Недоброжелателям Одессы

Мне и моей семье Одесса дала все. От хлеба и приюта до образования и неплохих доходов. Нам тут всегда было хорошо. В любые времена. Дед по матери - из Керчи. Бабка - саратовской губернии. Перебрались в Одессу в начале 50-х, на Школьный, как последнее место военной службы деда. С Дальнего Востока. И - вросли. Могилами. Сколько у меня было в молодости вариантов перебраться из Одессы от Нью-Йорка до Москвы я не смог оторваться от любимой земли. Внутренне ощущая, что хорошо мне будет только тут. Проверил, когда перебрался в Киев почти на десять лет. Не мой город. Красив, интересен, богат. Я мне там все поперек. От людей, не умеющих и не любящих шутить. Более того, способных обидеться в ответ на твою, сугубо одесскую иронию или шутку. До навязчивого духа потре****ства и безразличия к ближнему. Его проблемам. Вроде и люди с теми же лицами, походкой. Но в них какая-то враждебность. Исподволь. Недовольство чужаком, который с тобой, как с соседом поздоровался и попробовал заговорить. За жизнь, за мироустройство, за прошлое. За что угодно. Конечно есть и исключения из этого человекапотока. Но то, что там исключение, в Одессе правило. Добродушие, искренность, гостеприимство. Тут сосед, как на востоке, родственник. И если нужно помочь, то даже и просить не нужно. Сосед всегда подставит плечо, организует блат по своим связям, даже денег с тебя не возьмет, если видит, что их нет или их мало. Снабдит советом дельным. И если спросит как дела, то не формально, а с полным вниманием и готовностью к участию. Я вот и сейчас, в огромном дворе 400-квартирного дома, живу в такой атмосфере. Вчера ездил с женой к стоматологу. Мальчик из Баку, азербайджанец. Тут его клан. Еще с советских времен. Родители окончили одесские ВУЗы и остались. Работы нам сделал по меркам хороших клиник долларов на 600. Знает, что мы сейчас не при деньгах. Знает, что помогаем старикам. видел не раз нашу раздачу продуктов во дворе у нашего подъезда. Не хотел совсем брать денег. Как с соседей. Едва уговорили взять тысячу гривен. Так он нас еще после визита на своей машине домой отвез. Мама его, делая определенные медицинские процедуры моей жене, в ответ на предложение оплаты сказала: какие деньги, Тома. Ты мне сестра. И ничего не взяла.....Пример этот я привел, как характерный, для Одессы. Как нормы для одесситов. В Киеве подобное - отклонение от нее. А у нас так было всегда. Может некий одесский дух, подбирает к себе на жительство народ? Тащу, например, телегу с большим числом продуктов. Если меня встречает соседский пацан 14-лет у подъезда, тут же подхватывает и тащит ее до лифта. Помнит, как в отсутствие матери и ключей сидел у нас дома. Наводя такой геволт, шо мы искали пятый угол. Уж больно энергичный и громкий. Непоседа. И я так в детстве таскал соседям, да и любой старушке или старику, женщине....Особая в Одессе человеческая атмосфера. Я тут даже хлопца со Львова, который снимает квартиру рядом со мной, перековал в одессита. Хотя поначалу общался со мной выключено мовой и как-то свысока. Но раз душевно поговорил, другой, третий и все. Одессит. Говорит со мной по русски. Помогает. Тут на его гульки ночные соседи снизу, люди со связями и положением, постоянно вызывали полицию. Маленький ребенок у них. Спать не может. Парня с его гостями даже в кутузку ночью отвозили. Жена поговорила с ним, с соседями. Примирила. Музыки громкой больше нет. Скандалов с рукоприкладством тоже. Ребенку спать не мешают. И так было в Одессе всегда....И надеюсь будет
Что касается большого числа выпадов бывших одесситов в адрес города, злорадства ее страданиями нынче, обесценивания, умаления ее особости, так Одессе и одесситам до этого дела нет. Ну лают "собаки" и караван жизни идет. И Одесса не обижается, прощает своих непутевых детей. Всегда готова найти им место под своим крылом. Город такой. Люди.
Говорить же, что Одесса заслужила своей печальной участи, все равно, что утверждать об  изнасилованной девушке в темном переулке. Слишком красивой родилась. Плохо это. Нельзя быть такой. Паранжу бы носила и не случилось бы такого. Или лохмотья. А Одессе очень красива и не только внешне. Но и изнутри. Своими жителями. Врастающими в город до могил. Когда им приходит время. Так вижу
Иногда думаю, что одесситы, съехавшие из города в Европы или еще куда, не находят себе уюта и места на чужбине. Тоскуют за Одессой. Признаться себе не могут. Вот и злятся на маму. Ругают, обзывают, зла желают. От пустоты это душевной. Дыра в сердце от потери Одессы. А заполнить нечем. Вот и беснуются. Ничего. Перебесятся. Мама их всегда ждать будет. И приветит, после бродяжничества по чужим углам. Разве мама может по-другому?


Рецензии