Арно Тер-Сааков - Горы это настоящие ценности
Но в нем нет ни капли «звездности», как, впрочем, и у других известных альпинистов – горы учат пониманию того, что человек песчинка на его склонах.
Познакомились мы с Арно летом 2011 года, когда он написал мне, что хочет подняться на Арарат. К этому времени я уже два раза был на вершине священной горы, причем в первый раз – за два года до этого с моим институтским товарищем Павлом Саядовым.
Павел – ассириец по национальности родом из армянского села Арзни, где проживает большая община ассирийцев. После института Павел уехал в Ригу и стал успешным бизнесменом. Почти каждый год Павел с семьей приезжает в Армению и просит меня провести классические и горные туры.
Именно он был инициатором и моим спонсором подъема на Арарат, поскольку это довольно дорогое удовольствие.
Вернувшись в Ригу, Павел и Арно встретились, и «за чашкой чая» на кухне Павел подробно рассказал Арно о нашем восхождении.
Думаю, что здесь будет уместно передать слово самому Арно Тер-Саакову:
- Я армянин, родился и живу в Латвии, окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации.
Решение подняться на Арарат пришло очень быстро, достаточно было услышать рассказ Павла о восхождении. И сразу нашелся приятель, который согласился идти со мной.
Павел познакомил меня со своим товарищем Ашотом Левоняном, который и организовал мое восхождение на Арарат (5165 м) в сентябре 2011 года.
Взойти на Арарат для меня было не столько вызовом и проверкой силы духа и тела, сколько духовным приобщением к своему народу и его истории. Я чувствовал, что это мой долг – взойти на вершину, которая одновременно очень близка, но недоступна.
Близкая потому, что Арарат виден практически из любой точки Еревана. А недоступная, потому что в те годы армянин не мог получить разрешения взойти на Арарат: достаточно было иметь армянское имя, чтобы получить отказ на пермит.
Вот именно с этого момента начались мои горы.
Сходив на Арарат, я понял, что горы нравятся мне, и каждая последующая вершина должна быть выше и сложнее.
После Арарата я поднялся на высшую точку Африки Килиманджаро (5895 м), а потом на Аконкагуа (6962 м) - высочайшую вершину Анд.
Это было непростое восхождение в автономной группе, каждый участник занес почти 50 кг груза - палатки, еду, горелки, газ, спальник и остальное снаряжение в штурмовой лагерь на высоту 6 тысяч метров! В то время я уже серьезно занимался спортом, и такое мероприятие мне было вполне по силам.
Если до этого Эверест (8848 м) был какой-то далекой и почти не достижимой мечтой, то после Аконкагуа я понял, что готов к нему. Готов физически и, что не менее важно, ментально.
Подготовка к Эвересту заняла около 2 лет - тренировки пять раз в неделю по 2,5-3 часа, кардио- и силовые нагрузки. За полгода я их еще усилил, у меня были дни, когда я тренировался по 8 часов с перерывами на 5 минут каждый час. Не буду утверждать, что Эверест дался мне легко (май 2019 г.), но я был на пике формы и очень хорошо подготовлен.
После Эвереста я поставил себе цель взойти на четыре важных для меня вершины, такое вот Must have (иметь в своей копилке гор):
1. Маттерхорн – 4478 м, техническая и одна из самых известных вершин в Альпах, на границе Италии и Швейцарии;
2. Ама Даблам – 6812 м, тоже техническое восхождение в Гималаях, в Непале;
Маттерхорн и Ама Даблам – это одни из самых красивых вершин мира!
3. И даже замахнуться на К2 (Чогори) – 8611 м, по праву считающуюся одной из самых сложных вершин, такое сочетание технического и высотного альпинизма
Несмотря на то, что Эверест высочайшая вершина мира, это далеко не самая сложная вершина. А вот К2 – вторая по высоте вершина, и она ниже Эвереста всего на 237 м, значительно сложнее!
Эверест по сравнению с К2 – это прогулка в облаках или, как сказал Александр Абрамов, руководитель «Клуба 7 вершин» и один из сильнейших альпинистов, побывавший на макушке Эвересте 12 (!!!) раз, «детский сад на выезде».
К2, или «Дикая гора», названная так из-за её чрезвычайной сложности, является самой северной из всех 14 восьмитысячников планеты. Она находится в горной системе Каракорум на границе Пакистана и Китая к северо-западу от Гималаев.
Старт экспедиции на вершину К2 был дан 19 июня 2023 г., и с первого дня я стал выкладывать в телеграмм-канале «Ген высоты» свой подробный рассказ о каждом этапе восхождения.
Приведу отрывки из своих записей сразу после спуска с К2, на вершину которой я поднялся 28 июля 2023 года в составе Клуба «7 вершин»:
«Самая сложная и недоступная! Смертельно опасная, и этим прекрасная! Снежная королева! Жесткая и бескомпромиссная!»
«Пакистан для меня оказался неожиданно очень теплым, дружественным и открытым. Люди на улицах улыбаются и здороваются, желают удачи, и ты сам проникаешься этим духом».
«После более чем месячной подготовки, акклиматизационных выходов, 28 июля, наконец-то, штурм вершины! Фото на вершине, слёзы, эмоции, и минут через 30 идём вниз. Цель достигнута, теперь пришло время уносить ноги».
К счастью, спуск в базовый лагерь был удачным, и всем членам группы удалось благополучно добраться до дома.
Следующей моей целью будет Аннапурна (8091 м) в Гималаях - самая опасная вершина мира! На нее я планирую подняться весной 2026 года.
На самый популярный для альпинистов вопрос «Зачем вы ходите в горы?», у меня два определения:
1. «Потому что они есть», - так сказал Джордж Мэллори.
Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин – участники третьей британской экспедиции на Эверест в 1924 году. Возможно, они первыми поднялись на вершину мира задолго до Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгея (1953 г.).
К сожалению, они погибли во время восхождения или, может быть, уже на спуске с вершины.
2 «Тщеславие - любимейшее из грехов», – это уже слова героя Аль Пачино из фильма «Адвокат дьявола».
А вот мое личное мнение:
Горы – это люди, это дружба и поддержка, настоящие ценности, которых стало мало в этом мире.
Горы – это величие, другой мир, стихия, в которой ты песчинка. Сначала ты просишь Гору пустить подняться на нее, а потом отпустить с нее.
Горы – это достижения, это торжество духа и триумф победы через слезы, пот и усталость. И когда ты стоишь на вершине, уже не важно, какая ее высота, главное, что ты смог с ней сравняться всего на один короткий миг!
К словам Арно Тер-Саакова мне добавить нечего. Скажу лишь то, что меня самого, который почти уже полвека ходит в горы, одолевает огромная гордость за то, что удалось помочь ему в самом начале его альпинисткой биографии.
Но всех своих достижений в этом сложном, но вместе с тем таком притягательном виде спорта, Арно Тер-Сааков добился уже сам.
На снимке: Арно Тер-Сааков поднял на вершине К2 флаг Армении.
Свидетельство о публикации №223080201464
С уважением!
Татьяна Немшанова 10.10.2023 17:59 Заявить о нарушении
Действительно, я горжусь тем, что у меня есть такой последователь, как Арно.
Удачи и всех благ!
Ашот Левонян 10.10.2023 21:04 Заявить о нарушении
