Глава 188. Моцарт. Двадцать четвертый концерт

Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для фортепиано с оркестром №24 до-минор
Московский камерный оркестр «Musica Viva»
Александр Рудин (дирижер)
Алексей Любимов (фортепиано)

Musicologist: Запись с концерта, который должен остаться в истории хотя бы потому, что впервые в Концертном зале им. Чайковского звучал рояль «Bl;thner» 1868 года. Комментарии солиста о сочетании Моцарт/Блютнер можно найти в одном из недавних интервью. Еще процитирую один из декабрьских слушательских отзывов:

«То, что мы услышали вечером двадцать первого декабря, настолько отличалось от всех версий, которые довелось узнать... Рояль ли тому виной, энергетика и сила личности пианиста, обстоятельства или просто воздух был другой, я не знаю, но звучал он так, как будто слышишь его впервые! Изумительное, свободное от любых даже намеков на традицию прочтение моцартовского шедевра — ощущение, будто напился прозрачной ледяной воды из горного источника...»

Если кто-нибудь знает, чья каденция прозвучала в первой части, пожалуйста, добавьте эти сведения сюда.

oriani: Каденция Гуммеля.

Volovikelena: Любимов всегда играет уникально. Но, думаю, дело и в необыкновенном тембре рояля. В нем некоторая холодноватость и отстраненность. Но Любимов превращает их порой в тихую отрешенность, а порой в такую глубокую боль — до тонкой и острой, что Моцарт с его жизнью в Вене предстает перед слушателем как на ладони.

Сам концерт — удивительное явление в его жизни, точно пророчество будущих тяжелых событий. В феврале 1786 года их еще ничто не предвещало — 1785 год у Моцарта складывался ярко и интересно. Да и 1786 начался неплохо — год «Директора театра» и «Свадьбы Фигаро». Это в конце его Моцарты потеряют новорожденного сына. Но пока еще все хорошо.

И, однако, вот такой концерт с удивительно драматичным мировосприятием случился. Моцарт долго работал над ним, в отличие от многих других своих произведений в этом жанре.

Двадцатый концерт хотя бы в мажоре заканчивается. А Двадцать четвертый — в миноре, без всякой надежды.

Hristina_Strekalovskaya: — «Крамер! Крамер! Нам с тобой никогда не сделать ничего подобного!» — воскликнул как-то Бетховен, обращаясь к композитору, пианисту и издателю Иоганну Баптисту Крамеру. Музыканты прогуливались по венскому увеселительному парку Аугартен, где исполнялся Двадцать четвертый концерт Моцарта. Так живо Бетховен отозвался на разработочное развитие простого мотива, приводящее к мощной драматической кульминации: типично бетховенский прием. Конечно, Моцарт бесподобен, но, слушая этот концерт, не вспомнить Бетховена невозможно. Тональность тоже бетховенская — до-минор; Третий до-минорный концерт Бетховена несомненно вдохновлен Двадцать четвертым моцартовским. Венский салонный классицизм почти сплошь мажорен, минор здесь — редкое исключение, тень, контраст, сильнодействующее средство. У самого Моцарта из шестисот сочинений только четыре десятка минорных, треть из них — в до-миноре, самой трагической тональности.
Двадцать четвертый — единственный концерт Моцарта, который не только начинается, но и заканчивается в миноре.


Рецензии