с половиной человека, не вышедших курить/в философский туалет во время их выступления на микрофоне, никто на такой концерт не придёт. С разочарованием, но стараясь, выступив перед несколькими завсегдатаями заведения, музыканты всё-таки оплачивают почти всю стоимость аренды, а затем публикуют в своем сообществе ВКонтакте несколько фотографий с концерта: как-никак, дали сольный концерт!

Есть и другой подход, когда группа оплачивает аренду заранее и решает во что бы то ни стало отбить все затраты на проведение концерта. В таком случае музыканты сами занимаются рекламой и зовут друзей, родственников, домашних животных, обязательно советуя купить билет заранее с небольшой скидкой. Кроме того, коллектив может подсуетиться и сделать мерч: значки, кепки или футболки, чтобы поставить одного из друзей в качестве продавца неподалеку от бара. Так обычно делают опытные коллективы, у которых помимо друзей есть и реальные слушатели, да и опыт выступлений переваливает за сотни сыгранных вживую песен.

Однажды я решил съездить на такой концерт группы «Космопорт», который, разумеется, проходил в «Космосе». Всё как обычно: я вызываю такси, смотрю на огни вечернего Солнечного, а затем и Сургута, а из колонок тихо доносится русский шансон. Я опять приезжаю за час до начала концерта, когда звукорежиссер с музыкантами проводят саундчек, а за баром можно увидеть только самых близких и преданных друзей участников коллектива. И Артёма. Артём здесь почти всегда.

На входе меня встречает какая-то девочка и показывает табличку с номером телефона – это не номер Жени и даже не номер Юры, поскольку доход с билетов идет самой рок-группе и за их продажу отвечают именно они. Я открываю приложение Тинькофф Банка, ввожу номер и практически машинально перевожу деньги, показываю экран телефона и получаю белую метку – браслет с логотипом заведения. Следующим моим переводом будет уже зачисление за пиво, на этот раз, на номер Юры.
Слушая громкие, несмотря на закрытую дверь, звуки барабанов и гитар, наслаждаясь тихо звучащей песней «Перезаряжай, выстрели в спину», я спокойно ожидаю концерта. До него чуть более получаса, а люди только сейчас начинают потихоньку заходить в дом культуры – это всё те же молодые и полные энергии любители музыки и одежды, выделяющей их из толпы. У меня имеется намерение просто отсидеться весь концерт за баром и томными разговорами с рандомными людьми, как обычно, лишь изредка заходя в зал и наблюдая, что и как исполнит популярная в городе группа.

ВНЕЗАПНО дверь зала открывается и из нее с раздосадованным видом выскакивает слегка красный вокалист. Белая рубашка, длинные волосы – сегодня он при параде, поскольку уже через некоторое время ему предстоит заводить народ со сцены. Вокалист окидывает взглядом помещение, а затем решительно спрашивает: «Кто, блять, перевел деньги за вход мне на кредитку?». Проходит пять секунд, а я вспоминаю, что переводил деньги с Тинькофф на Тинькофф, не выбрав другой банк при отправлении перевода.

- Ну, я перевел, номер же твой указан был – отвечаю я, подняв руку.
- У меня кредитка там, на Сбер надо было! – объясняет недовольство вокалист, после чего подходит к девочке, стоящей на входе – Допиши там внизу, чтобы на сбер кидали…

После этого он ушел дальше заниматься саундчеком, а я продолжил заниматься своими делами. С вопросом, кто же перевёл ему деньги не туда, он больше к аудитории не обращался, наверное, приписка «Сбер» отлично и доходчиво сработала.
На следующем их концерте через полгода я всё так же зашел в «Космос» и всё так же был готов перевести деньги за вход, но уже с некой долей внимательности. Мало ли что. Однако бумажки с номером вокалиста я не увидел – была стандартная табличка с номером Жени. Я попросил позвать кого-нибудь из группы, чтобы уточнить, куда именно переводить деньги – мало ли что – и подошел вокалист, поставив бумажку со своим номером. И припиской: «Сбер или Тинькофф». В общем, банковская проблема окончательно решилась.

Как правило, сольники у «Космопорта» проходят каждые 3-4 месяца, собирая относительно большую публику в помещении. Слушатели и друзья группы, завсегдатаи «Космоса» и случайные люди, которые хотят увидеть что-то новенькое и послушать живую музыку рады таким концертам, а школьники, приходящие только на «Микрофоны», частично отсеиваются. Как-никак, там нельзя выступить самому, да и выступающий со своим рэпом друг из девятого «А» на концерт какой-то там рок-группы звать не станет. В связи с этим, подобные сольники зачастую выглядят лампово и адекватно.

Хотя градус ламповости падает, как только вырастает число поклонников у рок-группы. Группа ГДЗ, где играет небезызвестный Артём, уже не один год даёт концерты везде, до куда только можно добраться (даже в других городах округа), чаще всего – в «Космосе». Если в списке выступающих на «Микрофоне» есть ГДЗ, то примерно 40% посетителей придёт на мероприятие именно ради них. Если анонсируется концерт, то ГДЗ спокойно отобьют затраты на аренду (что получается далеко не у всех), а перед его началом в баре будет яблоку негде упасть.
На такой концерт я однажды и поехал. Приехал за час, но всё равно увидел немалое количество людей на баре. Сел в углу рядом с зеркалом и стал наблюдать за посетителями. Знакомые по «микрофону» школьники, пацаны из факультета физической культуры и спорта (там учится и Артём), зрелая семейная пара… о! Макс!
Макс – танцор, обучающийся на моем направлении в университете, одногруппник Дани F99. Он талантливо ставит и исполняет танцы в стиле современной хореографии (хип-хоп или что-то в этом духе), проводит занятия в своей студии и периодически выигрывает призовые места на внутривузовских фестивалях студенческого творчества. Сначала я удивился увидеть его здесь, но потом вспомнил, что его девушка недавно стала вокалисткой этой группы.

По итогу до концерта мы сидели с ним и общались про битмейкинг, который он постигал, и преподавателей нашей кафедры. Стандартная тема для разговора двух «СКДшников» (Социокультурная деятельность – название нашего направления подготовки), в общем.

Когда концерт начался, я даже за баром отчетливо слышал шумную толпу зрителей, которые явно были в восторге, начиная с первой песни. То и дело доносились голоса вокалиста и вокалистки, поющие то их собственные песни, то кавера на известные хиты. Когда я услышал «Фотографирую закат», я снова записал голосовую Грише: смотри, мол, тут кавер на твой бит играют. Ему понравилось.
Концерт был мощным, людей было реально очень много, пиво и сидр в баре кончились весьма быстро (любителям рока нужна энергия, чтобы запрыгнуть в слэм), ну а после всего этого действа коллектив рок-группы с частью посетителей поехали в «Джоус». Стандартная схема.

Но не все концерты проходят на таком уровне. Как-то летом я увидел название нового коллектива в списке будущих мероприятий «Космоса». Само название буквально кричало, что группа безбашенная, панковская и никаких правил для них не существует. Меня заинтересовал этот концерт: такой группы я даже на «Микрофонах» не видел, в сообществе ВКонтакте у них три с половиной человека, ну а летняя суббота так и просит сгонять в любимый дом культуры.
Я приехал, оплатил вход и принялся общаться с коллективом заведения. Людей, кроме меня, Артёма и еще пары завсегдатаев, практически не было. На этой почве интерес к концерту у меня даже увеличился и, услышав первые грязные гитарные аккорды, я пошел в зал. Мощные удары по тарелкам и барабанам, перегруженная бас-гитара, жесткие, слегка криво сыгранные гитарные риффы и крик вокалиста с непонятными словами – да, перед нами действительно играли настоящие панки. Я смог разглядеть лица участников группы (кроме барабанщика, разумеется) и понял, что перед нами выступают в лучшем случае недавние выпускники школы.

Когда концерт для трех с половиной людей закончился, я решил выжать максимум из их «ситуации успеха» (такая педагогическая практика) и снять с ними полноценное видеоинтервью. Ребята с горящими после концерта глазами рассказывали о себе, приправляя всё это дело тонной постиронии и юмора. Я даже не помню толком, о чем ребята говорили в видео, но материал я тем же вечером отправил их вокалисту. Товарищи репетировали, делали песни, решили дать свой собственный концерт и сделали это, оплатив аренду «Космоса» и толком ничего не заработав ни с билетов, ни с отсутствующего мерча. Такая целеустремленность мне понравилась!
Так или иначе, встретив их вокалиста на «Микрофоне» через полгода, я узнал, что группа эта распалась, а он сам то ли выступает с другой группой, то ли не выступает вообще.

Из сургутских музыкантов свой концерт давал даже Женя Джон Вейв, известный нам по песне «Сургут на связи». Как в старом меме, «на фан-встречу» никто не пришел. Точнее, посетителей было очень мало – концерт выпадал аккурат на то время, когда многие находятся в отпусках. Он зачитал и спел полноценный сет из двадцати с лишним песен, на некоторых из них ему помогал саксофонист, умело импровизирующий и насыщающий выступление (само выступление проводилось под минусовки), а затем мы выпили и поехали в Джоус (о нём, кстати, чуть позже). Обычная такая тусовка для своих – друзей, завсегдатаев «Космоса» и в первую очередь для себя.
Еще одна группа, периодически устраивающая концерты в «Космосе» – Оголённый провод. Группа эта сочетает в себе несколько признаков молодежной рок-группы, выступающей в этом заведении: во-первых, в ней играет Артём, как обычно, заводя аудиторию и провоцируя её послэмиться. Во-вторых, они играют альтернативу и поп-панк. Но есть у группы и ключевое отличие от остальных – все, кроме Артёма, участники «ОГП» - девушки. Несмотря на то, что группа стала очень популярной среди завсегдатаев «Космоса» и посетителей «Микрофонов» за короткое время, радовать сургутян стабильно у «Провода» не выйдет. Дело в том, что большая часть участниц в один момент окончили школу и поступили в Тюмень, чтобы покорять сцену и там. Однако на каникулы музыканты, конечно, приезжают и собирают много людей на выступлениях. При этом обычный концерт «Провода» по контингенту слабо отличается от других музыкальных мероприятий на этой площадке.

Ну и не могу не упомянуть Light Future. Опытный коллектив, размышляющий в своих песнях о тёмном настоящем и светлом будущем, не забывая и о ностальгии. Впервые я увидел их на совместном концерте в «Космосе» трёх рок-групп из 105 Db, среди которых и была LF.

В тот вечер, между выступлениями первой и второй группы я вышел покурить и заметил невысокого мужчину, который, закуривая, возмутился:
- Ну что за люди, ****ь! Гитару на рабочий кинул, а другим людям-то как бить по нему?
Речь шла о барабанной установке, на которую, по традиции, гитарист одной местной группы закинул свою гитару в самом конце выступлении.
- Да барабаны крепкие, но гитару жалко – ответил ему другой высокий мужчина с патлами.

Это и были два участника «Светлого будущего» - барабанщик и гитарист. Уже через полчаса они отжигали на сцене. Красивые мелодичные песни, энергичный голос вокалиста и игра музыкантов не дали мне пройти мимо этой группы, когда ребята играли на этом концерте.

Ну а свой собственный сольник в «Космосе» мы так и не сделали.


Рецензии