Планетарного масштаба ученый - вернадский владимир

 
Планетарного  масштаба  УЧЕНЫЙ   - Вернадский  Владимир Иванович   -  гордость и цвет  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ     НАУКИ … 

Владимир  Иванович Вернадский – Крупнейший ученый  планетарного  МАСШТАБА, ученый - естествоиспытатель, Мыслитель с большой буквы, организатор  нескольких научных школ, создатель новых науки – геохимии…биогеохимии… Основатель  и  первым Президент  Украинской академии наук (1918-1919г.г), академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук ( 1912г. ). 

Выдающийся ученый 19-го – 20-го веков Владимир Вернадский  по свидетельству  коллег и  многих специалистов разных областей науки    обладал колоссальным  объемом знаний, которые выходили за рамки известных в то время наук, его исследования опережали  развитие наук своего   времени,   почти все его идеи стали  больше чем пророческими.

     Всю   свою жизнь  он обстоятельно    изучал многие геологические науки: кристаллографию, минералогию, геологию, геохимию…  попутно  по ходу действия  интересовался почвоведением, биологией, радиологией, биогеохимией, палеонтологией, метеоритикой и главное  их  ФИЛОСОФИЕЙ. Активно и плодотворно вел  организаторскую и общественную деятельность.
Владимир  Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года в Петербурге, в либерально-дворянской семье.    Его отец,   Вернадский, Иван Васильевич (1821—1884)     - крупный экономист, принадлежал к цвету русской интеллигенции, Во время рождения сына И. В. Вернадский служил чиновником по особым поручениям при министре внутренних дел, преподавал экономику и имел чин действительного статского советника. Мать   В.И. Вернадского -Анна Петровна Вернадская (1836-1898),урожденная Константинович,   происходила из русской дворянской семьи, преподаватель музыки...
   Дядя — Короленко, Владимир Галактионович (1853—1921) — известный  русский писатель, журналист, прозаик и редактор, общественный деятель, почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности..
В 1868 году, когда мальчику было всего пять лет, семья Вернадских переехала из Санкт-Петербурга ( вследствие неважного самочувствия членов семьи, не подходил сурово-     ветренный климат Балтики)  в Харьков, который на тот момент носил славу научного и культурного центра Российской империи. Там же Владимира отдали в   1873 году Харьковскую классическую гимназию, где он учился на протяжении трех лет. Под влиянием отца приобрёл симпатии к украинскому движению, специально выучил польский язык, чтобы читать книги про Украину…
Но уже в  1876-м Вернадские переезжают обратно в Петербург, и Владимир поступает в   четвертый класс Первой  столичной классической гимназии. 
Тот уровень образования, который давала Петербургская  гимназия, был достаточно высоким, даже по меркам более позднего  времени. Это подтверждается  и таким фактом, что после завершения учебы  Вернадский свободно владел тремя иностранными  языками,      читал на пятнадцати языках, включая   научные труды и лекции, которые печатались в зарубежных изданиях.
В 1881 году Владимир  окончил гимназию, будучи восьмым  по рейтингу, что было   не так уж  и плохо в  том коллективе,   учитывая   сильный  уровень знаний   учащихся   его выпуска.
В 1881—1885 годах учился   уже на естественном отделении физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета.   Среди учителей Вернадского были химик Д. И. Менделеев, которому в 1882 году  Владимир Вернадский  успешно сдал экзамен по общей химии, ботаник А. Н. Бекетов и другие знаменитые учёные. 
  Позже, в  1939 году в письме, направленном в организационный Комитет по случаю 120-летнего юбилея вуза, Вернадский писал: «Я старый студент Петербургского Университета выпуска 1885 г., в блестящую пору его жизни — ученик   В. В. Докучаева, Д.И.Менделеева, А.С.Фаминцына, С.П.Глазенапа, А.А.Иностранцева, А.Н.Бекетова, Н.А.Меншуткина, П.А.Костычева, А.И. Воейкова, П.П.Фан-дер-Флита, Ф.Ф.Петрушевского, М.Н.Богданова, Н.П.Вагнера. Всё моё университетское прошлое оказало решающее влияние на мою жизнь»
 В   университете он стал участником  почвоведческих экспедиций (1882, 1884), как  ученик     В. В. Докучаева, который в последствие  предложил ему тему  для кандидатской работы — «О физических свойствах изоморфных смесей»…
   Будучи студентом,  участвовал в студенческой сходке 10 (22) ноября 1882г  за что был задержан полицией.  Там же стал членом народнического кружка Д. И. Шаховского  «Приютинское братство»,  где познакомился со своей будущей женой Натальей Егоровной Старицкой (1861-1943). Был избран председателем Центрального совета объединённых землячеств
Летом 1887 года на средства Вольного экономического общества  Вл.Вернадский едет в Смоленскую губернию изучать  фосфориты. В 1885—1890 годах — он уже  хранитель Минералогического кабинета Императорского Санкт-Петербургского университета…Туда  от «греха подальше»   отослал его научный руководитель.
После провала «Заговора первого марта», в 1888—1890 годах В. И. Вернадский был командирован университетом в Италию, Францию и Германию для продолжения обучения и подготовки к профессорскому званию.  В 1888-м Вернадский отправляется на стажировку в Европу. Сразу он побывал в немецком Мюнхене, где занимался кристаллографией, потом переехал в столицу Франции, продолжал обучение в горной школе Коллеж де Франс. Домой он вернулся через два года и получил высокое назначение – Вернадского зачислили в штат Московского университета в качестве руководителя кафедры минералогии.

Он начал свою трудовую биографию в качестве преподавателя университета, и проработал на этой должности почти 21 год. В 1891-м состоялась защита его магистерской диссертации, спустя шесть лет, в 1897-м ученый защитил докторскую диссертацию, и получил научное звание доктора и профессора минералогии. В годы, прошедшие между защитой двух диссертаций, Владимир находился в постоянных разъездах. Научные экспедиции с его участием побывали в России и многих странах Европы, Вернадский занимался проведением геологических изысканий.
В 1889 году помогал В. В. Докучаеву в подготовке и показе почвенной экспозиции на Всемирной выставке в Париже, за которую «Отдел русских почв» выставки был награждён золотой медалью.
Осенью 1890 года В. И. Вернадский по приглашению профессора А. П. Павлова ( 1854  -  1929) — русский и советский учёный-геолог, палеонтолог и стратиграф, профессор Императорского Московского университета (с 1886), академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (с 1916))  - переехал в Москву и 22 ноября был утверждён приват-доцентом кафедры кристаллографии и минералогии Императорского Московского университета. После защиты в 1891 году магистерской диссертации назначен заведующим Минералогического кабинета. Тогда-то  перед молодым преподавателем встали серьёзные задачи: разработка лекций по минералогии и кристаллографии; упорядочение минералогического кабинета и музея; проведение исследований в химической лаборатории…
    В. И. Вернадский так охарактеризовал свою работу со студентами: «…И в поле, и в лаборатории выступало на первое место изучение парагенезиса минералов; стали совершаться минералогические экскурсии (чуть ли не впервые в университетском образовании в России)… В основу всего было положено  по возможности   точное физическое (в том числе кристаллографическое) и химическое изучение минералов и их наблюдение — парагенетическое — в поле и в лаборатории. Каждый обучающийся проводил кристаллографическое исследование (и вычисление какого-нибудь вещества, преимущественно искусственного) и делал полный химический анализ минерала. Работа выбиралась так, чтобы учащийся получал новые, раньше никому не известные, количественно выраженные факты. Значительная часть этих новых данных  потом печаталась.  Большое внимание в работе  он  уделял публикации результатов их совместных  работ в ведущих европейских журналах по минералогии и кристаллографии. Вёл  также студенческий минералогический кружок. За десять лет членами кружка прочитано 77 докладов об оригинальных исследованиях, в том числе 11 — самим Вернадским. За 1890—1898 годы приват-доцент В.И.Вернадский воспитал более двадцати учеников, ставших известными минералогами, среди них особое место занимает его любимый ученик  - сподвижник по научным исследованиям,   в  будущем  академик  А.Е. Ферсман (1883 -1945).
   В годы  своей    учебы Владимир Вернадский  изучил философию и историю религии, и это было началом его пути по созданию теории русского космизма (ряд религиозно-философских, мистических, художественных, эстетических и научно-футурологических течений зародившиеся в конце XIX века, объединяемых в одну общность на основании наличия в них представлений о человеке и человечестве как элементах, связанных в единое целое с космосом и развивающихся вместе с ним по неким общим закономерностям.. С точки зрения  уже науки, КОСМИЗМ подразумевает космогонию — использование теорий о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта—Лапласа (XVIII век) об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, теории расширяющейся вселенной Фридмана, разлетающихся галактик Хаббла (XX век), теории относительности Эйнштейна и других[ ), к которому он пришел уже в  свои зрелые годы.

 Научная   деятельность   В.И.Вернадского   началась   у    В.В.Докучаева, который кроме преподавательства стал еще и основателем школы почвоведения. Выдающийся почвовед руководил естественным отделением, в котором  учился, а потом и защищал  свою кандидатскую диссертацию Вернадский. Именно он предложил Владимиру остаться работать в университете на должности хранителя кабинета минералогии.   
  (13) мая 1897   года защитил докторскую диссертацию (по минералогии и геогнозии) на тему: «Явления скольжения кристаллического вещества»…
 4 (17) марта 1906 года  В. Вернадский избран  уже адъюнктом Петербургской академии наук по физико-математическому отделению (минералогия).
5 (18) апреля 1908 года избран экстраординарным академиком (внештатным академиком, современный член-корреспондент) по минералогии. C 3 (16) марта 1912 года — ординарный академик (современный академик) Императорской Санкт-Петербургской академии наук .
В 1906 году избран членом Государственного совета от Академии наук и университетов, но  потом вышел из него из-за роспуска Государственной думы I созыва. В 1908 году избран вторично в Государственный совет. Был командирован во Францию и Великобританию.   ****
В 1911 году переехав из Москвы в Санкт-Петербург, работал в Геологическом музее Петербургской академии наук, где руководил отделом минералогии (c 1906 года).
В 1911 году В. И. Вернадский в знак солидарности с увольняемыми по политическим мотивам профессорами подал в отставку (в связи с так называемым «Делом Кассо» ( Это -увольнение в 1911 году большой группы либерально настроенных университетских профессоров Московского университета в результате политики министра народного просвещения Л. А. Кассо. В результате к концу семестра университет покинуло около 130 преподавателей, около одной трети от их общего количества...)   Вернадский назвал тогда  политику Л. А. Кассо «национальным бедствием» и «глубоким потрясением» . По его словам, государство пошло на «эксперимент «твёрдой власти», который и привёл к уходу преподавателей из университета, осознававших, что «подчинение такому унижению, безропотное перенесение оскорблений ведёт к полному разрушению основ существования школы». Свобода и автономия высшей школы должны быть непременным условием её развития... и  совершенствования, и приближения  к возможному идеалу  в  этой сфере. .
В 1909-м состоялся 12-й съезд естествоиспытателей, на котором Вернадский выступил с докладом на тему «Совместное нахождение минералов в земной коре». Таким образом, он стал основателем новой науки, получившей название ГЕОХИМИЯ. За годы работы в Московском университете, Владимир Иванович выполнил колоссальную по объему и значимости работу, он сумел полностью изменить представление о минералогии, существовавшее на протяжении долгого времени. Ученый смог разделить такие понятия, как минералогия и кристаллография. По его мнению, первая из наук относилась непосредственно к математике и физике, а вторая была неотъемлемой частью геологии и химии земной коры.

Параллельно с новаторскими разработками по минералогии, Владимир значительно приблизился к открытию ГЕОХИМИИ. Изучив некоторые явления жизни, он вплотную подошел к началу еще одной науки – биогеохимии.
Основоположником геохимии является выдающийся русский уче¬ный В.И. Вернадский, высокообразованный исследователь-естество¬испытатель с философским складом ума. Он дал определение геохимии как науки, указал объект и предмет исследования. Позже определения геохимии были даны А.Е. Ферсманом, В.И. Лебедевым и др. Так, по В.И. Вернадскому: «Геохимия научно изучает химические элементы, т.е. атомы земной коры и, насколько возможно, всей планеты. Она изу¬чает их историю, их распределение и движение в пространстве-времени, их генетическое на нашей планете соотношение». По А.Е. Ферсману, «Геохимия изучает историю химических элементов – атомов в земной коре и их поведение при различных термодинамических условиях при¬роды». Известен ряд других определений: «Геохимия есть естественная история химических элементов» - А. Поланьский и К. Смуликовский. «Геохимия есть наука о распределении – концентрации и рассеянии хи¬мических элементов в земной коре» - В.И. Лебедев. «Геохимия – это история атомов Земли» - А.И. Перельман.
В основе геохимических методов лежат четыре важнейших положения геохимии, имеющие первостепенное прикладное значение:
а) повсеместное распространение химических элементов во всех геосферах;
б) непрерывная миграция (перемещение) элементов в пространстве и времени;
в) многообразие видов и форм существования элементов в природе;
   г) преобладание рассеянного состояния  элементов над концентрированным, особенно для рудообразующих элементов.
Геохимия (относительно новая наука) создавалась в течение ряда десятилетий на стыке геологии, химии и атомной физики.
Этому способствовали, с одной стороны, огромный размах по поискам и разведке МПИ, а с другой – успехи смежных с геохимией наук.
Геохимия своими идеями, положениями, методами исследований природного вещества и природных процессов не только глубоко пронизывает современную геологическую науку и практику, но и проникает во многие, в т.ч. далекие науки (астрофизика, атомная физика, физическая химия, металлургия, география, почвоведение, биология (физиология и биохимия животных и растений) агро-биология, медицина, экология и др.).
Геохимия имеет свой предмет и задачи изучения, свои методы и методики исследований.
Объектом геохимических исследований (т.е. предметом изучения) являются атомы химических элементов Земли, она изучает также атомы химических элементов и за пределами (в космических телах и образованиях). На её основе родилась новая наука космохимия.
Задача геохимии – выявить основные черты  тех 93 типов атомов, которые  составляют в различных сочетаниях природу во всем её многообразии.
В отличие от многих геологических наук, изучающих лишь определенный отрезок истории атомов и комплексов в природе, геохимия  играет связывающую роль, она   прослеживает всю историю поведения и все формы нахождения атома на Земле.
Геохимия, устанавливая связь между различными науками, синтезирует громадный фактический материал и выводы, накопленные многими науками, этим она способствует более глубокому и всестороннему изучению природных процессов.
Велико и практическое значение геохимии: тут и разрешение таких проблем, как генезис МПИ и размещение элементов и их месторождений в пространстве, что лежит в основе рациональных поисковых, разведочных и эксплуатационных работ.
Геохимия может указывать новые виды сырья для некоторых особенно редких и рассеянных элементов, не образующих часто собственных минералов и наметить пути извлечения этих элементов.
Геохимический анализ руд дает возможность установить наличие в них элементов примесей и соответственно направить переработку руд комплексно.
Содержащиеся в живом веществе элементы в малых количествах играют большую физиологическую роль, поэтому детальные геохимические исследования, а также биогеохимическое изучение растений и животных имеют большое значение для решения практических задач сельского хозяйства и даже медицины.
В геохимии  выделяют  большое число направлений, которые носят соответствующие названия (геохимия: систем, океана, ландшафта, минералов; процессов, отдельных элементов, гипергенеза, осадочных пород и руд, процессов выветривания и коры выветривания, галогенеза, техногенеза,  историческая геохимия и др.).
Практическое применение геохимии  связано с решением  многих практических проблем: здравоохранения, сельского хозяйства, охраны среды  и особенно с поисками полезных ископаемых.
Прикладная геохимия получила название -  геохимические методы поисков и разведки полезных ископаемых. Основные задачи геохимии можно сформулировать так:
- Поведение и формы нахождения химических элементов в различ¬ных оболочках Земли (геосферах и при различных геологических про¬цессах).
- Условия и закономерности миграции – концентрация (образование месторождений) и рассеяние химических элементов.
- Изучение изотопов химических элементов для решения вопросов о возрасте пород, источнике вещества, о палеотемпературах, решение ге¬нетических и других вопросов.
- Изучение изоморфных смесей; типоморфизм минералов.
- Изучение геохимии отдельных регионов земной коры.
- Дальнейшее повышение чувствительности и точности аналити¬ческих методов. Совершенствование методик геохимических иссле¬дований.
- Изучение миграции химических элементов в связи с деятельностью человека.
 
Задачи и проблемы геохимии исключительно многообразны, а пото¬му и определения их значительно варьируют. По Ф.У. Кларку, каждая порода представляет собой химическую равновесную систему, которая может изменяться под действием различных агентов с образованием новой системы, стабильной в новых условиях; «определить, какие из¬менения возможны, как и где они происходят, наблюдать явления, ко¬торые сопровождают их, и отметить их окончательный результат – вот задача геохимика».
В.М. Гольдшмидт отмечает, что «основной задачей геохимии является, с одной стороны, количественное определение со¬става Земли и ее частей и, с другой – установление законов, которые контролируют распределение отдельных элементов».
А.Е. Ферсман задачу геохимии видел в «выяснении законов сочетания элементов и ми¬нералов в земной коре, их качественных и количественных соотноше¬ний в топографической и хронологической связи».
Какие же задачи и проблемы стоят перед современной геохимией? Нельзя забывать, что Земля является частью космоса и геохимия, таким образом, может рассматриваться как наиболее изученная часть более общей Kocмoхиmuu – науки, изучающей химический состав Земли, пла¬нет и Вселенной в целом. В освоении космоса сделан огромный скачок – получены объекты для сравнения: лунные породы, данные атмосферы Венеры, Марса, Юпитера. Современная геохимия включает много но¬вых разделов, она дифференцировалась и, естественно, охватывает про¬блемы из различных областей естествознания. Так, появилась геохимия изотопов, ядерная геохимия, геохимия редких и рассеянных элементов в почвах, геохимия ландшафта, физическая геохимия, гидрогеохимия, прикладная геохимия, геохимия ноосферы и другие, со своими задача¬ми и проблемами
29 декабря 1910 (11 января 1911) года на общем собрании Академии наук Вернадский выступил с докладом: «Задачи дня в области радия», в котором обосновал необходимость систематического изучения с геологической и минералогической точек зрения проявлений радиоактивности в природе, что привело к созданию Радиевой комиссии в том же году  . В том же году Вернадский определил районы возможного залегания радиевых руд: Кавказ, Урал и Ферганская область (Тюямуюн). Геологические исследования, проведённые в 1911—1917 годах Академией наук, не обнаружили на Урале залежей радиоактивных элементов
В начале 20-го века Вернадский уже академик Петербургской Академии Наук  заведующий музея Минералогии. В 1909-м он стал основателем Радиевой комиссии, которая руководила поиском минералов. Сам профессор тоже принимал непосредственное участие во всех экспедициях, об этом свидетельствуют многочисленные архивные документы и фотографии. В 1915-м Владимир Иванович участвовал в организации комиссии  КЕПС (Комиссии по изучению естественных производительных сил страны   организованной во время Первой мировой войны, в 1915 году, при Императорской Санкт-Петербургской академии наук для изучения природных ресурсов страны и Комиссии экспедиционных исследований АН СССР (существовавшей в 1928—1930 годах)) , которая занималась изучением сырьевых ресурсов в стране, в том числе и радиоактивных минералов.
В начале нового века ученый принимал участие в открытии бесплатных столовых для голодающих крестьян, был участником земских съездов, стал членом Государственного Совета российского парламента. Спустя несколько лет его поставили руководить Министерством народного просвещения при Временном правительстве..
Весной 1917 года В. И. Вернадский приехал в свою усадьбу Шишаки в Полтавской губернии, где его застала Октябрьская революция.  По ряду данных,  он по приглашению  С.Ф.Ольденбурга  (  1863  -  1934,  ) — русский и советский востоковед, один из основателей русской индологической школы, академик Российской академии наук (1903) и Академии наук СССР, академик Всеукраинской академии наук (1925), непременный секретарь Академии наук в 1904—1929 годах, член РБО. Один из лидеров партии кадетов, член Государственного совета (1912—1917), министр народного просвещения  Временного правительства (1917)) работал уже в Министерстве народного просвещения в Петрограде и после Октябрьской революции сдавал дела наркому просвещения А. В. Луначарскому.и 22 ноября по решению физико-математического отделения Академии наук командирован на юг по состоянию здоровья (туберкулёз) и для продолжения исследовательских работ.
Признав независимость Украины как «свершившийся факт», В. И. Вернадский в мае 1918 года вышел из Кадетской партии. Он писал тогда : «…Немедленно по утверждению меня Головой Украинской Академии я вышел из Конституционно-демократической партии и его Центрального Комитета…». И далее Вернадский даёт исчерпывающее пояснение этого шага: «Этот выход не был только следствием этой формальной причины. У меня уже «тогда», когда я был во Временном правительстве, я глубоко был не согласен с правительством князя Г.ЕЛьвова, не говоря о А.Ф.Керенском. Считал ошибкой всю тактику «кадетов». Деятельность кадетов во время междоусобной войны у А.И. Деникина окончательно меня от «них» оттолкнула — и в земельном, и в национальном вопросе».
Вплоть до 1919-го Вернадский был членом Кадетской партии, ему присущи либерально-демократические взгляды. Именно по этой причине он уехал из России после революции 1917 года. Весной 1918-го Вернадский перевез семью на Украину. Там ученый организовал Украинскую Академию Наук и занял должность ее первого председателя. После перешел в Таврический университет Крыма преподавателем геохимии.
27 октября 1918 года В. И. Вернадский стал одним из основателей и первым президентом Украинской академии наук, созданной правительством гетмана Павла Скоропадского….Так, например,  Д. И. Дорошенко (видный историк, министр иностранных дел при гетмане Скоропадском) подчеркнул роль Вернадского в организации Украинской академии наук: «…Когда же в 1918 г. возникла Украинская Держава, то организатором Украинской академии наук явился член Петербургской академии наук В. И. Вернадский…» . При этом, по предварительной договорённости с министром просвещения Н. П. Василенко, он не принимал гражданство Украины…?!   А ещё   попутно читал курс геохимии в Киевском университете, и самое главное  УВЛЕЧЁННО занимался биогеохимией
Весной 1919 года после установления Советской власти   в Киеве,  к Вернадскому прибыл представитель Российской академии наук ( кстати его ученик А. Е. Ферсман). Во время поездки для переговоров в Ростове-на-Дону   Вернадский заболел тифом, и поэтому  остался в Крыму, и был перевезён родственниками в Симферополь. После выздоровления, с февраля 1920 и до 1921 года, —он  внештатный ординарный профессор, а   с сентября 1920 года — ректор Таврического университета в Симферополе . В этот момент им  проведена  о существу  гуманитарная акция, спасшая  от  гибели многих молодых людей.  После того, как  большая  часть  группы  армии Врангеля ( по договоренности  с  М.Ф. Фрунзе ) покинула  Крым  и   отправилась на судах в Турцию, Константинополь,  то  часть  молодых  людей  из белой гвардии  не захотели покинуть  Родину  и ехать на чужбину. Многие  из них   были зачислены  студентами университета  по распоряжению ректора В.И.Вернадского, другие же, не попавшие под эту  категорию,   были   жестоко казнены (сброшены  в море  с подвязанными  к ногам камнями, или  растреляны) по распоряжению  большевистских   Уполномоченных   Бела Куна   и Розалии Землячки. Среди   спасенных таким образом,  оказался   и будущий  выдающийся  советский  ученый, трижды Герой Социалистического труда, Президент   Академии  наук   СССР в 1975-1986 гг. Член ЦК КПСС   Анатолий Петрович  Александров...
   А вот 25 января 1921 года «Крымревкомом» было решено бывшего ректора Таврического университета и ряд профессоров отправить в Москву, в распоряжение Наркомпроса. Комиссар высших учебных заведений Крыма М. Гасцинский в «политической характеристике» на бывшего ректора указал: «Несмотря на крупные научные заслуги Вернадского, оставление его в Крыму является политически недопустимым…». 23 февраля 1921 года Вернадский с семьёй под усиленной охраной ЧК выехал из Симферополя в Москву.
В середине марта 1921 года семья Вернадских вернулась на родину в Петроград.  А В. И. Вернадский возглавил Метеоритный отдел Геологический и минералогический музей имени Петра Великого РАН в Петрограде (1921—1939), Радиохимическую лабораторию и КЕПС..  . Ему удалось организовать экспедицию Л. А. Кулика в Сибирь, к предполагаемому месту падения в 1908 году Тунгусского метеорита.
14 июля 1921 года В. И. Вернадского арестовали и препроводили в тюрьму  ЧК на Шпалерную улицу. На следующий день, на допросе, он понял, что его пытаются обвинить в шпионаже. Однако  Вернадский был   освобождён.   выяснилось, что президент Российской академии  наук А. П. Карпинский и С. Ф. Ольденбург  послали телеграммы  Ленину,  ещё наркому просвещения А.В.Луначарскому и Н. А. Семашко-наркому здравоохранения, после чего было принято решение об его «освобождении»... После освобождения по приглашению  уже А.Е.  Ферсмана, Вернадский вместе с дочерью уехал в Мурманск, где участвовал в комплексном исследовании Кольского полуострова, результатом которого стала большая статья «Живое вещество в химии моря». В 1921-м семья Вернадских снова переехала в Петербург, переименованный большевиками в Петроград. Ученый получил должность руководителя метеоритного отдела при Минералогическом музее, стал организатором научной экспедиции в Сибирь, где упал Тунгусский метеорит. Жизнь начинала понемногу налаживаться, и Вернадский поверил, что может спокойно посвятить себя любимому делу – науке.
 В.И.Вернадский участвовал в создании в январе 1922 года Радиевого института, который возглавлял до 1939 год. Институт был сформирован путём объединения всех имевшихся к тому времени в Петрограде радиологических учреждений: таких как  Радиевой лаборатории Академии наук, Радиевого отделения Государственного рентгенологического и радиологического института Радиохимической лаборатории…
В плане научного руководства новому институту были подчинены радиевый рудник и недавно созданный завод в Бондюге (Татарстан). На этом заводе В. Г. Хлопиным и М. А. Пасвик в декабре 1921 года были получены первые в России высокообогащённые препараты радия. Комплексный подход к проблеме радиоактивности, характерный для основателей института академиков В.И.Вернадского  и В.Г.Хлопина, предопределил комплексную структуру института, основанную на сочетании физических, химических и радиогеохимических исследований.
В 1922-1926-м годах Вернадский читал лекции студентам Парижского  университета, потом работал в Праге. Одновременно с этим профессор пишет научные труды и книги, которые постоянно выходят из печати – «Геохимия», «Автотрофность человечеств», «Живое вещество в биосфере».
В 1926-м, после возвращения в Ленинград, Вернадский возглавляет Радиев институт, спустя два года он занимает кресло директора только что созданной биогеохимической лаборатории. В разные периоды своей биографии ученый был руководителем научных сообществ, которые изучали подземные воды, вечную мерзлоту, тяжелую воду, геологический возраст горных пород. В 1940-м его назначили руководителем комиссии по урану, он стоял у истоков основания ядерной программы СССР.
В 1936 году к 75-летию  В.И.Вернадского вышел под редакцией Ферсмана сборник (в 2-х томах) «Академику В. И. Вернадскому в честь пятидесятилетия научной и педагогической деятельности».
В годы политических репрессий Вернадский ушёл со всех административных постов, оставаясь только научным консультантом (чтобы не участвовать в «чистках»). В это же время он был избран членом геолого-географического, химического, физико-математического отделений Академии наук. В. И. Вернадский (а также его соратники — А. Е. Ферсман и А. П. Карпинский) обладали колоссальным практическим и теоретическим опытом в геологии, который был необходим советскому государству при разработке и добыче полезных ископаемых. Кроме того, даже в те трагические времена у Вернадского находились заступники. Когда был арестован геохимик А. М. Симорин, его ученик, то  Вернадский неоднократно писал в «органы» и в Президиум Верховного Совета СССР, требуя освободить «талантливого учёного, прекрасного научного работника». До конца жизни Вернадский продолжал считать  А.М.Симорина своим сотрудником, вёл с ним переписку и отказывался подписывать приказ об его увольнении.
Владимир Вернадский оставил после себя большое наследие, состоящее из невероятного количества научных трудов и статей. Ему принадлежит авторство свыше семи сотен работ, причем в самых разных отраслях науки. В. И. Вернадский при жизни опубликовал 473 научные работы . Философские мысли натуралиста
Научная мысль как планетное явление
Биосфера и ноосфера
О науке. Том 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль
70 работ по биохимии
50 работ по геохимии
29 работ по кристаллографии
21 работа по радиологии    Он основал новую науку — биогеохимию и внёс огромный вклад в геохимию. С 1927 года и до самой смерти был директором Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Талантливый учитель целой плеяды советских геохимиков.
Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере, Вернадский также считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский КОСМИЗМ.
Вернадский утверждал, что биосфера представляет собой действующую, саморазвивающуюся и организованную систему. Организованность обеспечивает миграция химических элементов, на которые действует основной источник жизни – солнечная энергия. Ученый доказывал, что в единую планетарную экологическую систему входит биосфера, находящаяся в непосредственном контакте с другими геосферами.
Постепенно ученый  сформулировал определение самого понятия «ноосфера». Он считал, что это видоизмененная биосфера, сформировавшаяся в результате воздействия на нее человека. Ученый свято верил, что человечество способно совершать общие разумные действия, причем, не только для удовлетворения своих личных  желаний и потребностей, но и на то, чтобы создать на планете гармонию и равновесие, изучать и поддержать экологию Земли на нормальном уровне.
Вернадский считал, что в будущем люди смогут грамотно организовать государственную и общественную жизнь, в которой приоритетом станет творчество и инновации. Он мечтал, что у человечества хватит разума преобразовать Землю в соответствии с законами биосферы,  и только после этого ноосфера будет состоять из органического мира, космического пространства, всех геосфер, улучшенных разумным человечеством.
Вернадский первым популяризировал концепцию ноосферы и углубил идею биосферы до значения, широко признанного современным научным сообществом. Слово "биосфера" было изобретено австрийским геологом Эдуардом Зюссом, с которым Вернадский познакомился в 1911 году.
В теории развития Земли Вернадского ноосфера является третьей стадией в развитии Земли после геосферы (неживой материи) и биосферы (биологической жизни). Точно так же, как возникновение жизни коренным образом изменило геосферу, появление человеческого познания коренным образом изменит биосферу. Согласно этой теории, принципы как жизни, так и познания являются существенными чертами эволюции Земли и, должно быть, были присущи земле с самого начала. Этот системный и геологический анализ живых систем дополняет теорию естественного отбора Чарльза Дарвина,] в которой рассматривается каждый отдельный вид, а не его связь с принципом подчинения.
Дальновидные заявления Вернадского не были широко приняты на Западе. Однако он был одним из первых ученых, признавших, что кислород, азот и углекислый газ в атмосфере Земли образуются в результате биологических процессов. В 1920-х годах он опубликовал работы, в которых утверждал, что живые организмы могут изменять форму планет так же верно, как любая физическая сила. Вернадский был важным пионером научных основ наук об окружающей среде.
С началом  Великой Отечественной войны учёный был эвакуирован» в заповедник «Боровое» (Казахская ССР), где был санаторий АН СССР. Семья Вернадского, состоящая из его жены Натальи Егоровны, сестры жены сына Екатерины Владимировны Ильинской, его самого, секретаря Анны Дмитриевны Шаховской, домработницы Прасковьи Кирилловны Казаковой, занимала половину 37-й дачи. Живущими в посёлке академиками для преодоления возникших бытовых лишений было создано общественное Распределительное бюро.
18 января 1942 года в санаторной библиотеке сделал доклад: «О геологических оболочках Земли как планеты»
9 марта 1942 года направил на имя Президента АН СССР В. Л. Комарова записку «Об организации научной работы», 13 марта 1943 года — о необходимости восстановления деятельности Урановой комиссии
9 мая 1942 года получил от вице-председателя Всеславянского комитета СССР профессора Зденека Неедлы письмо с просьбой написать для читателей-славян, живущих в Англии, Америке и Австралии, статью на тему: «Научные связи русского народа с другими славянскими народами». Письмо также содержало просьбу об участии Вернадского в работе ежемесячного журнала Всеславянского комитета «Славяне»  В. И. Вернадский предложил другую статью, почти готовую, под названием: «Мысли натуралиста об организации славянской научной работы на фоне мировой науки» (для написания первоначальной статьи в Боровом не было ни книг, ни справочников) и уже 11 июня 1942 года переслал её в Москву…
  В 1943 году к 80-летию со дня рождения «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники» В. И. Вернадский был удостоен Сталинской премии I степени ( в размере 200 000 тыс. рублей), денежный эквивалент которой распределил он поровну — в Фонд обороны и бедствующим сотрудникам и членам семей погибших и репрессированных сослуживцев.[
За время эвакуации написал ряд статей: «К учёным-естествоиспытателям Великобритании», совместно с Н. Д. Зелинским (1941), «О необходимости выделения и сохранения чистых тяжёлых изотопов природных радиоактивных процессов» (1941), «Несколько соображений о проблемах метеоритики»(1941), «О необходимости организованной работы по космической пыли» (1941), «Определение состава вод метаморфических пород и минералов» (1941), «О геологическом значении симметрии» (1942), «О состоянии пространства в геологических явлениях Земли как планеты. На фоне роста науки ХХ столетия» (1943), «Несколько слов о ноосфере» (1943). Кроме того, продолжил работу над книгой «Химическое строение биосферы Земли и её окружения» в 2-х томах. Вместе с Натальей Егоровной подбирал материалы для будущей книги «Пережитое и передуманное». В этот период им написаны статьи по истории науки: «Мысли натуралиста об организации славянской научной работы на фоне мировой науки», «Памяти профессора Петра Андреевича Земетченского. 1856—1942», «Гёте как натуралист», «Из воспоминаний. Первый год Украинской Академии наук».
 Личная  жизнь  академика состояла в том, что в 1886 году В. И. Вернадский женился   на Наталии Егоровне Старицкой (1862 —1943), с которой прожил более 56 лет. 3 февраля 1943 года  она  скоропостижно скончалась  в эвакуации в заповеднике «Боровое»-Казахстан, где была и похоронена...  В день её смерти Вернадский записал в дневнике: «Всем хорошим в своей жизни я обязан Наташе. Мы прожили с ней 56 лет душа в душу, мысль в мысль» . Эту утрату Вернадский тяжело переживал  и не смог оправиться.
 В августе 1943 года возвратился в Москву из эвакуации.
Весной и летом 1944 года искал пути переехать к детям и внучке в США (оставаясь гражданином СССР), бывал у посла США в Москве (Особняк Второва , но ему это не удалось осуществить….
25 декабря 1944 года у В. И. Вернадского произошёл обширный инсульт, и 6 января 1945 года он скончался в Москве. В. И. Вернадский скончался за четыре месяца до Победы, когда меньше года оставалось до запуска в Москве академиком И. В. Курчатовым первого в СССР ядерного реактора и четыре с половиной года — до триумфа советских физиков-ядерщиков и успешного испытания атомной бомбы РДС-1… 
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве .
В  их семье было двое детей, которые эмигрировали заграницу в начале 20-х годов, во время Крымской эвакуации с остатками Армии генерала Врангеля,  а затем,   в конце концов, оказались в США: Сын Георгий (1887—1973) — один из лидеров движения евразийцев, стал известным  и крупным в США исследователем русской истории. Дочь Нина (1898—1986) — училась в Праге, замужем за археологом Н. П. Толлем (1894—1985, родственник Эдуарда Толля), работала врачом-психиатром в США. 
 
Жизнь Владимира Вернадского, это бесконечное служение российской, советской и мировой науке, пример невероятной трудоспособности и разносторонности, стремление учиться чему-то новому и совершать открытия во благо человечества. Вернадский обладал многогранным талантом, который и привел его к многочисленным открытиям, среди которых формулировка законов геохимической работы организмов, разработка учения о биосфере, ее развитие и эволюция в ноосферу.
Большинство исследований последнего времени жизни Вернадского связаны с открытием радиоактивности. Ученый называл это явление «бренностью атомов» ( можно считать, что он открыл Мировой закон, подобный закону Всемирного тяготения…Закон последовательного разрушения вещества (его составляющих -атомов, то есть их способностью к дезинтеграции и распаду, и превращения одних атомов элементов в другие, на этот фактор указывают наличие у всех химических элементов - их ИЗОТОПОВ. Владимир Иванович лично знал Марию Склодовскую-Кюри и ее мужа Пьера Кюри, авторов понятия радиоактивности. В их доме-музее в Париже до сих пор висит портрет Владимира Ивановича. «Вернадский вел в своих трудах заочную полемику с Эрнестом Резерфордом, который считал, что должна пройти сотня лет, чтобы человек научился использовать атомную энергию в своих целях.
  Имя  Великого  ученого  - естествоиспытателя ПРИРОДЫ  Владимира Вернадского
 закреплено   в следующих названиях:
• <a>Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского</a> является главной академической библиотекой Украины
• Украинская <a>антарктическая станция</a><a>Академик Вернадский</a>
• Тавридский национальный университет имени В.И. Вернадского, университет в Симферополь
• Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского, научно-исследовательское учреждение <a>Российской академии наук</a>
• Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского - старейший музей в Москве
• Горный хребет Вернадского - это горы в Антарктиде, являющиеся продолжением горного хребта Гамбурцева.
• Бульвар Академика Вернадского (бульвар Академика Вернадского) - улица в Киеве
• Улица Петра Запорожца (в 1961-1963 годах улица Академика Вернадского) - улица в Киеве
• Вернадский (кратер), лунный кратер
• Медаль Вернадского, ежегодно присуждаемая Международной ассоциацией геохимии
• 2809 Вернадский, астероид


 

 

 


Рецензии