Паолина Бонапарт как приключение в СССР
Вот теперь, со вчерашнего дня, - новое влечение: глава о Полине Бонапарт, точнее - о её современной проекции, о том зыбком мифогенном призраке, который она оставила после себя здесь, в России.
Злой московский ноябрь за окном, гложет - самое время вспоминать про эту огнистую сильфиду, которая почти всю жизнь провела в Италии, и притом жила так, как будто ей всё время было жарко.
... Паолина Боргезе, владетельная герцогиня ди Гуасталла, - не совершила, собственно, никаких исторических деяний; тем не менее, в современности, на переломе Миллениума, - она утвердилась прочнее, чем прочие Бонапарты, кроме, разве что, главного из них.
В памяти среднего неисторичного итальянца, француза, да и немца, пожалуй, и англичанина - встаёт, разумеется, Наполеон, и сразу следом за ним - его сестра, Полин Мари Бонапарт, он же принцесса Боргезе, по мужу.
... Всего лишь - облик её: лицо - пронизывающе современное, такую девушку можно увидеть - в автомобиле, в метро, в супермаркете.
И это необычно: типажи красоты 1800х и 1970х - редко совпадают.
Известно, что Паолина была чрезвычайно пластична и хорошо сложена, - именно в современном понимании.
Впрочем, если знаменитая статуя Кановы в точности воспроизводит очертания торса герцогини, то Паолина - с её узкими покатыми плечами и мягким животом, - сейчас выглядела бы стройно, но не спортивно.
Впрочем, лица тех времён, запечатлённые художниками, а не фотографами, - условное отражение. Портреты Паолины весьма разнообразны, у неё был зыбкий, изменчивый облик, - из тех, что сейчас редко получаются похожими на фотографиях.
Я наскоро отыскал шесть портретов герцогини Гуасталла.
Везде она - безусловно красива, и ни один портрет совершенно не похож на прочие.
Трудно поверить, что это - одна и та же женщина. Хотя все эти портреты и по времени весьма близки: 1806 - 1810 годы.
2.
Антониа Сантилли, молодая - но уже относительно, хотя и своеобразно, известная итальянская актриса:
в зиму 1973 года воплотила Паолину Бонапарт, сестру Наполеона,
- фильм "Buona parte di Paolina".
Это уже второй итальянский фильм, где принцесса Паолина была главной героиней.
(переводится обычно как "Лучшая сторона Паолины"; название - каламбур, "буона парте" - "хорошая часть", по-итальянски, можно перевести как большая часть или лучшая часть).
В прокат этот фильм был выпущен 1 апреля 1973 года.
В мае 1973 года эта же Антониа Сантилли вылетела на съёмки в Ленинград.
И - на карте России ещё один бонапартовский сигнал пыхнул, - как болотный огонёк: советская кино классика - фильм "Приключения итальянцев в России".
** Итальянское название - Una matta, matta, matta corsa in Russia, - подчёркивало, что эта грубо склеенная разухабистая гэг-комедия - не более, чем пародия. **
Главная роль - Ольга, внучка русской балерины, которая приехала искать бабушкины сокровища.
Последняя сцена: итальянка Ольга прижимается у трапа самолёта к майору КГБ, - который Андрей Миронов, - и, видимо, навсегда остаётся в стране советов.
** Не думаю, что этим фильмом потом хвастались русские волшебные актёры - Андрей Миронов, Ольга Аросева, Евгений Евстигнеев.
Пожили в капиталистической Италии три месяца, вдохнули солнца и моря, - да и ладно **.
3.
Сантилли было в это время двадцать четыре года.
*** Столько же было Паолине Бонапарт, - когда она ворвалась в Большую историю: в двадцать три она уже овдовела, вернулась во Францию после невыносимо жуткой войны на Гаити; и почти сразу вышла за принца Богрезе, владетельного князя ди Сульмона и ди Россано; когда ей было двадцать четыре - её брат стал императором Франции и королём Италии ***
В первой половине 1973 года Сантилли успела сняться в пяти фильмах; "Приключения итальянцев в России" - который закончили в августе, - был завершением её кинематографической судьбы.
После этого Антониа Сантилли исчезла не только из кино, но и вообще из зоны медиа.
Вышла замуж. за кого-то весьма состоятельного и грозного.
До сих пор она, кажется, живёт в Риме, на строго охраняемой вилле мужа. Это всё, что о ней известно.
4.
В СССР этот фильм стал эпохальным событием, и прежде всего - из-за Антонии Сантилли.
В Италии актриса давно забыта, а в Постсоветии до сих пор она легендарно мерцает. Хотя и без имени.
По крайней мере, моё поколение её помнит остро.
Я и сам помню, как оно будоражило;
редкие, не каждый год, прокруты этой комедии по чёрно-белому телику - это было событие.
Вечером - "Необыкновенные итальянцы", а утром - как горячая волна проходила по моим одноклассникам,
ясноглазым пионерам, детям рабочих.
- ... Не, ну какая фигурка. И сисечки почти видать.
Сантилли обнажилась в советском фильме, во-первых, примерно на одну секунду, во-вторых - за полиэтиленовой мутной занавеской;
но этого было достаточно для того, чтобы в очередной раз проткнуть - и дыра так и осталась, - моральный кодекс строителей коммунизма.
(как оголодавший Буратино проткнул носом пыльный холст с намалёванной жратвой).
5.
В итальянском кино эта Антониа Сантилли - наоборот, практически не одевалась.
Высветилась она впервые в 1971 году как playmate , - то есть "девушка Плейбоя", а в кино попала - как дублёр Орнеллы Мутти в обнажённо-эротической сцене.
Предыдущие её фильмы,1972 года, - Boccaccio,
Fratello homo sorella bona - Nel Boccaccio superproibito,
Il mio corpo con rabbia, ("Моё тело в ярости"), Decameroticus, - пишут, что не самые худшие произведения,
но в СССР им доступ был закрыт наглухо.
Фильм о Паолине Бонапарт анонсируется как-то так: "
" ... Паолина, сестра Наполеона I, ... выступает обнаженной перед римским народом, стекающимся к стенам виллы Боргезе ....позирует полуобнаженной для знаменитой статуи Кановы ...
... вялый и бессильный муж не может удовлетворить Паолину ...нетерпеливая девушка предлагает себя всем молодым людям которые попадают в поле её зрения ...
... , по совету Папы ее изолируют от всех мужчин, но ...это лишь усугубляет положение ... когда французские войска депортируют из Рима Папу и кардиналов, ... непокорная Паолина ...становится проституткой.
... Наконец, через семь лет ... Паулина возвращается в Париж, к большому облегчению римского народа и клерикальных кругов".
6.
Помимо прочего, следы проекций я ищу так: ухватываю исторические фильмы, рву их на куски, а эти куски выворачиваю наизнанку.
Ну, то есть, - если совсем просто, - я высматриваю современных актёров, их судьбы и облики, внешние и внутренние, - тех, кто надевал на себя маски интересных мне персонажей наполеоновской эпохи.
Актриса, воплотившая Полину Бонапарт, - сохраняет на себе отблеск этого образа,
- и притом, в моём случае, совсем не важно, - хороша ли эта актриса как профессионал и каков уровень фильма.
( ... сложносоставная это мысль;
и здесь, в фейсбучной заметке, не умещается, да я ещё и не выточил в словах это своё соображение, ещё додумываю).
7.
В 1900х в Петербурге жил и преподавал профессор Сергей Константинович Гогель; человек, который имел определённое отношение к исторической герцогине Паолине Боргезе.
бабушка профессора Гогеля - Каролина де Моло, фрейлина Полины Бонапарт.
И, скорее всего, именно в семействе Гогель хранились "реликвии Эльбы", вывезенные бабушкой из Италии; и, вполне возможно, в секретере профессора лежали письма самой Паолины.
Антониа Сантилли, - постмодернистское воплощение Паолины, - снималась именно в Ленинграде.
И, словно для утверждения намёка, сейчас в центре Петербурга, на Казанской улице, есть салон итальянской мебели "Боргезе".
То есть: проекция Полины Бонапарт в России - это, в последнее столетие, - петербургская история.
Свидетельство о публикации №223080201615