Пока жива легенда

«Пока жива легенда»

Пьеса начинается с событий, происходящих в наше время. Далее, времена настоящее и прошедшее чудесным образом переплетаются, создавая целостную картину с ожившими героями и колоритным сюжетом из глубины веков.

Действующие лица:
1. Бабушка.
2. Асенька - внучка.
3. Адам - герой пьесы.
4. Халимат – мать Адама.
5. Асят– возлюбленная Адама.
6. Девушка - подруга Асят.
7. Саид – друг Адама.
8. Юнус – юноша из соседнего аула.
9. Докку - отец Асят.
10. Рукият - мать Асят.
11. Старец Дауд – имам аула.

Действие 1
Бабушка и внучка.
Действие происходит в наше время.

Внучка: Ба! Бабо!

Бабушка: Иду, Асенька, уже иду!

Внучка: Я зову, зову… Так и скажи, что  ждёшь пока я засну...

Бабушка: Ну, что тут? Устала ждать? Моё ты солнышко! А ты водички попила, зубки почистила?

Внучка: Да и уже давно тебя жду...

Бабушка: А это Байсангур сегодня, что-то спать не хотел... То это не так, то другое... Я же вижу - по маме скучает... Слава Богу, уснул мой золотой! Асенька, подай-ка мне гребешок. Косичку тебе заплетём. А то волосы путаются, мешают спать.

Внучка: Ага, вот, возьми. А мама с папой опять на работе дежурные?

Бабушка: Да, моя хорошая... Мама звонила недавно. К операции, говорит, готовимся. Она даёт наркоз, а папа  наш оперирует. Дай бог, чтобы хорошо закончилось!

Внучка: Ба!  А тебя мой братик аж два раза за водой посылал. Я всё слышала. Почему ты все его капризы исполняешь?

Бабушка: Ну, Асенька, ему же только четыре годика! Это я его балую, пока он маленький... Время-то, оно быстро бежит... Уже очень скоро он станет взрослым и должен будет, рискуя жизнью, защищать тебя, маму, Родину и всех нас если будет опасность какая-то. И у него больше никогда в жизни не будет времени на слабости и капризы...

Внучка: Сегодня, он во дворе упал и заплакал. А Дада ему сказал, что мужчины не плачут. Мне очень жалко было его...

Бабушка: А ты думаешь, Даде не было его жалко? Уж поверь мне, он десять раз разбил бы себе колено, чем дать ему упасть! Ведь Дада его любит очень! А воспитать настоящего мужчину, ох, как нелегко...

Внучка: Ба, а давай не будем спать! Посмотри в окно, какая луна большая и звёзды красивые!

Бабушка: Ты моё золотце! На дворе ночь. Значит пора спать и маленьким деткам, и зверюшкам, и птичкам.

Внучка: А вот и не все птички ночью спят!

Бабушка: И кто же этот неспящий?

Внучка: Сова. Она ночью охотится, а днём спит. Я читала в книге про зверей и птиц.

Бабушка: Ты мой маленький совёнок! Может пойдём, тоже немножко поохотимся? Что за ребёнок! Потешила ты бабушку, на ночь глядя! И всё-таки тебе надо поспать, чтобы к утру набраться сил. А то завтра, сидя за партой, вот этим вот носиком клевать будешь...

Внучка: Ладно, будем спать. Ба, а я в кружок краеведения записалась!

Бабушка: Какая ты молодец! И что вы там делаете?

Внучка: Нам рассказывают давние истории, былины и обычаи.

Бабушка: История сама по себе очень интересная наука.  А истроию родного края и его традиции, уж тем более надо знать.

Внучка: Ба, а у тебя ещё остались старинные легенды или сказки? Ну, пожалуйста, расскажи!

Бабушка: Дай-ка, подумаю... А я рассказывала тебе легенду о двух белых голубях?

Внучка: Нет ещё! А говорила, что уже все сказки закончились!

Бабушка: Ну, слушай тогда... (Бабушка открывает большую книжку, принесённую с собой) Давным-давно это было. В одном ауле жил юноша по имени Адам. Был он почтителен со старшими, внимателен и заботлив к младшим. На своём быстром, как ветер скакуне, он выигрывал почти все состязания по молодецкой удали. Старцы рассказывали, что его отец Берс, был бесстрашным воином. Однажды, когда Адам был совсем ещё маленьким, на крышу их сакли прилетел, необычайной красоты белый голубь.

Внучка: Я тоже люблю голубей.

Бабушка: Как же их не любить? Ведь они такие красивые! И где я остановилась? А, вот... В тот день, в смертельной схватке с врагом, Берс обрёл бессмертие и его душа поселилась в благоуханных садах Рая.
 
Внучка: Бабушка, а что означает «обрёл бессмертие»?

Бабушка: «Обрести бессмертие» означает, что человек жив, пока о нём говорят, пока его вспоминают.

Внучка: Значит он герой?

Бабушка: Конечно герой! Седые горы тому свидетели! Отца своего Адам не помнил. Но память о нём, всегда жила в их доме. Халимат, мать Адама, бережно хранила всё, что было связано с ним. Сердце сжималось от боли, каждый раз, когда она рассказывала сыну легенды о подвигах его отца. А сабля и пояс с кинжалом Берса, висели в сакле на самом видном месте.
 Когда Адаму исполнилось 15 лет, был ему повязан этот пояс. А вам на занятиях рассказывали об этом обряде?

Внучка: Нет ещё.

Бабушка: Это старинный вайнахский обряд посвящения юноши в мужчину. После этого обряда, молодой человек берёт на себя обязательства защитника и опоры своей семьи.

Внучка: Ба, а герои всегда были?

Бабушка: Они были во все времена и подвиги их живут в веках! Ну, вот... Халимат растила сына в строгости и любви. «Спи, мой маленький лев, тебя ждёт долгая жизнь и большие подвиги», – напевала она ему колыбельную. Адам с трепетным чувством сыновей любви, относился к матери. И стар, и млад в округе уважали его. И то, как он поступил однажды, посчитали должным.

Внучка: А что произошло?

Бабушка: Однажды, ночью, возвращался Адам домой и встретил своего друга, бегущего навстречу.

Действие 2
Адам, Саид, Юнус.
Далее действия переносят нас в прошлое.

Адам: Ассаламу Алайкум, брат мой, Саид!

Саид: Ва Алайкум Ассалам! Адам! Ты кого-нибудь встретил сейчас?

Адам: Я никого не видел. Что случилось?  Да, что с тобой?

Саид: Наш брат Али тяжело ранен...

Адам: Как ранен? Кто его ранил?

Саид: Этот мерзавец тоже ранен! Я видел, он скрылся, где-то здесь!

Адам: Кто скрылся? Объясни толком, что произошло?

Саид: Похоже, они не местные... Сегодня на свадьбе, один из них стал делать мне замечания. Так ты не встретил никого чужого?

Адам: Я никого не встречал. Где Али, он жив?

Саид: Жив, но рана тяжёлая. Его унесли домой.

Адам: Саид, я скажу матери и сразу же вернусь.

Саид: Он не мог далеко уйти. Я побегу вниз по улице.

Адам: Я догоню тебя.

(Адам подходит к своему дому и замечает человека, притаившегося за ним)

Адам: Кто бы ты ни был, выходи! Говори, кто ты, откуда?

Юноша: Ассаламу Алайкум! Я из соседнего аула. Зовут меня Юнус.

Адам: Ва Алайкум Ассалам! Отвечай, что ты делаешь возле этого дома?

Юнус: Прошу у вас прощения... Я сейчас же ухожу.

Адам: Даю слово, что ты не сделаешь и шага, не ответив на мой вопрос!
 
Юнус: Этой ночью мы с друзьями были приглашены на свадьбу. Клянусь честью, я не хотел неприятностей! Так получилось...
 
Адам: Что там произошло?

Юнус: Соблюдая традиции, тамада оказал нам честь. Я пригласил на танец девушку, с которой общался в этот вечер. Кажется этим и вызвал недовольство одного из местных джигитов. Мне пришлось сделать ему замечание.

Адам: А девушку зовут Лейла?

Юнус: Да.

Алам: Думаешь, тебе делает чести, скрываться после этого?

Юнус: Нет, конечно... Но юноша тот оказался слишком горяч. Предчувствуя недоброе, мы решили уйти, но на улице нас уже ждали и началась потасовка. Воспользовавшись  темнотой нам всё же удалось уйти.

Адам: Ты ранен?

Юнус: Рана, по-моему, неглубокая. Только мне показалось, что я кого-то из них тоже ранил. Видит Бог, я не хотел этого!

Адам: Ты узнал кого-нибудь?

Юнус: Было темно, но его одного я узнал.
 
Адам: Проклятие! Этого не может быть!

Юнус: Брат! Я не мог ошибиться! Я точно знаю – это они!
 
Адам: (В сторону: Всевышний! Дай мне терпения! Так и быть… Ему нужна моя помощь) Что я могу сделать для тебя?

Юнус: Брат! Я прошу, приютить меня до утра. На рассвете я уйду, чтобы сообщить братьям обо всём.
               
Адам: Сегодня ты гость в моём доме. Я обещаю, что этой ночью с тобой ничего не случится.


Бабушка и внучка.

Бабушка: Адам нисколько не сомневался, что поступает правильно, пригласив незнакомца в свой дом. И хорошо зная Саида, он понимал, почему произошедшее на свадьбе задело его. Саид был влюблён в Лейлу. И Адам, как близкий друг был пока единственным, посвящённым в это.

Действие 3.
Адам, Юнус, Халимат, Саид, Рукият.

Адам: Нана! У нас гость. Это Юнус. Он из соседнего аула.

Юнус: Добрый вечер, деци! Как поживаете?

Халимат: Приходи свободным, юноша! Да ты ранен! Адам, что с ним?

Адам: Попал в передрягу. С мужчиной такое бывает. Нана, он переночует у нас.

Халимат: Конечно. И что тебя угораздило, где ты поранился? Очень больно?

Адам: Поистине, Бог ведает нашими путями. Нана свои мази помажет и сразу же боль уйдёт.

Халимат: Конечно! Сначала я рану осмотрю...

Юнус: Неужели вы и есть целительница Халимат? Мой дедушка говорит, что если бы не ваши волшебные мази, то он точно лишился бы ноги. В прошлом году его на покосе что-то укусило. Его привозили к вам, помните?

Халимат: Помню, а как же! Тяжёлый был случай. А дедушка твой держался молодцом! Как он?

(Входит Саид)

Саид: Адам! Адам, ты дома? Деци...
 
Халимат: Саид! Проходи в дом.
 
Саид: А это… так это же он и есть! Адам – это он!

Халимат: Адам, а что происходит?

Адам: Нана! Ты не волнуйся. Всё в порядке. Саид, пойдём, выйдем…

Саид: Что он здесь делает? Адам, отвечай!

Адам: Саид, мы поговорим на улице.
 
 (Юноши выходят за дверь)

Саид: Это он! Он ранил Али! Объясни мне, что этот негодяй делает в твоём доме?

Адам: Сегодня он мой гость.

Саид: Что ты сказал? Гость? Ты понимаешь, что говоришь? Я слышал плач в сторону дома Али и вернулся за тобой. А ты... ты привёл этого мерзавца в свой дом!

Адам: Саид, поспеши к Али! Посмотри, что с ним…
 
Саид: Там наш брат ранен и может его уже нет в живых!

Адам: Ты хочешь, чтобы я, как последний шакал, прогнал раненного, просящего о помощи? И к тому же я знаю, что сегодня ты был неправ!

Саид: Неправ? Но это моя девушка!

Адам: Я это помню и понимаю тебя, но ты же знаешь наши обычаи. А сейчас, иди к Али. Саид! Я прошу тебя!

Саид: Ты мне, своему брату, не поверил, а его привёл в дом!
 
Адам: Довольно! Законы чести и гостеприимства наших предков никто не отменял! И, чтобы не было, мы должны им следовать!

Саид: Ты меня знаешь, как никто другой. Я не позволю, даже гостю, мне указывать!

Адам: Саид, я знаю, что делаю. И ты чуть погодя всё поймёшь… Надо отдавать отчёт своим поступкам… Скорее иди к Али и дай мне знать, как всё там…

Саид: Хорошо...

Бабушка и внучка.

Бабушка: Старейшины уладили ссору. А молва о достойном поступке Адама передавалась из уст в уста.

Внучка: Адам защищал его потому, что он был ранен?

Бабушка: Да. А ещё и потому что у нас есть традиция гостеприимства. Гостя так почитают, что вопросы о цели визита ему задают лишь на четвёртый день пребывания в гостях.

Внучка: А что было дальше?

Бабушка: Адам нравился многим девушкам. Однако, только юная Асят навсегда пленила его сердце.

Внучка: Её звали, как и меня, Асят?

Бабушка: Скорее всего, тебя назвали в её честь, чтобы ты была такой же воспитанной и красивой. Ведь имена детям даются не просто так, а в честь героев и достойных людей.

Внучка: А моему братику дали имя  Байсангур в честь кого?

Бабушка: Когда-то давно был в народе такой воин, Байсангур. Легенды о его храбрости и силе воли живы до сих пор. Он был настоящий Къонах.

Внучка: Ба, что там дальше про Асят?

Бабушка: Красотой и душевной чистотой Асят была подобна рассвету. Она была завидной невестой для многих достойных юношей, сватавшихся к ней. Но приняла Асят только ухаживания Адама, передав однажды у родника в залог шёлковый платочек.

Внучка: А зачем?

Бабушка: Это тоже старинный обычай, когда девушка, в знак верности, передаёт юноше в залог платочек или колечко. Однако, не всё в жизни происходит так, как нам того хотелось бы. В каждый дом пришла, однажды, пришла беда...


Действие 4
Халимат и Адам.

Халимат: Я сдержала слово, Берс. Наш сын вырос. Он так похож на тебя! Помнишь, ты его львом называл? Видимо пришло время и его отпустить, как отпустила и тебя, девятнадцать лет назад... Как же мне тяжело... Бог мой, дай мне сил! Адам! Сыночек! Ведь только вчера я тебя на руках качала... Мечтала о том дне, когда в это дом войдёт твоя невеста...  Он наполнится детскими голосами... А теперь, что мне в этой жизни дальше делать...?

Адам: Нана! Ты не одна?   

Халимат: Адам, ты вернулся? Конечно же, я одна. И видать уже совсем старушка, если меня со двора слышно...

Адам: Нана, ну это уже точно не про тебя! И ты не одна. Наш друг белый голубь сидит на крыше... Ты не видела?

Халимат: Видела... С утра уже прилетел... А к хлебным крошкам, даже не спустился. Я и подзывала... Думаю, может голодный, коли прилетел... А он только по сторонам смотрит. Садись, Адам. Еда стынет.
   
Адам: Сейчас, только руки помою. Я голоден, как лев! Целого быка готов съесть!

Халимат: Ты в последнее время мало кушаешь, совсем исхудал...

Адам: А себя ты видела?  По-моему, в этом доме к еде притрагиваюсь только я.

Халимат: Это тебе кажется...

Адам: А бульон есть? И подуй на него. Он после этого такой вкусный!

Халимат: Ох, шутник...смеётся он... Вот, возьми, не спеши...

Адам: Не обожгусь!?

Халимат: Теперь – нет!   

Халимат: Адам! Я не нашла в сундуке шёлковый платочек Асят. Ты не брал его?

Адам: Он у меня... Хочу вернуть...

Халимат: Это правильно... Вернуть надо... Асят – хорошая девочка. Дай ей Бог  счастья!

Адам: Нана, послушай... Я должен тебе сказать...

Халимат: Адам! Я знаю, что ты хочешь сказать.

Адам: Знаешь?

Халимат: Конечно же знаю… Поэтому, послушай меня! Для нас Честь, Достоинство, Отечество – это не просто слова…  Ты не был бы достоин своего отца, если бы сегодня остался в стороне…

Адам: Ты всё знала…

Халимат: Отряд уже собрался... Тебя ждут...

Адам: Значит ты меня отпускаешь?

Халимат: Да...

Адам: Ты меня прости, Нана! Ни один сын не мог бы пожелать матери лучше тебя! Я буду достоин тебя и отца!

(Халимат снимает со стены саблю и подходит к сыну)

Халимат: Помни кто ты и за что сражаешься!
 
Адам: Клянусь, враг никогда не увидит моей спины!

Халимат: Иначе и быть не должно! Ведь ты сын воина и этих гор! Адам! В нашей сакле всегда будет гореть очаг. Возвращайся к нему!

Адам: Никто и ничто не сможет навредить нам более того, что суждено Богом! Оставайся с миром!

Халимат (вслед): Бог мой, отдаю Тебе сына на попечение! Прошу Тебя, всели в его сердце отвагу и милосердие и сохрани его!

Адам (уходя): Всевышний, прошу тебя, храни её!


Бабушка и внучка.

Бабушка: Ах, если бы эти горы, и эти небеса знали о боли, разрывающей сердце Адама! Выйдя из дома, сдерживая в груди стон, он присел у порожек.  Адам знал, чего стоило матери спокойствие, с которым она его провожала. Свидятся ли они ещё? Это только одному Богу известно! Надо поручить Саиду, чтобы он наведывался к ней. И в последний раз позвать Асят к ручью. А какие слова подобрать, чтобы не обидеть её? Поймёт ли она его?


Действие 5
Адам, Саид, Халимат, Рукият.

Саид: Адам! Адам, что с тобой?

Адам: Саид? Я в порядке. Решил посидеть немного.

Саид: Деци дома? Она здорова?

Адам: Всё хорошо, Саид! Не переживай. А я, как раз к тебе собирался.

Саид: Ну, тогда я тебя слушаю.

Адам: Хочу попросить тебя позаботиться о моей матери, пока меня не будет. Даст Бог и я вернусь...

Саид: Так и я шёл к тебе просьбой, чтобы ты присмотрел за моими стариками. Значит, ты тоже решил присоединиться к джигитам? Адам! Я считаю, что ты должен остаться. Деци и так настрадалась за свою жизнь...

Адам: Но, как ты это себе представляешь? Кто я после этого?

Саид: Я всё понимаю, но хватит ли у неё сил?

Адам: Саид, а ты знаешь, как она меня проводила? Она сказала, что по-другому быть и не должно!

Саид: Она настоящий воин! Так не раз говорил мой отец.

Адам: Твой отец позаботится о ней, я знаю. В детстве я много раз видел в окно, как он кладёт у нашего порога вязанку дров. Из-за пазухи вытащит и сверху на дрова свёрток положит. А заметив меня, выглядывающего в окно, подмигнёт и палец к губам приложит, чтобы молчал. А в свёртке, то кукурузный хлеб, то мясо сущённое, то сухофрукты. Нана потом ходит в недоумении, кто же это был...

Саид: Да... Я слышу, как он по ночам молится и тихо плачет... А имя твоего отца он в дуа всегда произносит первым. В том бою он потерял и брата, и лучшего друга - не только свою руку… А к деци, как к целительнице, и так вся округа ходит... Скучать не дадут…

Адам: И то верно... Саид! Нам надо наведаться ещё в одно место.

Саид: Я готов.

(Саид и Адам уходя встречаются с Рукият, направляющейся в сакле Халимат)

Рукият: Добрый день, молодые люди!

Саид: Приветствуем вас, деци! Как поживаете?

Рукият: Баркал, всё хорошо! А Халимат дома?

Саид: Да, она в доме.

Рукият: А я вот, за мазями для дедушки пришла. Чтобы мы делали без золотых рук Халимат?!

Саид: Дай Бог здоровья дедушке! Может помощь какая нужна, вы скажите!

Рукият: Баркал! Храни вас Бог! Каждый раз Халимат выручает. Ну , а тогда зайду к Халимат. Халимат, ты дома?

Халимат: Приходи свободной, Рукият!

Рукият: Как ты, Халимат? Пришла в себя? Вот, зашла проведать тебя… Заодно и для дедушки мази возьму…

Халимат: Хорошо я себя чувствую. Всё прошло. Рукият, проходи к столу. Я только что накрыла.

Рукият: Баркал... Я спешу... Иначе посидела бы с тобой с удовольствием... Я только хочу попросить тебя, чтобы ты берегла себя. На похоронах не задерживайся... И так свою жизнь в слезах провела... С малюткой на руках овдовела... Вот и сказываются переживания, не выдерживает сердце-то...

Халимат: Да, кто из нас не страдал?  Детишек сироток жалко очень...

Рукият: Ты, наверное сыну не сказала ничего... Пойду скажу ему, чтобы рядом с тобой побыл.

Халимат: Рукият, постой! Не говори ему ничего... Он... Он уходит сегодня с джигитами.. Я его только что проводила.

Рукият: Как проводила? Ты и так радости в жизни не видела! А теперь, когда он вырос... Нет! Так нельзя! Надо же в жизни хоть немножко человеческого счастья увидеть!

Халимат: Рукият, я была бы самой несчастной, если бы он сегодня смалодушничал... Это означало бы, что Берс напрасно свою душу отдал, да и я зря жизнь прожила...

Рукият: Но ты одна совсем остаёшься...

Халимат: Будем молиться за них!

Рукият: Значит, ты окончательно решила... Пусть Бог ответит на наши мольбы!

Халимат: Как там Асят? Видела её недавно.  Красавицей выросла.

Рукият: Всё вокруг отца суетится... Он хворает в последнее время... Да... Только по подросшим детям и видишь, как быстро время летит.

Халимат: Рукият! Вот, мёд с орехами. Для Асят.  И Адам мой любит, когда я так готовлю. А это мазь для дедушки.

Рукият: Баркал! Э-э-х... Пойду я, Халимат... Даже не знаю, чем тебя утешить...

Халимат: Иди с миром, Рукият!

Рукият: Оставайся с миром!


Бабушка и внучка.

Бабушка: Этот день был самым тяжёлым в жизни Адама. Простившись с матерью, Адам позвал к роднику Асят. Ему предстояла ещё одна разлука.

 (Внучка берёт коробку с полки, достаёт оттуда бумагу и ножницы, и начинает, что-то вырезать)

Действие 6
Адам с Саидом и Асят с подругой.

Адам: Приветствую вас! Как поживаете?

Подруга: Всё хорошо! Надеюсь, у вас тоже.

Адам: Баркал! Если можно, я бы хотел выпить родниковой воды, набранной Асят...
(Асят набирает воду из родника и передаёт Адаму)
И кажется мне, что я никогда не пил воду слаще этой! Баркал, Асят! Теперь, если позволите, я бы хотел поговорить с Асят.

Подруга: Хорошо.

Адам: Асят, я рад видеть тебя!

Асят: И я приветствую тебя, Адам!

Адам: Асят! Я благодарен тебе, что пришла к ручью. Как поживают родители?

Асят: Всё хорошо! А твоя нана, как она?

Адам: Она у меня такая, что не поймёшь, когда ей тяжело... Настоящий воин!  Асят! Я позвал тебя для серьёзного разговора.

Асят: Ты меня пугаешь, Адам. Что-то случилось?

Адам: Я должен вернуть твой залог...

Асят: Что происходит, Адам? Почему ты со мной так поступаешь? Я сделала что-то плохое?

Адам: Асят, выслушай меня!

Асят: Но только недолго! Мне надо идти...

Адам: Асят! Одному Богу известно, что ты значишь для меня! Всё остальное, ты сама видишь и слышишь. Мужчины наточили свои сабли и оседлали коней! Я не имею права поступить по-другому! И я почему-то уверен, что ты меня правильно поймёшь...

Асят: А твоя нана, как же она? На кого ты её оставляешь?

Адам: Она поймёт... Я знаю...

Асят: Адам! Позволь тогда мне быть рядом с ней! Мы будем ждать тебя вместе!

Адам: Я не имею такого права... Ты свободна и ещё можешь быть счастлива...

Асят: Но ведь твоя нана счастлива с тобой, значит и я буду!

Адам: Я сказал – нет! Поверь мне, я знаю, чего это ей это стоило...

Асят: Адам! Если причина только в этом, оставь мой платочек у себя. Знай - я буду ждать...

Адам: Значит, я не ошибался в тебе! Асят, я буду хранить его у самого сердца...

Асят: Возвращайся, Адам! Я буду ждать и молиться!

Адам: Я вернусь, если будет, на то воля Бога! Оставайтесь с миром...


Бабушка и внучка.

Бабушка: Вернувшись с родниковой водой, Асят вошла в дом. Она старалась скрыть волнение. Увидев её побледневшее лицо Рукият испугалась.


Действие 7
Рукият и Асят.

Рукият: Асят, девочка моя, что с тобой? Тебе нездоровится?

Асят: Нана!  Всё хорошо...

Рукият: Асят! Я никогда не настаивала, чтобы ты делилась со мной. Но теперь, я вижу, что не всё в порядке... Что случилось?

Асят: Ничего, нана... Голова немножко кружится...

Рукият: Эта тропинка к роднику очень крутая. Я и сама уставала, когда за водой по ней ходила. Ты пойди, приляг... Вот мёд с орешками, попробуй...

Асят: Откуда это?

Рукият: Я сегодня заходила к целительнице нашей, Халимат. Это она для тебя передала.

Асят: Хорошо, нана. Я отдохну немножко.

Рукият: Иди, вот и отец с похорон возвращается.

Докку: Эх, Исмаил... Какой же был воин! Настоящий герой! И бился до конца, как говорят! Тебе бы жить, да жить... А многих и не нашли на поле битвы... Пусть Всевышний одарит их всех Раем!

Рукият: Аминь! Горе пришло в каждый дом... Адам, сын Берса и Халимат тоже ушёл сегодня с джигитами...

Докку: Его отец Берс, был настоящим воином! А его сын совсем ещё юн... Э-э-х, тяжёлая доля Халимат! Испытания ложатся на неё, один за другим. Лишь бы не сломили они её...

Рукият: Жалко её очень... Всем помогает, всех лечит... Хоть бы сердце выдержало!

Докку: Мать, собери, что там есть съестное. Отнесу детишкам Исмаила.

Мать: Хорошо. Сейчас соберу.

Бабушка и внучка.

Прошло несколько дней с того времени, как Адам и Саид вместе с джигитами ушли туда, откуда путь одних лежал прямо на небеса. Многие возвратились покалеченными. Саида и ещё нескольких юношей похоронили. Но не было Адама ни среди тех, ни среди других.  То, что пережила Халимат за эти дни невозможно передать словами. Но она держалась, как настоящий воин и никому не показывала слёз. Даже, когда перевязывала раны, вернувшихся покалеченными джигитов, она находила слова подбодрить их. Ведь она знала, что каждый из них был готов отдать свою жизнь за Адама. Сердцем она чувствовала, что её сын жив, но это был лишь только голос её сердца. А жизнь-то должна продолжаться. И решила она наведаться к Рукият, потому-что чувствовала сердцем и то, что Асят дала её сыну Надежду и Веру в дорогу.

Действие 8
Докку, Халимат, Рукият, Асят.

Халимат: Рукият, пусть благо Всевышнего будет в этом доме всегда!

Рукият: Приходи свободной, Халимат! Как хорошо, что ты зашла к нам! Проходи к столу.

Халимат: Баркал! Как поживаете?

Рукият: В мольбах проходят наши дни и ночи.

Халимат: Дедушка как себя чувствует?

Рукият: Слава Богу, Халимат, мази твои помогают. Дай Бог и тебе здоровья! Только Асят, что-то захворала... Уже несколько дней, как совсем ничего не ест... Хотела к тебе привести... Вот только тебе сейчас до этого ли...

Халимат: Рукият! Я знаю, причину её недуга...

Рукият: Знаешь? А что тогда с ней?

Халимат: Она может тебе не сказала, что месяц назад дала залог Адаму... Мой сын хотел привести Асят в наш дом... И я была стала самой счастливой матерью на земле... Я собиралась имаму передать этот залог, чтобы Асят засватали... А перед тем, как уйти Адам хотел вернуть ей платочек... И если меня сердце не обманывает, Асят его не взяла...

Рукият: Я... Я не знала, Халимат...

 Халимат: А теперь я пришла вам сказать, что освобождаю её от данного моему сыну слова. Дай Бог ей счастья и долгих лет жизни! Асят этого заслуживает...

Рукият: Но как же так? Халимат... Я не знаю, что сказать...

Халимат: Всё происходит по воле Всевышнего! Пойду я... Оставайтесь с миром...

Рукият: Иди и ты с миром, Халимат...

Рукият: Асят, ты где?

Асят: Нана, я здесь. Я слышала всё...

Рукият: Асят, ну что же ты молчала? Почему мне не доверилась?

Асят: Всё так запуталось... Я хотела тебе рассказать, уже скоро... А когда уходил, Адам хотел вернуть мне платочек.. Я не взяла...

Рукият: Бедная Халимат... Как она это переживёт? Ведь его нет ни среди раненных, ни среди погибших!

Асят: Нана! Мне  очень больно... Я не знаю, что делать, кому и что сказать... Вот только моё сердце не выдержит разлуки, я знаю... Если бы вы позволили мне дожидаться Адама вместе с его матерью, в их доме...
 
Рукият: Асят, маленькая моя! Не дай Бог такой участи никому! Ты не знаешь, что это за удел!

Асят: Нана, прости меня... Моё сердце разрывается! С тобой рядом отец... А его нана одна в пустой сакле... Я не могу оставить её одну!

Рукият: Как я скажу об этом отцу? Он и так переживает, совсем ослаб. Бог мой, помоги нам! Отец возвращается. Асят, иди в свою комнату.

Докку: Всевышний, ты всему Свидетель! Ничто не укроется от Тебя и всему Ты справедливый Судья!

Рукият: Отец! Присаживайся, отдохни... А я сейчас поесть соберу...

Докку: Кажется, я видел со спины Халимат, вдову Берса... Она от нас уходила?

Рукият:  Да, заходила к нам.

Докку: Тяжко видеть её... Асят дома?

Рукият: Да, она у себя в комнате. Отец, нам надо поговорить...

Докку: Что ещё случилось? У меня нет и сил, ни желания слушать разговоры! Сейчас я думаю только о том, что некому встать за моей спиной! Дочери – не воины... Как орёл бескрылый... Э-э-х, жалко, что я уже стар! Клянусь честью, ничто не удержало бы меня сегодня, будь в этих руках сила держать саблю, как прежде!

Рукият: Отец, выслушай меня... Наша дочь и этот юноша, Адам, собирались пожениться... Я хотела, в скором времени, рассказать тебе об этом. Видишь, как теперь всё сложилось...

Докку: И ты только сейчас об этом мне говоришь? Что наша дочь говорит?

Рукият: Плачет она... Говорит, что будет ждать... Не знаю, как утешить...

(Докку прохаживается по комнате)

Докку: Хвала Тебе, Всевышний! Я знаю, что делать! И теперь я не так бессилен!

Рукият: Отец, что ты собираешься делать?

Докку: Я должен поговорить со старейшинами рода этого юноши. И сочту за честь, если моя дочь будет причастна ко всему, что постигнет этот почтенный дом. В нашей округе не найдётся женщины, которая так достойна пронесла участь вдовы, как Халимат! И она воспитала сына, достойного своего отца! Я буду горд этим родством!

Мать: Я согласна с тобой. В такие времена женщины тоже должны быть, по-своему, воинами.

 
Бабушка и внучка.

Бабушка: Старейшины молча выслушали почтенного старца. Многое повидали на своём веку жители этих гор, но не было такого на их памяти. Совершив обряд сватовства они разошлись, преисполненные гордостью за свой народ и с трепетным чувством уважения к этому почтенному дому. Слёзы наворачивались на глаза скупых на эмоции старожилов. Женщины, склонив головы, тихо утирали слезы. Они не понаслышке знали о тяжкой доле, которая ожидает Асят. А юные горянки с готовностью поступить также, примеряли на себя её поступок.

Внучка: Бабушка, а что сделал её отец?

Бабушка: А ты послушай  дальше! Халимат одиноко сидела у горящего очага и тихо напевала колыбельную сына.
 
Действие 9
Халимат, имама села Дауд, Асят и её подруга.
(Стук в дверь)

Халимат: Кто там?

Дауд: Халимат! Я Дауд... Могу я войти?

Халимат: Приходите с миром, Ваши.. Что-то случилось?

Дауд: Пусть только мир и покой в пребывают в этих стенах! Халимат! В мыслях и в молитвах мы с ними, нашими воинами...

Халимат: Аминь! Вы проходите, присядьте...

Дауд: Халимат! Ты вдова и мать достойнейших сыновей! Я не могу позволить себе сидеть в твоём присутствии. И я к тебе с вестью...

Халимат: Неужели нашли...

Дауд: Халимат! Даст Бог, дождёмся и этой вести! А пока я пришёл в этот дом по воле Совета старейшин. Сегодня был Совет, на котором уважаемый Докку объявил о своём решении отдать свою дочь Асят за нашего Адама. Нелёгкое решение принял он. Понимая всё и желая добра девушке, мы отговаривали его. Но его воля тверда, как и рука, державшая в былое время саблю. Я, как глава рода нашего и как имам, дал от себя согласие, и мы совершили обряд сватовства...

Халимат: Как же это получается? Сына нет...

Дауд: Мы понимаем всё, Халимат... Всё приходит в своё время... Даст Бог и он вернётся... Живите в мире и согласии! Девушки, входите!

Бабушка и внучка.

Бабушка: Халимат слушала слова имама Дауда, как будто во сне. Он отошёл в сторону и в саклю вошла Асят в сопровождении подруги. Счастью Халимат не было предела! Она в слезах обняла её! Невеста сына в их доме! Он должен вернуться, чтобы разделить с ней эту радость, надеялась она! Они ждали и надеялись вдвоём... Так было легче...

Внучка: Бабушка! А где тогда Адам?

Бабушка: Много лет подряд путники видели на вершине высокого холма двух женщин.  И в летний зной и в зимнюю стужу, стояли они на той вершине. Казалось, будто вековые горы и гордые орлы, парившие в небе, сочувствуя их боли, покрыли вуалью скорби своё величие и могущество... А на крыше сакли Халимат, часто замечали одинокого белого голубя. Спустя какое-то время путники увидели на холме только одну женщину. И с той поры, на крыше  сакли Халимат, заметили уже двух белых голубей. Голуби сидели рядом, и, о чём-то тихо, по-голубиному, ворковали.

Внучка: К ним ещё один голубь прилетел?

Бабушка: Да, ведь голубь – это особенная птица.
Пришёл срок и душа Халимат покинула этот бренный мир... И осталась Асят одна... Однако, по нашим адатам, молодая женщина, оставшись одна, без детей, не может жить в доме супруга. Поэтому, старейшины решали судьбу Асят, пытаясь не ранить её сердце. Но она была непреклонна и ждала. Переняв у Халимат искусство врачевания, она помогала людям. Этим и жила.

Внучка: А долго Асят ждала Адама?

Бабушка: Долгие десять лет... А однажды, взойдя на вершину горы, Асят увидела то, от чего у неё перехватило дыхание. По горной тропе шёл хромой путник. А в небе над ним, как будто в завораживающем танце, кружили два белых голубя. Сердце не обманешь – это был Адам! И ноги сами понесли Асят ему навстречу...

Внучка: Бабушка! Адам вернулся потому что его ждали?

Бабушка: Да, моя хорошая! Он верил, что его ждут. В долгие годы плена, ему снился образ матери, сидящей у очага и согревал сердце шёлковый платочек Асят. Ведь сердце никогда не обманывает, оно чувствует правду.

(Внучка выходит на середину сцены. В руках у неё два белых бумажных голубя)

Внучка: Бабушка, а голуби - это герои? Они тоже живут вечно?

(На сцену поднимается Адам. Асят идёт ему навстречу.  Внучка стоит между ними)

Бабушка: Да, моё сокровище! Ведь герои не умирают! Пока живы легенды, они живут в наших сердцах!


Рецензии
Замечательный текст. Простой и вдохновляющий. Воспевающий достоинство, верность, честь и служение своему народу. А бабушка - неиссякаемый источник нежности! Так и должно быть в мире. Но, увы, не всегда бывает.

Надежда Исаева Попова   04.06.2024 11:16     Заявить о нарушении
Надежда! Как много в Вашем имени!
Не будем терять НАДЕЖДУ на благое!
С благодарностью, автор

Лака Зарзар   10.06.2024 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.