Параллели в истории от Золотой Орды до современной

    В Европе историю Золотой Орды и России часто не разделяют. Отражением этих взглядов стало появление общеисторических теорий А. Тойнби и К. Виттфогеля, в рамках которых российская политическая традиция противопоставлялась западноевропейской и рассматривалась как византийская или монголо-татарская по своему происхождению. Акцент на монголо-татарском и византийском наследии в политической истории России был сделан и американскими историками, связанными с Русским центром в Гарвардском университете (Э. Кинан, Я. Пеленски, О. Прицак, Р. Пайпс, Д. Островски и др.). В их работах 60-80-х гг. был выдвинут тезис о принадлежности Московии XV–XVI вв. к системе государств-наследников Золотой Орды и ее причастности к татаро-монгольской политической культуре (1).
    Взгляды на Московское государство, как на продолжении Киевского каганата убеждают далеко не всех и в России. Гораздо большее доверие вызывают идеи основателей русского евразийства начала ХХ вв., которым Россия представлялась наследницей великих ханов, где сочетались оседлая и степная стихии. В её истории туранские племена играли первоначально гораздо более значительную роль, чем восточные славяне (2).
     Не ввязываясь в продолжающиеся дискуссии между сторонниками славянства России и последователями ее евразийства, попробуем провести параллели между событиями Средневековья и недавнего прошлого.
    Наиболее яркие события распада Золотой Орды в XIV – XV вв.
    После таинственной смерти хана Джанибека в 1357 г. и убийства Бердыбека в 1359 г. в Орде начинается «Великая ордынская замятня», междоусобицы которой продолжались до 1380 года. Золотая Орда тогда была на грани полного распада, чем умело пользовались на Западе, в том числе римская католическая Церковь, которую там воспринимали как угрозу. Не случайно папа римский объявлял в 1256 г. крестовый поход против схизматиков и татар. И вовсе не случайно один из основных ордынских сепаратистов, темник Мамай поддерживался генуэзскими магнатами, а Великое княжество Литовское подталкивалось к войне с Москвой, которая, тогда поддержала царевича Тохтамыша в борьбе за ордынский престол.
    Это, пожалуй, можно назвать первым военным столкновением Запада с Москвой, если рассматривать Куликовскую битву с геополитических позиций, а также принять во внимание документы о тех событиях.
    Для сравнения:
    Если Ельцин первую весть с поздравлениями о развале им СССР в 1991 году послал президенту США, то Дмитрий Донской с вестью о победе на Куликовом Поле в 1380 году отправил послов к хану Тохтамышу, для которого Мамай был главным врагом…
    В междоусобных войнах XIV в. Золотая Орда несла огромные людские и материальные потери. Смертность могли достигать 20 – 50% от числа участников битв (3). Гибли, как правило, наиболее храбрые и отчаянные воины, часто не успевавшие оставить потомство. Окончательно разгромил ослабленную междоусобицами Золотую Орду в 1395 году чагатайский эмир Тимур (1336 – 1405). 
    Тимур прошёлся по ордынским землям на востоке, разрушая всё на своём пути. За тем устремился на север, перешёл Волгу, сжигая поволжские города, уничтожил Сарай и вступил во владения русских князей: «…Пленив владетеля елецкого со всеми его боярами, двинулся к верховью Дона и шёл берегами сей реки, опустошая селения». По мнению Н.М. Карамзина, только наступившая дождливая осень и также отсутствие в русских княжества таких богатств, какие он получал в покорённых странах Востока, Тимур «поспешил удалиться от непогод осенних и по течению Дона спустился к его устью» (4).
    Что он готовил Москве можно представить по судьбе обращённого в пепел богатого в то время Азова. А некогда блистательная столица Золотой Орды Сарай уже никогда не была восстановлена.  После 1396 г. Улус Джучи, как единое государство перестал существовать. Важнейшие города приходят в упадок или полностью исчезают. Была разрушена вся организация внутреннего управления Золотой Орды и уничтожена сеть ямских сообщений – основы коммуникаций некогда могущественного государства. Сотни тысяч людей, занятых в хозяйственных службах торгового и политического центра, сотни тысяч обслуживающих пути сообщения и речные переправы, были согнаны со своих мест и должны были искать места для дальнейшего существования. Были разрушены казачьи городки от устья Хопра до низовьев Дона (5).
    Золотая Орда вступает в полосу длительного кризиса. Полный распад происходит в течение XV в., когда образовались новые соперничающие между собой тюрко-татарские ханства: Большая Орда, Астраханское, Казанское, Казахское, Касимовское, Крымское, Сибирское и др. ханства. Большая Орда стала наследницей центральной части и трона бывшей Золотой Орды (6).   
    После ордынского погрома Тимуром многие казаки и татары, откочевали в Московию, Крымское ханство и Литву. Но в XV веке бывшие ордынцы еще продолжают играть значительную роль в политических событиях Восточной Европы. Так, Тохтамыш бежит в Литву к князю Витовту, приведя с собой значительную группу татар. Часть из них, получив землю для поселения близ Трокая – село «Сорок татары», стала ядром, вокруг которого собирались другие выходцы из Улуса Джучи, и центром формирования особых войсковых подразделений литовских татар. Выходцы из Орды селились в Литве по кланам, которые становились основой для военно-административного деления и деления на полки – хоругви. Это из их потомков в Российской империи начала XIX в. будет сформирован первый уланский полк.
    Для сравнения:
    В 1917 году Российская империя распадается на несколько, стремящихся к независимости государств. Только железная воля большевиков собирает их воедино и провозглашается СССР. Но в 1991 году на месте СССР образуются независимые и соперничающие между собой государства! Наследницей бывшего СССР становится Российская Федерация.
    Некоторые детали исторических событий.
     После смерти великого князя Дмитрия Донского в 1389 г. московский престол занял его сын Василий I, женатый на дочери литовского князя Витовта. Родственные отношения давали право вмешиваться тому в дела своего зятя; продолжается наступление Литвы на земли, принадлежавшие Северо-Восточным русским княжествам. Ещё неспособная в полной мере отражать наступление литовских войск Москва отступала. Возникла угроза полного поглощения московских земель Литвой.
    Заметим, в те времена основная часть народа Великого княжества Литовского говорили по-русски или по-белорусски (7).
     И здесь решающую роль в российской истории сыграли «массы бездомного люда», появившиеся в Северо-Восточных русских княжествах после ордынского погрома, учинённого Тимуром. Они послужили кадрами для формирования служилых казаков Московского княжества. Русские князья получили возможность иметь собственные постоянные войска (8). Казаки стали основой формирования войск зарождающейся Московии. Создавалась воинская сила, способная противостоять литвинам, в том числе с её татарами и казаками.
    Напомним, Галичина, Волынь, Киев входили тогда в состав Великого княжества Литовского. А в 1385 г. была подписана Кревская уния об объединении Литвы и Польского королевства. Великий князь Литовский Ягайло, приняв в католичестве имя Владислав, долгое время правил объединенным Польско-Литовским королевством, дав начало королевской династии Ягеллонов.
    Хан Большой Орды Тимур-Кутлуг потребовал от князя Витовта выдачи ему Тохтамыша, но получил отказ. Это послужило началом войны, закончившейся поражением Литвы в битве у реки Ворксла (левый приток Днепра).
     Согласно русской летописи, перед битвой у Воркслы князь Витовт говорил: «…Посадим во Орде на царство его царя Тохтамыша … и то всё будет наше и царь наш, и мы не только Литовскую землю и Польскую владети имати … но и всеми вместе княжени русскими». Сражение произошло 12 августа 1399 г. Войско Витовта оказалось разбито. Погибло много князей, в том числе герои Куликовской битвы Дмитрий Боброк, Андрей Полоцкий, Дмитрий Брянский, многие другие Гедеминовичи и Рюриковичи. Самому Витовту посчастливилось убежать «в малой дружине… коней переменяючы». Убежал в Сибирь и Тохтамыш. Там он впоследствии был убит (9).
    Поражение литовско-польско-русско-татарского войска историки оценивают неоднозначно. Кто-то «льёт слёзы» из-за очередного возвышения Орды и продолжения татаро-монгольского ига. Другие, наоборот, считают за великое благо, что Витовт и Тохтамыш проиграли, и продлилось ордынское правление, не позволившее Литве подчинить Москву.
     В 1409 году к Витовту прибыл с отрядом сын Тохтамыша, царевич Джелал-эд-Дин. Он принимает участие в войне с Орденом 1409-1411 гг., в т.ч. в Грюнвальдской битве (1410), где татары, прежде всего воины Джелал-эд-Дина, а также татары [казаки], которые поселились на литовских землях ранее, вместе с литвинами, русскими и поляками бились с крестоносцами. Немецкие хроники в объяснении причин поражения крестоносцев в битве под Грюнвальдом, называют очень большое количество татар на стороне Витовта — от 20 до 40 тысяч. Великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в битве от руки татарского воина Багардина. Некоторые исследователи осторожно считают, что в этой битве участвовало «несколько тысяч татарских воинов» (10).
       Вопрос о татарах в войсках князя Витовта и короля Ягайло остается открытым. Но вот что об этом писал А.А. Гордеев: «…Они [Витовт и Ягайло. – Прим. авт.] собрали войска, в состав которых, кроме польских и литовских, вошли и русские: Смоленского, Витебского, Полоцкого, Киевского и Пинского княжеств [входили в состав Литвы] и 37 тысяч казаков, состоявших со времени Гедемина на службе литовских князей» (11).
     Самое важное здесь то, что воины уже распавшейся по сути Золотой Орды сражались против крестоносцев Запада. Каким образом туда попали поляки, вопрос другой. Но, видимо, немецкие рыцари тогда были для них большими врагами.
    Разночтение в этнической принадлежности воинов наблюдаем в перечислении составов всех участников сражений на постордынском пространстве. Так, воины Темниковского княжества и Касимовского ханства составляли значительную часть союзного войска московских князей и на стороне Москвы участвовали практически во всех её войнах. Существенный вклад внесли они и в противостоянии Большой Орде. Когда в 1480 г. подступивший к Москве хан Большой Орды Ахмат узнал, что навстречу ему на рубеж Коломны и Серпухова выдвинулись касимовские царевичи Данияр и Муртаза, он решил не связываться и отступил: «…Великий князь собрал большую рать. В Коломне стоял со своими татарами царевич Данияр, а в Серпухове другой татарский служилый царевич Муртаза (сын Мустафы). Данияр и Муртаза готовились отрезать обозы и жен Ахмата в случае дальнейшего движения Ахмата к Москве. Ахмат не решился идти дальше Алексина и повернул назад; отступление его быстро превратилось в бегство» (12).
    Что, конечно же, не исключает благодатной помощи молитв великого князя и бояр московских, вот только о вкладе татар (казаков) царевичей Данияра и Муртазы в противостоянии хану Ахмату современные историки вспоминают редко!
    Так, согласно официальной историографии закончилось татаро-монгольское иго на Руси. Решающий удар по Большой Орде нанёс крымский хан Менгли-Гирей в мае 1502 г. Но пока не Москва, а Крымское ханство заменило после 1480 г. Большую Орду на землях распавшейся Золотой Орды. Тем не менее, начавшееся еще со времен Ивана I Калиты (1288 – 1340) возвышение Москвы уже ничем было не остановить. Тогда, получив от хана Узбека ярлык на Владимирское княжение со столицей в Москве, он превращает её в своего рода «Казначейство» или «Центральный Банк» для Северо-Восточных русских княжеств. Ему было поручено собирать дань в Орду, решая с какого удельного княжества сколько надо изымать в пользу Сарая. Это стало началом экономического процветания Москвы.
    Но не только экономический рост Москвы начинается с княжения Ивана Калиты. Уже в начале своего правления он сближается с митрополитом Петром и центр русской митрополии переносится в Москву, которая становится церковной столицей не только Северо-Восточных, но Южных, Западных русских княжеств, и самой Орды, где служили епископы Сарайские и Подонские. Она становится духовным центром православных христиан. Именно в те времена в византийских государственных идеях и традициях нашла русская национальная мысль материал, пригодный для оправославления и обрусения монгольской государственности. По этому поводу князь Николай Трубецкой написал: «…Византийские идеологии понадобились только для того, чтобы связать с православием и таким путем сделать своею, русскою, ту монгольскую по своему происхождению государственную идею».
    Для сравнения:   
    Несмотря на то, что идею евразийской интеграции на постсоветском пространстве в 1994 году высказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, представив в МГУ им. Ломоносова «Проект о формировании Евразийского Союза Государств», центром такой интеграции становится Москва.
    Другое дело, далеко не все в России понимают ее евразийскую суть и не знакомы с идеями основателей русского евразийства. Не так просто оторваться от идеологемы татаро-монгольского ига, придуманной поляками…
    Продолжаем далее.   
    Москва медленно, но верно в XVI в. становилась политическим наследником Золотой Орды, к чему и стремились русские князья. «Под пеленою Золотой Орды возрастало Русское государство», писал один из основоположников евразийской школы Г.В. Вернадский (13).
   На наследство Золотой Орды претендовала и Османская империя со своими интересами в Крымском, Казанском и Астраханском ханствах, а также Великое княжество Литовское с Польским королевством. Попытки Литвы захватить Москву предпринимались неоднократно.
    С началом правления Ивана Васильевича IV, прозванного «Грозным», заканчиваются основные реформы внутреннего порядка и вооруженных сил. В 1552 г. армия «нарочитых» войск составляла: 20 000 царского полка, 20 000 стрельцов, 35 000 конница боярских детей, 10 000 дворян, 6 000 городских казаков, до 15 000 донских, гребенских и яицких казаков и 10 000 татарской конницы (14). 
    Личность Ивана IV Грозного, его вклад в строительство Московского государства по-разному оценивается историками. Одни клеймят его тираном и душегубцем, другие называют великим русским царем. Так, Вячеслав Манягин считает, что Иван Грозный был выдающимся мыслителем и правителем, который своими решительными действиями сумел подавить заговор части правящей элиты, ориентированной на подчинение России католической Церкви и Западу. Последствия Смутного времени были бы для России гораздо серьезнее, если бы Иван IV не ослабил влияние западников, уничтожив верхушку самых активных сторонников перехода в подданство к польскому королю (15).
     Начались войны с Литвой, Польшей, немцами, шведами, эстами и др. Первоначально удача сопутствовала московским войскам: «Иоанн весною [1579] с обоими сыновьями прибыл в Новгород: там и во Пскове соединились все ратные силы его обширного царства, всех земель и городов, южных и полунощных, христианских и неверных, с берегов моря Каспийского и Северного, черкасы и ногаи, мордва и татары, князья, мурзы, атаманы – наконец все воеводы, кроме сторожевых, оставленных блюсти границу от Днепра до Воронежа».
    Действуя против польского-литовского короля Стефана Батория (1533 – 1586), Иван Васильевич приказал войскам соединиться главными силами также в Новгороде и Пскове: «…Европейским и азиатским: кроме россиян, князья черкесские, шевкалские, мордовские, ногайские, царевичи и мурзы древней Золотой Орды, Казанской, Астраханской день и ночь шли к Ильменю и Пейпусу Дороги заперлися пехотою и конницею. Зима, весна, часть лета миновали в сих движениях» (16).
    Перечень народов, составлявших войско Ивана IV, не оставляет сомнений в том, что наибольшая их часть была потомками ордынцев под начальством атаманов, мурз и князей.
    Или другой эпизод, приведенный Н.М. Карамзиным: «…1 августа [1579 г.] Иоанн, будучи во Пскове, отрядил воевод, князя Хилкова и Безина, с двадцатью тысячами азиатских всадников за реку Двину, в Курляндскую землю, где дело их состояло в одном безопасном губительстве; тогда же послал другое войско защитить Корелию и землю Ижорскую, опустошаемую шведами…» (17).
    Кем были азиатские всадники, Н.М. Карамзин не уточняет. Но сомневаться в том, что это бывшие ордынцы и казаки не приходится.

Для сравнения:
    На западных границах молодого русского государства во времена Ивана Грозного развиваются события, от которых во многом зависело будущее Московского царства. Война разворачивалась между Москвой и Речью Посполитой, в состав которой входили тогда Галичина и Волынь. В те времена и шведы имели свои интересы в Корелии и Прибалтике, а сегодня в этом заинтересовано гораздо больше западных государств…

    В царствование Ивана Грозного на Дон массово возвращаются казаки из Московских окраин. За сто лет пребывания в Северо-Восточных русских княжествах они заговорили по-русски.  В низовьях Дона образуется Низовое войско Донское с представительством вблизи Азова. Его ядром считают племенную группу казаков Сары-Азманов.
    Другими казачьими центрами стали Донское Верховое Войско и Волжское, города и поселения донских казаков по Хопру и Медведице. Повсюду строящиеся «зимовища» и «юрты» с сохранившимися старыми казачьими поселениями территориально связывали Низовое и Верховое Донские Войска в одно целое. К ним присоединяется часть казаков, ушедших из Запорожья (18).
    На Днепре складывалась другая ситуация. В 1562 г. вышло постановление Польско-Литовского Сейма о выплате Запорожским Казакам ежегодного жалования. Им отдали всё пространство земель между реками Днепр и Днестр к татарским границам. Одновременно здесь строились города и сёла. Тогда же подошли черкасы пятигорские. Был основан город Чигирин, а в Великом княжестве Литовском учреждён Пятигорский гвардейский полк. Выходцы из Пятигорья организовали черноморские походы, принеся навигационные навыки. По свидетельству Киевской летописи, первое морское нападение запорожских казаков на Малую Азию состоялось в 1576 г.
    В конце XVI века организовалась самостоятельная Низовая Запорожская Республика. От ханов казаки ушли из-за покорности тех туркам и первое время не ссорились с бывшими соседями татарами. Более того, даже участвовали в борьбе придворных партий Крыма, выступая на стороне враждебной туркам. Лишь позднее между ними произойдет окончательный разрыв.
    В те времена казаки далеко не всегда считались с политикой Литвы, Москвы, Польши, а отношения с Турцией, Крымом и мелкими ордами строили на своих представлениях о соотношении сил. Но отрицать их значение в истории указанных государств невозможно.
   В том числе и служилых, состоявших в основе стрелецких полков Москвы называют казаков. Вот что писал об этом С.М. Соловьев: 
    «Стрельцы еще долго сохраняли казачье вольнолюбие и нередко своими волнениями наводили ужас на мирное народонаселение; оно не могло заснуть спокойно, в ожидании проснуться от набата и стрельбы, от зловещих криков: «Любо!» – которыми стрельцы приветствовали свои жертвы, принимая их на копья (19).
   
    Казаки и Смутное время для России
    Годы российской истории от смерти в 1598 г. последнего царя из рода Рюриков до избрания царем 21 февраля 1613 г. Михаила Федоровича Романова названы «Смутным временем». Об этом написано много, и даже один из главных праздничных дней современной России 4 ноября посвящён событиях тех времен. В сознание людей прочно вошла связь «Смутного времени» с оккупацией поляками Москвы, но главные действующие силы Смуты оказались вне поля зрения современников. Тогда как ещё Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев теми силами называли казаков.
    Как это происходило. В марте 1584 г. умирает Иван Васильевич IV Грозный. На престол взошел его сын Федор Иванович. Он был полной противоположностью отца - хилый, болезненный и кроткой души человек. Государством начинают управлять бояре во главе с Никитой Романовичем Захарьиным-Юрьевым (братом первой жены Ивана Грозного) и Борисом Федоровичем Годуновым. Никита Романович вскоре умер и у власти остался один Годунов.
    Борис Федорович – один из потомков мурзы Чета из Орды, прибывшего в Москву в правление великого князя Ивана I Калиты. Он продолжил политику Ивана IV, хотя и без крайностей. В войне со Швецией Годунову удалось вернуть Ижорскую землю и Карелию. На южных рубежах началось продвижение в Поле; Московское государство занималось строительством укреплённых городов – Ливны, Воронеж, Оскол, Самара, Саратов. В Приуралье основан город Уфа (20). 
    Одновременно менялось отношение московского правительства к донским казакам: «Годунов решается наложить руку на донцов». В целях обуздания казаков построили выдвинутую далеко в Поле крепость на Северском Донце – Царев-Борисов. Посылались и московские служивые казаки для вылавливания непокорных донцов (21).
    Ответ донцов не заставил себя ждать. Они сожгли городок Воронеж, убили воеводу князя Долгорукова-Шабанского. Бунт начинался. Среди высшей московской знати и среди низов оказались недовольные Годуновым. Этим воспользовались в Речи Посполитой, правители которой уже на протяжении двухсот лет предпринимали попытки подчинить Москву.
    В 1603 г. в замке Самбор (Галиция) у польского пана Юрия Мнишека появился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, якобы спасенного в свое время в Угличе и подмененного другим. Новоявленный царевич сблизился с днепровскими казаками, обучился верховой езде. Он был представлен королю Сигизмунду, который разрешил брать добровольцев из своей армии.
    Зная враждебное отношение донских казаков к Годунову, Лжедмитрий и к ним отправил гонца с просьбой помочь возвратить престол. Посланники от казаков во главе с атаманом Иваном Корелой и Михаилом Межаковым по возвращению на Дон удостоверили, что Дмитрий - действительно царевич. Донские казаки стали на сторону новоявленного «царевича» и вместе с запорожцами и добровольцами поляками осенью 1604 г. пошли на Москву. Борьба за Москву продолжалась несколько лет. Но в результате 22 октября (4 ноября) 1612 г. был приступом взят Китай-город, и поляки в Кремле сдались.
    Смутное время оказалось не только крайним напряжением внутренних сил молодого государства, каким являлась в ту пору Московия, но произошел крутой перелом в её внутренней и внешней политике. Новое государство становилось на собственные ноги. Тогда же и касимовские правители признали зависимость от Москвы.
   Для сравнения:
   Смутное время (1598 – 1613 гг.) в Москве, как и предшествовавшие Ордынские замятни, неизменно подталкивали союзный Запад к попыткам установления протектората над Москвой. 1991 год для СССР стал и «Смутным временем» и «Великой ордынской замятней». Последствия распада единого государства продолжают сказываться…
    Не только обширные пространства материковой Евразии и ее недра не дают покоя многим на Западе, но и ощущение угрозы с востока передается там из поколений в поколения. Начаться это могло даже не во времена гуннов, скифов и сарматов! Исследования археогенетиков свидетельствуют о нашествиях из степей материковой Евразии в Западную Европу во времена позднего неолита и ранней бронзы с заменой там мужского населения...
    Если бы на Западе поняли и приняли евразийскую суть России, то, возможно, и не пытались в очередной раз проверить ее на прочность… Вот только для этого надо российским идеологам и политикам внимательно изучать работы основателей русского евразийства. И принять, например, точку зрения князя Николая Трубецкого: «Из Киевской Руси не могло развиться никакого мощного государства, и представления о том, будто позднейшее русское государство есть продолжение Киевской Руси, в корне неправильно. …Только Чингисхану удалось выполнить историческую задачу, поставленную самой природой Евразии, - задачу государственного объединения всей этой части света» (22).   

1. Петухов А.В. Восточная политика России в середине XVI в. в англо-американской историографии:  автореф. дис. канд. ист. наук. Казань, 2003. 
2. О туранском элементе в русской культуре // Евразийский временник / под ред. П.Н. Савицкого, П.П. 3. Сувчинского, Н.С. Трубецкого. Берлин, 1925. С. 351 – 377; Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана: Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. М.: Алгоритм; Эксмо, 2012. С. 218 – 242.
3. Измайлов И. Организация войска // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. 3: Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Казань, 2009. С. 409 – 431.
4. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 4 кн. Кн. 2.
Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2014. С. 67.
5. Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2014. С. 67.
6. Усманов М. // История Татар с древнейших времён в семи томах. Т. 3:  Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Заключение. Казань, 2009. С. 731 – 734.
7. Голденков М. Утраченная Русь / под ред. В. Ивлевой. Минск: Букмастер, 2014.
8. Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2014. С. 68.
9. Канапацкий И. muslimby.info  21/02/2013.
10. Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2014. С. 69.
11. Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2014. С. 69.
12. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. М. : Алгоритм, 2014. С. 145.
13. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. М. : Алгоритм, 2014. С. 315.
14. Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2014. С. 113.
15. Иван Грозный. Государь  / сост. и прим. В.Г. Манягина; отв. ред. О.А. Платонов. 2-е изд. М.: Ин-т русской цивилизации; Родная страна, 2012.
16. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4 кн. Кн. 2 (т. 7 – 9). Ростов-на-Дону: Феникс, 1977. С. 432 - 433.
17. Карамзин Н.М. Указ. соч. С. 435.
18. Губарев Г.В. Энциклопедия казачества. М.: Вече, 2015. С. 153 – 154.
19. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории. Режим доступа:
20. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. С. 180 – 182.
21. Гордеев А.А. История казачества.  М.: Вече, 2014. С. 145 – 147.
22. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана: Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. М.: Алгоритм; Эксмо, 2012. С. 218 – 242. 
   
Прибайкалье, п. Нижний Кочергат. Июнь, 2022 г.

В качестве иллюстрации  картина Дмитрия Пантюхина "Философский пароход". Фото из открытых источников


Рецензии