Средневековый Прикаспий. Ир. -монг. симбиоз
Лексические данные по средневековому Прикаспию в дагестанской зоне указывают на ирано-монгольский языковый фон, характерный для этого региона. Причём он очень даже органично согласуется с лексическими данными нахско-дагестанских языков. Если при этом обнаруживаются какие-то совпадения с чувашским, то это вообще ни о чём не говорит, так как чувашский - архаичный тюркский язык, который мог впитать чужие термины.Практически всё, что возникает в лексическом плане при изучении топонимов, хоронимов, ойконимов зап. Прикаспия регулярно находит своё отражение в иранских и монгольских языках. При этом, каждый зафиксированный в источниках монголизм из под лупы историков немедленно "выпрыгивает" как якобы "тюркизм-чувашизм" с далеко идущими выводами в пользу протоболгар, хазар.
Эпоха Сасанидского Ирана не даёт исследователям ни одного "чувашизма". Возведённые Эраншахром фортификационные сооружения в зап. и вост. Горгане (Прикаспии) служили защитным рубежом вовсе не против предков чувашей. Их построили для недопущения номадских грабительских рейдов "хонов" армянских и "хионов" иранских источников. И это - никакие не чуваши.
Когда источники сообщают о "великолепном городе Варачан" в Хазарии, то реально никаких следов ни "великолепного", ни вообще никакого Варачана нет, за исключением даргинского "большая река" - "варачан". Когда мы читаем, что узкий проход между морем и горами упоминется как "чора, джор, цур" то эта основа сохранилась в аварской диалектной лексике: ЦIУРА "фильтр, цедилка, воронка", ЦIУРАЖО "колбаса" (т.е. то, что горцы заполняют мясным фаршем), ср. халха-монг. ЦООРОХ [дзоорох] "пробиваться, продыравливаться", цорвогор "вытянутый, надутый", цорго "горлышко, труба, кран" (ср. ав. цIору "половник",цIоргIо "тигель"). Упомянутый в связи с Хазарией г. Беленджер этимологизируют как производное от иранского "боланд джор", где первый компонент означает "длинный, протяжённый", а "джор" в языках Нагорного Бадахшана - "расселина, дефиле". Так как им совершенно незнакома аварская диалектная лексика и никто при этом не подсказывает, то этим "хазарологам-чувашистам" невдомёк, что здесь калька с лексики языков монгольского типа (сохранившаяся также и в аварском). При задействовании монгольско-аварской этимологии даже не нужно выстраивать композицию из двух основ- "боланд" и "джор", достаточно всего одного слова.
Откровенно говоря, если бы богатый лексический "урожай" совпадений давал один лишь аварский язык, то от этого явления можно было бы отмахнуться как от курьёза, случайности, но...за ними поднимается монгольская лексика, способная всякий раз тыкать носом историков в их незнание, непонимание, в их ошибки.
Нас же десятилетиями пытаются убедить в наличии "чувашизмов". Все топонимы, хоронимы, ойконимы, согласующиеся с данными иранских и монгольских языков, но историки всё равно навязывают нам их восприятие как "чувашизмы" с обычной маркировкой, что это "тюркизм" или "возможно, тюркизм чувашского типа".
Иранские гунны (хиониты, эфталиты,кидариты) потому и называются "иранскими", так как они "косили" под Эраншахр, использовали их языки, брали их моду. В акватории Каспия мы постоянно видим ирано-монгольский симбиоз, дающий своё зеркальное отражение и в нахско-дагестанских языках. При этом явно иранская лексика признаётся всё же иранской, а монгольские совпадения "отлетают" в категорию "тюркизмов-чувашизмов". В результате чего условная кавказско-каспийская парамонголика превратилась в теневую сторону Луны.Историки-чувашисты пытаются преподносить нам нашу же лексику, наши собственные термины как "чувашизмы". Для того чтобы не выглядить совсем уж клоунами они её называют "тюркизмами".
"Косить" под других в целом распространённое явление, оно и сегодня имеет место быть у разных народов. Причин тому несколько. Типичный пример - норманны, попавшие во Францию из Скандинавии, за 200 лет перешедшие на французский язык, третировавшие нефранкофонов как дикарей и "сельских тупиц", но при этом гордившиеся тем, что они именно выходцы из Скандинавии, прямые потомки отважных пенителей морей, а не просто французы. Их клич "Нормандия, Нормандия!" неоднакратно обращал врагов в паническое состояние. Знаменитое т.н. "Бостонское чаепитие" -эпизод борьбы за независимость Соединённых Штатов- происходило как индейский театр, так как белые американские поселенцы были облачены в индейские наряды. Показная "индейскость" белых в СЩА читается как манифестация "настоящего американизма". Даже американские культурологи и философы признают влияние индейского характера, менталитета "краснокожих" на белых США. Парфяне сильно доставали персов своим эллинофильством, обращённостью к древнегреческой культуре. Иудеи Вост. Средиземноморья целую эпоху косили под "эллинов" как русское дворянство под французов.
За монголами не стояло столь богатой, высокоразвитой цивилизации, которой бы им самим хотелось осознавать, ощущать, отсюда и "иранскость" их гуннов. Оказавшись среди ираноязычных племён и народов, они перенимали у них их "шик", их "продвинутость". Аристократии это явно импонировало. Со временем, этнические черты сильно стёрлись и "иранскость" эфталитов превратилась в обыденное явление, в своего роду моду, перемахнувшую нацинальные границы.
Если отбросить всё не имеющее прямого отношения к нашей теме, то можно суммировать наличие такого ирано-монгольского симбиоза в акватории дагестанской зоны Прикаспия. Оговоримся сразу, что в данном случае под термином "монгольского" мы вовсе не имеем ввиду монголов-чингизидов. Мы о более ранних монголах очень мало что знаем.
Типичный продукт ирано-монгольского симбиоза в Афганистане и Пакистане - хазара (мы не идентифицируем их с хазарами) в генетическом плане (отцовская линия происхождения) - ближайшая родня аваров и кайтагцев Дагhестана. Сюда же следует добавить узбеков Афганистана. Мы однако в своих статьях исходим прежде всего из языкового фактора, так как язык и генетика далеко не всегда и не везде совпадают. Те же самые афганские хазара говорят на дари (фарси- кабули), но их прошлое связано с монголоязычным окружением. "Тюрками" их считает только дагестанский Тенглик, внёсший в русскоязычную Википедию характерные глупые правки "уголь белый, а сахар чёрный". Если бы за эти и им подобные правки в русскоязычной Википедии образцово-показательно штрафовали Отдел Востоковедения ДНЦ РАН в Махачкале, то тенгликовские правки сразу бы исчезли, так как эта контора "в курсе" кто за ними стоит.
Для дагестанских "учёных" хороним "Дагhестан" от тюркского "гора", хотя арабы его называли "Землёй Престола", мусульмане не понятно вообще почему напали на Дагhестан, TS'OR - таджикско-армянский термин, дагестанские языки сами по себе как космический мусор на орбите Земли и везде ссылки на идиотов и их графоманские статьи.
Свидетельство о публикации №223080200468