Чтобы знали. Чтобы помнили. 1

Чтобы знали. Чтобы помнили.
     Известный писатель, автор популярных исторических романов В.Г. Ян убеждал:   «Если человеку выпадает случай наблюдать чрезвычайное, как-то: извержение огнедышащей горы, погубившей цветущие селения, восстание угнетённого народа против всесильного владыки или вторжение в земли   родины невиданного и необузданного народа,  – всё это видевший должен поведать бумаге. А если он не обучен искусству нанизывать концом тростинки слова повести, то ему следует рассказать свои воспоминания опытному писцу, чтобы тот начертал сказанное на прочных листах в назидание внукам и правнукам».
     Опытным писцом я совершенно не являюсь, но в то же время преобладает искреннее желание донести до уважаемого читателя воспоминания очевидцев прошлого, уроки того минувшего времени, из которого и сплетена история нашей родины, нашей земли, нашего бытия.  Чем дальше  от нас события прошлого, тем сильнее свидетельства его современников, отразивших неповторимый дух, характер и атмосферу эпохи,  тем ярче дорожим  мы каждым словом, советом, любой вещью, оставленными предками.  Дороги, разумны и необходимы  воспоминания очевидцев, их народная речь завораживает, мысли увлекают, память их убедительна.
     Итак, передо мною лежат несколько бумажных листов формата А4, заполненных крупным, «острым» почерком.  Внизу – дата, 2008 год, подпись. О своей жизни поведал Скворцов Владимир Григорьевич, тогда проживающий в д.Дмитрово, ныне покойный. Следует адресовать слова благодарности библиотекарю Лучанского филиала Г.М.Смирновой  за большую трудоёмкую работу по сбору такой информации среди людей старшего поколения и любезному предоставлению её для опубликования:

     Я, Скворцов Владимир Григорьевич, родился в 1929 году на хуторе Рогово, близ деревни Носоновка, как говорила мне мать моя – в День Успенья Пресвятой Богородицы, 28 августа. Родители: отец Скворцов Григорий Терентьевич, рождения 1900 года, сын потомственного крестьянина, имел в Рогове свой земельный надел и вёл домашнее хозяйство; мать, Вера Сергеевна, родилась в 1908 году так же в семье крестьянина. В 1932 году родители вступили в колхоз, который назывался «Красное Знамя». В это «Красное Знамя» они сдали свой земельный надел, коня, нетель и сельхозинвентарь. Началось строительство социализма.
     В 1936 году я был отдан в 1 класс Лучанской начальной школы, где в то время  преподавание вели супруги Даньшовы, Зинаида Ивановна и Павел Дмитриевич. Это были прекрасные педагоги и замечательные интеллигентные люди. В этой школе я проучился 3 года .
     В 1939 году началась административная реорганизация села, началось выселение крестьян с хуторов в деревни. Не обошло это историческое событие и моих родителей, которые долго сопротивлялись, но под угрозой снятия крыши с дома летом 1939 года переехали в деревню Носоновка, где в то время было 11 жилых домов крестьянских. Переезжать было очень трудно, но с помощью добрых людей дом был перевезён и вновь собран.
     До лета 1941 года я окончил 4 и 5 классы Жихаревской неполной средней школы. В то время в Жихаревской нсш были очень добрые, грамотные, требовательные педагоги: Тумановы, Виноградова Е.А., Никитина Е.Н., Тазик А.К., Вормус Э.К. и другие. Это было ядро сельской интеллигенции. Школа по количеству учеников была большой, около 200 человек учащихся. В нашем классе было более 40 человек. Учились в школе ребята с Колотилова, Синькова, Дмитрова, Носоновки, Осечна, Чернушки, Беляёв, Борзова, Внучек, Которова, Новоследова и других деревень. И никого ни каким транспортом в школу не возили. Ходили сами.
     В 1941 году началась война. Окончилось и наше радостное детство. Отцы, старшие братья  ушли на фронт. Мы, подростки, стали на их место. 4 года проходили в тяжёлых изнурительных работах, но никто не ныл, не сетовал на трудности.
А работы были тяжёлыми. Весной копали землю вручную лопатой. Норма для взрослого 3 сотки, нам немного меньше. Летом – сенокос: заготовка сена для колхозного стада коров и для коней на фронт. А каково это было с нашими хилыми силёнками? Ведь еда была «никакой». Жили подножным кормом, травой. Хлеб пекли из  липовых опилок и собранных весной ядрышек крахмала сгнившей картошки на прошлогодних полях.
     Самые тяжёлые работы были в осень 1942 и 1943 годов, когда мне довелось в составе колхозного обоза вывозить раненых под Холмом солдат из Крючкова и других деревень аксёновской зоны прифронтовой, по ночам, (днём не давали передвигаться немецкие самолёты) в прифронтовые госпитали – в Шешурино и Серёжино. В телеге 2-3 раненых солдата, а ты шагаешь рядом, ведёшь коня,  по колено в дорожной жиже, под проливным неперестающим дождём…  И так две осени подряд.
Зимой было нелегче. Нашей обязанностью была расчистка от снега прифронтовой дороги Андреаполь – Холм через Лезно на участке Рогово – Сухие Нивы, а так же расчистка взлётно-посадочных полос на прифронтовом аэродроме для штурмовой авиации в деревне Быстри. Все быстрянские поля и лесные рощи были заняты аэродромом. А мы, подростки носоновские, пешком должны были утром явиться на аэродром, получить норму работы, выполнить её и вечером пешком домой. Назавтра то же самое. И так целую зиму.
С началом войны, 2 года, никакой школы, никакой учёбы. В 1943 году я пошёл в 6 класс Жихаревской школы. Зимой – школа, летом – работы в колхозе. Дело доходило до того, что во время работы терялось сознание, падал в обморок. Самоотверженно трудились все: и дети, и старики, и женщины, тем самым приближая долгожданный день Победы.
В1945 и 1946 гг закончил 7 и 8 классы Бологовской средней школы и в 1946 году уехал в город Ленинград, где в 1947 году поступил в Первое Ленинградское общевойсковое училище. В 1950 году успешно его окончил, получил воинское звание лейтенанта и был направлен для продолжения службы в Группу советских войск в Германии. В 1952 году в связи с болезнью желудка был переведён с должности командира огневого взвода на должность начальника продовольственной службы мехполка. Но в связи с тем, что болезнь прогрессировала, в июле 1954 года медицинской комиссией был признан негодным к службе в Армии в мирное время и комиссован с пенсией 500 рублей в месяц.
     В 1964 году поступил на учёбу в Ленинградский политехнический институт, а в 1970 году его окончил. Был назначен на должность замначальника сборного цеха по сборке полупроводниковых приборов на заводе «Светлана», где раньше работал 10 лет на разных должностях.
     В 1966 году серьёзно заболела жена, и я был вынужден из Ленинграда (Петербурга) переехать в деревню по рекомендации врачей и зову предков. Сразу был принят в совхоз «Любинский», где проработал до выхода на пенсию и даже, более того, в должностях главного инженера до рядового рабочего, будучи пенсионером.
А теперь пребываю на заслуженном отдыхе, если можно так назвать. Был сельским старостой 2 срока, пока позволяли силы. Сейчас нахожусь на инвалидности – инвалид II группы.
     Таков вкратце мой жизненный путь, тяжёлый, но прекрасный, полезный для России.


Рецензии
Жанна Владимировна!
Вы делаете не просто важное дело, а очень ценное для истории страны - публикуете рассказы наших соотечественников.
Прочитала о жизни Владимира Григорьевича и восхищена его трудолюбием, стойкостью духа. Да, и детям в годы Великой Отечественной войны пришлось много и тяжко работать. Кто-то - в колхозах, кто-то - на заводах. Работали и в госпиталях.
Среди моих знакомых были те, кто, стоя на скамейке, на ящике (чтобы быть выше),работал на разных станках на военных заводах в тылу. Голодали; смена была длинной. Вспоминая, гордились, что смогли помочь стране победить фашизм.
В Новом году желаю Вам крепкого здоровья, благополучия! Мира!


Лариса Прошина-Бутенко   29.12.2023 21:14     Заявить о нарушении
Спасибо большое за такие добрые теплые слова. Примите и мои поздравления, Лариса (простите, отчества не знаю). Всего Вам доброго! Жизненного вдохновения! Скажите, пожалуйста, не располагаете ли Вы какой-либо информацией о госпитале, ГЛР №2296 Западного фронта? Там служил мой дедушка. С уважением, Ж.Морозова, Тверская область

Морозова Жанна Владимировна   29.12.2023 23:33   Заявить о нарушении