Киргизские истории. Мясо

     Тёща, её младшая сестра и бабушка Тоня, перебивая друг друга, сыплют и сыплют историями своей жизни в Киргизии. У каждой из них чёткая линия повествования и личный взгляд на все с ними происходившее, с поправкой на возраст и понимание ситуации. Особенно повзрослев, когда они женским нутром почувствовали настоящий нескрываемый к ним нездоровый интерес со стороны местного населения. Выныривают из памяти весёлые интересные моменты, неповторимые в иной жизни и с другими людьми, наверное, потому, что каждый из нас один такой на планете Земля и индивидуален во всех смыслах этого слова...

     Бабушка Тоня, самая старшая из троицы, молодец, при светлой и чёткой памяти, при двух рабочих руках, двух ходячих ногах, с головой и ещё не осипшим командным голосом. Она тогда-то, в молодости, своим девчонкам спуску не давала, и сейчас может жёстко прикрикнуть чуть-чуть на обеих пенсионерок, сидящих рядышком или стоящих кверху попами на грядках, если вдруг не так работают в огороде или поднимают лишнюю рюмку. Она вспоминает несладкое житие в родительском доме и не очень счастливое первое замужество, бегство от нелюбимого и свое путешествие с холодного заснеженного Урала в тёплую и сытную южную Республику. Она взахлёб, но одновременно с некоторым раздражением, уповает на тяготы женской судьбы и счастливые моменты её же. Не скрывает бабушка своего тогдашнего удивления и от того, что увидела, в каких условиях жили азиатские юга. С удовольствием и лёгкой улыбкой на лице вспоминает счастливую жизнь со вторым мужем, любимым и ласковым. Всё помнит...

     А дочки, коим уже перевалило за шесть десятков, вспоминают себя, как начиная с самого дошкольного детства они ненавидели друг друга. Детские шалости и глупости, порой, не детские шутки и издевки, доводившие оппонента до слез или увечий. Все, все подняли из закромов памяти и рассказывают, смешно, горестно, но... Захватывающе...

     Я сижу и мило улыбаюсь, успевая только запоминать сказанное в их праздничном весёлом и говорливом состоянии...

     - Это папка нас любил обеих и одинаково, красиво одевал, целовал и подарки дарил. А ты всегда злилась на него за это и пугала, что денег много на нас тратит. А он тебя гладил по голове и отвечал ласково, что девочка должна быть принцессой, а король обязан быть щедрым и ласковым, - Наталья Владимировна опять и опять пытается укорить мать в нелюбви и безжалостности, вспомнив один случай, - а помнишь? Мне тогда лет семь было, я только в школу пошла! Папа должен был приехать на выходные и ты отправила меня на базар за мясом свежим для праздничного обеда.
     - Наташ, ты опять вспоминаешь эту дурацкую историю, перестань уже, - Иринка пытается сгладить ситуацию, но, по-моему, теща только "распалила свой чайник", - не надо, я расскажу.
     Бабушка опустила голову и поняла, о чем пойдёт речь.
     - Почему не надо?! Я расскажу, раз у нас пошёл вечер воспоминаний. Это же тоже была наше счастливое детство в Киргизии. Так вот, я никогда в жизни не ходила одна далеко от дома, а мама решила проверить меня. Она всегда думала, что я таскаю у неё деньги из кошелька, но никогда не могла никого поймать. И ей надо было меня за что-нибудь наказать, как старшую. А тут любимый папочка приезжает, вот дочка первоклашка и должна, как любая азиатская хозяйка в доме, научиться выбирать мясо.

     Мы всей компанией стали одним большим ухом. Этой истории ни я, ни моя супруга, не слышали раньше. И если уж мама хочет её рассказать, значит, что-то серьёзное и обидное для неё.

     - А мне куда деваться? Взяла на столе деньги, авоську и опустив голову, пошла на базар. Какое мясо надо? Как его выбирать? У кого его покупать, вообще? Не знаю. Иду, авоськой по асфальту мету, плачу, слезы большие капают на платье и ноги. Те самые ноги и довели до базара, хорошо, что я знаю где он, недалеко от дома. А там этого мяса, глаза разбегаются! Ну, размазала я сопли и слезы по щекам и лицу, а делать-то нечего, мясо надо покупать. Присматривать, мотаю головой по сторонам, думаю, где меньше народу стоит, там, наверное, и мясо хорошее, много его лежит. Подошла к мужику в тюбетейке, он увидел меня красную и зареванную, стал мясо расхваливать. Я ему деньги протянула, а он положил кусок в бумагу, завернул и в авоську положил. Я подняла, а она тяжёлая. С отдыхом и сопением дошла до дома, подаю маме его... - Тёща пристально посмотрела на мать, передохнула и продолжает, - а она мне этим куском как шваркнет по лицу да со словами, и что же ты такое поганое мясо купила! Что же твой любимый папочка есть теперь будет? Некудышная ты будешь хозяйка!..
     - В это время в квартиру заходит папа с рюкзаком и двумя куклами в коробках, а я вся зареванная и испуганная. Он увидел на полу кусок мяса в бумаге, посмотрел на маму, на меня, все понял и говорит, пойдём, дочка. Взял мясо, авоську, меня за руку и повел на базар. Я показала ему этого киргиза с мясом, они поговорили и он дал папе хороший кусок, а мне сказал, что бы я на маму не сердилась, ей с нами трудно, но он в обиду не даст...

     - Да, папа тогда тебя опять спас от ремня, - спокойно произнесла бабушка Тоня.
     - Мам, если бы ты мне показывала с детских лет, как мясо выбирать, я бы знала уже! А ты же не для этого меня туда послала, ты же знаешь!
     Обид не сосчитать, их не перечесть, такова жизнь, родителей не выбирают...

     - А вот вторую историю про мясо я вообще никогда не забуду, рассказать? - Тёща заулыбалась, хотя, то, что она поведает, с улыбкой как-то не компануется...

     - Лето, мамка пропадает в ателье, с нами бабушка Шура сидит дома. А мама, как обычно, уходя, оставляет мне на мясо ровно 2 рубля 50 копеек. На килограмм как раз. Мне уже восемь лет и я быстро привыкла покупать и научилась выбирать его на базаре. А тут подхожу, а мясной павильон закрыт. Что делать? Вспомнила, что рядом с домом есть гастроном, в котором тоже продают мясо. Иду туда, захожу и вижу! На прилавке гора мяса и стоит 70 копеек за килограмм. Считаю, на сколько килограмм денег хватит и счастливая от того, что принесу домой много мяса, беру на все. Мне заворачивают его в бумагу и в мою авоську. Я её еле дотащила до дома и с улыбкой кладу бабушке на стол. Она его разворачивает и... Понюхав, швыряет в меня! Это была конина. Я лечу со ступенек подъезда своего первого этажа, а за мной летит мясо. Опять получила по морде. Собираю его, залезаю в закуток под лестницей, сижу и реву, рядом оно лежит в бумаге. Тут мамка идёт с работы и слышит мои всхлипы и подходит:
     - Ты чего, дочка, плачешь?
     А я ей мясо показываю. Она все поняла, забрала мясо, меня за руку и домой повела. Бабушку поругала, хотя, сама когда-то так же учила выбирать и знать мясо, но делать нечего, сварила. Да так вкусно получилось, что никто и не отличила его от свинины.
     - Значит, вы с тех времен и приучились к мясу? Вам его хочется каждый день есть в любом виде.
     - Да, я мясная с детства. В нашем доме оно было всегда...

    - Ладно, Наташ, давайте выпьем за маму, у неё сегодня день рождения, - опять перевела стрелки младшая сестра, понимая, что если старшая сейчас разойдется во все тяжкие воспоминания, мало не покажется никому.
     - А, все-таки, кто деньги-то воровал у тебя, баба Тоня? - интересно мне.
     Она тихонько отмахнулась от меня, как от назойливой мухи, со словами:
     - Чего уж вспоминать? Не будем...

     - Вот, единственное, мам, за что спасибо тому случаю, папа меня научил выбирать мясо на базаре. А потом показал, где стоит его знакомый мужик и меня представил. Я потом не боялась ходить на базар, к нему всегда подходила и он мне лучшее мясо продавал... А, вообще, давайте выпьем за нашу школу жизни, - и теща подняла рюмку с коньяком.
     - Ирин, а ты потом, как теща моя, ходила по магазинам и на базар? - мне интересно, на равных ли воспитывались девчонки.
     Но оказалось совсем не так, к младшей дочке мама относилась лояльнее, меньше ругала и меньше заставляла по дому работать. Хотя, временно, как только старшую дочку по окончании школы папа увёз в Москву поступать в институт, младшей стало доставаться все - от любви до определённой меры жёсткого воспитания. А почему восемнадцатилетнюю Наташу увезли из Киргизии, подстегнул один случай...

     Но это уже другая киргизская история, о которой я расскажу в следующий раз...

19 июня 2023 года


Рецензии
Почему такое разное отношение к дочерям? Киргизы любят мясо, и не скажешь, что оно для них вредно. Нам же твердят, что мясо надо есть реже!))
Очень интересные воспоминания!
С уважением,

Татьяна Самань   21.12.2023 22:04     Заявить о нарушении
Спасибо вам... Какие есть...

Станислав Климов   22.12.2023 16:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.