Счастье эха

     - Твой Учитель уходит в Долину Тишины-ны-ны! Поспеши-ши-ши-ши! Он тебя зовёт-вёт-вёт...
Эхо спустилось на дно ущелья, где уже вовсю хозяйничал густой Туман.
- Почему ты уходишь? Кто теперь будет меня учить? - спросило Эхо.
- Главное ты знаешь и умеешь. Тебе уже не нужен Учитель. Пришла пора провести последний урок и рассказать, что мы здесь не навсегда. Когда мы старимся и напитываемся звуками этого мира так, что становимся очень тяжёлыми и уже не можем найти пристанища ни в одном из известных нам укрытий, то спускаемся на дно самого глубокого ущелья, где поджидает Туман, который заберёт нас в Долину Тишины.

- Нет, нет! - вскричало Эхо.- Я не хочу, чтобы ты уходил. И ещё больше я не хочу, чтобы и меня когда-то забрал Туман. Я... Я боюсь.
- Таков порядок в этом мире и никто не может его изменить...
Туман тонкими струйками, похожими на языки пламенеющего костра, которые когда-то удалось увидеть Эху, скользил по телу Учителя поднимался всё выше и выше, к самому подбородку. Эхо поняло, что как только он поднимется выше, и заполнит рот, оно больше никогда не услышит голоса Учителя. Поэтому торопясь и путаясь спросило:
- Скажи, что такое - СЧАСТЬЕ?

- Я не знаю. Меня учили отражать, потому что это наше предназначение. Мы ведь больше ничего не можем. И я так хорошо исполнял своё предназначение, что смог стать Учителем и ты тоже, если будешь стараться, сможешь им стать.
- Но ты был счастлив?
- Не знаю.
- А друзья, друзья у тебя были?
- Лучшие друзья для нас - звуки. Их можно повторять и этого достаточно, чтобы существовать.
- Но кроме звуков вокруг полно разного, неизведанного. Кто сказал, что мы ДОЛЖНЫ только отражать? И даже не пытаться сделать что-то другое? Сказать о том, что тебя волнует. Испытать счастье, дружить...

- Когда я был маленьким, как ты, то слышал, что те эхо, которые хотели быть счастливыми или водили дружбу с солнцем или туманом, исчезали бесследно.
- Я знаю, знаю, - перебило Эхо его, - но я недавно встретил Девочку... Она была такая... Нежная и красивая. Мне захотелось быть с ней, но она испугалась и убежала. Я полетело за ней, чтобы объясниться, успокоить, но она расплакалась и сказала:
- Уходи прочь, ты плохое...
А я вместо того, чтобы сказать слова утешения, только повторяло:
- Плохое-плохое-ое-ое.

- Ты сделало всё правильно...
- Нет! Я не хотело её пугать! Я хотело с ней говорить.
- Что с тобой? Ты было лучшим моим учеником! Разве ты забыло, что дело всей нашей жизни -  таиться, подслушивать, отражать?
- Но я было бы счастливо сказать ей что-то СВОЁ... 
- Даже не думай!  Мы не можем говорить СВОЁ. Нельзя дружить с солнцем, с туманом... Для нас это смерть. Я ведь...

Договорить Учитель не успел, потому что Туман окутал его всего и только в клубящихся  волнах, какое-то время можно было увидеть какие-то неясные очертания. Но вскоре они исчезли и Эхо побыстрее, пока Туман не подобрался совсем близко, взметнулось вверх и затаилось под небольшим уступом, на самом краешке глубокого оврага. Ему было грустно. Впрочем, Эхо не знало, что это чувство - грусть. Просто ему сейчас не хотелось подслушивать и отражать.

- Почему моя жизнь так ограничена? - думало оно. - Почему я могу только отражать и повторять, а не могу говорить с понравившейся мне Девочкой, как с Учителем?
Но рядом с ним теперь не было никого, кто бы мог ему дать ответ и, немного помучившись в паутине нерадостных мыслей, Эхо уснуло.
***
Спустя некоторое время Эхо опять полетело к домику, где жила Девочка. Оно и само не могло объяснить, ЧТО его так влекло туда. Было раннее прозрачное утро, когда каждый звук словно рождается в глубине густых трав и, поднявшись вверх по гибким стеблям, крадётся по их верхушкам, стараясь  не расплескать радость от раннего зябкого пробуждения. Потом солнце, поднявшись в небо, разогревало и травы и землю так, что всякий звук угасал, тяжелея в ленивой истоме.

     Эху повезло и оно успело долететь и спрятаться в глубоком, прохладном колодце.
- Здравствуй, водица, - прокричала Девочка, заглянув колодец.
- Давай водиться..., - с радостью согласилось Эхо.
- Ты хорошая?
- Рожа я... Рожа я, - призналось Эхо.
- Ты красивая?
- Сивая... Сивая...
- Фу, какая ты гадость! - рассердилась Девочка.
- А ты для меня - радость, - сказало Эхо вслед, но было уже поздно, потому что она убежала.

Ему хотелось побежать вслед, но оно не решилось. Пришлось сидеть в колодце до самой ночи, прежде чем  покинуть своё укрытие.
Было совсем темно, тихо и пустынно. Эхо побродило вокруг дома, но он казался погружённым в глубокий сон, как и его обитатели, поэтому оно забралось в пустую железную бочку, стоявшую у самого крыльца, и стало дожидаться утра.
- Может Девочка заглянет сюда и опять о чём-нибудь спросит...,- мечтало Эхо.

Ему вспомнился утренний разговор и оно загрустило.
- Почему я умею только повторять? Это так... глупо... Когда повторяешь, то говоришь совсем не то что чувствуешь... Впрочем... Ведь удалось же сказать ей, что я рад ей. И это было так приятно. Когда  говоришь  ОТ СЕБЯ, это намного лучше, чем повторять... Вот, я её дождусь и скажу всё САМО...

     За этими размышлениями время пролетело быстро и поутру Девочка  действительно заглянула в бочку.
- Доброе утро!
- Тро...о...о, - проскрипело спросонок Эхо.
- Ты здесь?
- Здесь... Здесь...
- Давай играть!
- Рать... Рать...
- Нет. Бабушка не разрешает приглашать много детей, потому что боится, что мы порушим  грядки и цветники. Давай  играть только  вдвоём...
- Водоём... Водоём...

- Бабушка, - закричала Девочка. - Можно мне пойти на водоём со своим другом?
- С кем? - удивилась бабушка, оглядевшись вокруг. - Я не вижу никого.
- Он в бочке.
Бабушка засмеялась.
- Глупышка. Это эхо.
- Разве? - огорчилась Девочка. - А я хотела с ним поиграть.
- Оно ничего не умеет. Только повторять.
- Как жаль... С кем же мне теперь играть?
- Играй с котёнком. он такой мягкий и игривый. Не то что твоё эхо.
- Котёнок всё время от меня убегает и прячется. Разве так друзья поступают?
- Ну, тогда... Не знаю. Придумай сама что-нибудь. Ты уже достаточно большая.

Эхо осталось в одиночестве.
- Оказывается, не так-то просто говорить СВОЁ, - думало оно. - Особенно, когда тебя всю жизнь учили только повторять.
Оно осторожно выглянуло из бочки.
Девочка весело бегала на лужайке, протягивая раскрытые ладошки солнцу.

- Послушай, - обратилось Эхо со дна бочки к Солнцу. - Почему Девочка с тобой играется, а со мной не хочет?
- Ты же прячешься, как котёнок. А я следую за ней, пока не наступит вечер.
- Я бы тоже так хотело, но мне нельзя...
- Почему?
- Не знаю. Меня научили таиться, подслушивать и отражать. Больше я ничего не умею. И я чувствую себя одиноким и не нужным. А это так грустно.

- Нелёгкая у тебя участь. Когда на небе много туч и я не могу пробиться сквозь них, мне тоже одиноко и грустно. Ведь всё в этом мире устроено так, что нужно быть ДЛЯ ЧЕГО-ТО.
- Ты для того, чтобы Девочка с тобой игралась, - догадалось Эхо.
- Нет, - рассмеялось Солнце. - У меня много и других занятий. Садиться и всходить, согревать, сушить, растить... Ну, и играть тоже, не без этого.
А ты, просто понаблюдай за другими и постарайся понять, для чего ТЫ. Какое твоё предназначение. Раз ты есть, значит в тебе есть и нужность, и смысл. Надо его только заметить и всё наладится... Извини, мне надо идти.
И Солнце покатилось за горизонт.

     Эхо тяжело вздохнуло. Ничего из перечисленного оно не умело.
Ночью оно выбралось с укрытия и полетело к месту своего обитания - в густой лес. Там было полно оврагов, ущелий, уступов, толстых деревьев с густыми кронами, поэтому можно было двигаться, перебираясь с места на место, а не сидеть скукожившись как в колодце или бочке.
 
Немного полетав, Эхо спряталось под обрывом крутого оврага.
- Вот хорошо быть Солнцем. В его жизни всё понятно и востребовано. А у меня? Для чего я? Какой прок от того, что  умею повторять? Для чего это?

     Потянулись дни похожие один на один.
Вначале Эхо наблюдало  за тем, что происходит вокруг и пыталось сделать из этих наблюдений какой-то вывод.
- Всё и все здесь для чего-то. Деревья, чтобы расти и давать тень, защищать от ветра и холода, Солнце - согревать, Ветер - охлаждать, Дождь - поить... И только я, Эхо, совершенно бесполезно... Тогда какой смысл в моём существовании? В том, что я умею одну-единственную вещь - отражать звуки. Это никому не нужно. Даже мне самому. Для чего повторять то, что говорят другие?

И если вначале эти  попытки понять своё  предназначение повторялись часто, то постепенно, не получая ответа на свои вопросы, Эхо потеряло  интерес ко всему. Даже к тому, что его окружало. Оно отсырело, съёжилось и уже не боялось  ничего. Даже Долины Тишины и поджидающего там Тумана.
- Может весь смысл  существования  находится именно ТАМ? И я напрасно так боялось... Ведь жить, не понимая для чего ты, в конце-концов не имеет смысла... И это не менее страшно, чем попасть в объятия Тумана.

     Однажды в ход его полусна-полуяви вторглись какие-то звуки: трещали сучья, раздавались шаги, кто-то перекликался.
- Нигде нет покоя, - вяло возмутилось Эхо. - Эти люди везде. Даже в глуши. Места им мало в своих селениях.
- Знаешь, дальше нет смысла идти, - сказал один человек, остановившись прямо подле его укрытия. - Дальше Волчья падь. Если  туда забрела, то мы сами не найдём. Надо волонтёров звать и прочесать местность.

- Ну давай хотя бы покричим, - предложил другой. - Вдруг откликнется.
- Вряд ли. Место гиблое. Здесь звуки гаснут. Никакого эха.
Эхо встрепенулось.
-Как это нет. Я здесь, - хотело сказать, но от долгого молчания голос пропал и оно только сипло просипело:
- Есь... есь...
- Ну, раз мы столько отмахали, то что стоит покричать? Вдруг эта малявка услышит и отзовётся...
- Конечно, покричим. С нас не убудет, а девочка может быть где-то рядом.

- Девочка потерялась и они её ищут, - догадалось Эхо.
Люди стали кричать, поворачиваясь  в разные стороны и прикладывая ко рту ладони, сложенные рупором:
- Аня, Анечка! Ау!
Их голоса вязли в сырости густых зарослей и Эхо рассердилось:
- Разве так кричат? Сейчас я им покажу...
Оно вылетело из своего укрытия и... не смогло повторить ни одного звука.
- Ау, ау, - надрывались люди. - Отзовись! Тебя ищут!

- Ввысь...ввысь...тут,- прохрипело с натугой Эхо и поняло, ЧТО надо делать. Поднявшись повыше, оно полетело над Волчьей падью. Расправило своё скрюченное от долгого сидения тело и раскатисто повторило:
- Все тебя ищут...тут...тут!
Оно перелетело через высокий скалистый гребень и... увидело Девочку. От радости у Эха перехватило дыхание.

Оно хотело сказать так много СВОЕГО, но всё спуталось в  голове, нужные слова куда-то исчезли и оно только бестолково повторяло:
- Все-все тут..., тут...
- Я тебя всё-таки нашла, - прошептала Девочка, вытирая ладошками мокрые щёки.
- Ко мне... Шла... шла, - растрогалось Эхо и, взметнувшись выше крон деревьев, откликнулось кричащим людям во всю мощь:
- Здесь...здесь...

     Потом оно пробиралось следом за мужчинами, несущими Девочку, отражало звуки их шагов, треск сухих сучьев и усиливало их крики, пока им навстречу не прибежали другие люди и Бабушка.
Она плакала от счастья и крепко-крепко держала Девочку в объятьях.
- Почему ты ушла и ничего мне не сказала? - спросила она.
- Я соскучилась и хотела найти эхо.

- Сдалось тебе это противное эхо. Зачем оно? Разве тебе мало других занятий? Оно ведь ничего не умеет. Сидит в колодце или в пустой бочке и всё... Никакого толку от него.
- Нет, бабушка, ты не права. Ведь это эхо меня спасло.
- Глупенькая. Тебя спасли люди. Эхо не может спасать. Оно же только отражать чужие звуки умеет.
- Ты неправильно говоришь. Оно не просто отражает. Когда ты один-одинёшенек и потерялся,  очень нужно, чтобы хоть кто-то откликнулся...

     Эхо поняло, что уметь ОТКЛИКАТЬСЯ это и есть то, для чего оно предназначено. И впервые за многие-многие дни ощутило себя нужным и... счастливым.
 


Рецензии
Ох уж эта Девочка!!!)))

а рассказ очень понравился!

Фаина - благодарю искренне -

Лариса Часовская   15.02.2024 19:58     Заявить о нарушении
Спасибо ВАМ!
С теплом и признательностью,

Фаина Вельге   15.02.2024 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.