То, что осталось в памяти. Вступление

 
                (Заметки о театре и кино 70-80г.)               
               
               
               
                Вступление

            
           Ленинград по праву считался театральным городом. В 70-е годы в нём был самый настоящий театральный бум. Состояние взвешенной духовности пронизывало всё общество. Это был период расцвета литературы и искусства.
           Случалось, ещё на подходе к театру спрашивали лишний билетик. А иногда приходилось с утра занимать очередь у кассы или покупать билеты с нагрузкой. Но никуда не денешься, шли на всё, лишь бы попасть на вожделенный спектакль.
В памяти всплывает одна забавная история.
            
           1972-ой год. Гастроли Таганки в ДК Первой пятилетки. Спектакль "Антимиры" по Вознесенскому. Поговаривали, что будет Высоцкий. Билеты спрашивали за километр, но всё напрасно. Тут поневоле напрягаешь соображалку.  И надо же, эврика! Одного башковитого студента театрального института, некто Серегу, вдруг осенило. Он нашел необычный способ попасть
на спектакль: через форточку в женском туалете на первом этаже.
          
           Несколько его однокурсников успешно проникли в здание через это вентиляционное отверстие, вскарабкавшись
на плечи товарищей, а сам Серега — по комплекции настоящий шкаф — застрял, и ни туда ни сюда.
           Одни студенты тянули его из туалета, другие толкали с улицы, -- но всё было напрасно. Застрял он капитально. Удивительно, как ещё форточка выдержала и не сломалась, просто чудо!  А вскоре так некстати и билетёрши подоспели,
замели бедолагу.
           Но тут уж ничего не поделаешь, как говорится в таких случаях, кто не успел, тот опоздал.

          
           Я закрываю глаза и пытаюсь вспомнить то, что осталось у меня в памяти от просмотра спектаклей спустя почти сорок лет, от того состояния взвешенной духовности, что царила в душах людей.
           Конечно, это неподдельные ощущения и эмоции, без которых жизнь становится тусклой и серой; без которых невозможно чувствовать и сопереживать, примерить на себя множество ролей, жизненных ситуаций, понимать друг друга и любить.
           Вспоминаются также ключевые реплики персонажей, глубоко запавшие в душу, а также, казалось бы, малозначительные детали: улыбка, походка, жесты актёров. Также почему-то запомнились неожиданные мизансцены, особенно в начале или
в конце спектакля.
            
           Я не буду здесь отделять кино от театра, ибо кино -- это тот же театр, только перенесённый на экран.  Да и основа у них одна -– драматургия, то есть раскрытие характера человека в действии.
           Интересная деталь: если помнишь, в чём состоит главный конфликт (например, быть или не быть), то легко вспоминается весь спектакль. Если же не помнишь, то спектакль выветривается из головы. Заметим, что причиной конфликта обычно являются непримиримые противоречия между естественными чувствами и обстоятельствами жизни героев.

                http://proza.ru/2023/08/02/1789
               


Рецензии
🪀 Насколько я поняла , на сцене , как правило- идёт борьба инстинктов с общественными установками.

Райя Снегирева   30.01.2024 15:54     Заявить о нарушении
Понятие "естественные чувства" шире, чем инстинкты, но по сути правильно.

Андрей Жунин   17.02.2024 15:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.