Пять эскизов об Игоре Стравинском
До-баховская музыка создавала мощные готические конструкции.
Барокко насытило их завитушками...
А Стравинский оставил только "завитушки" (в музлитературе - попевки), которые сами и стали могучей конструкцией! его музыка подобна архитектурным ячейкам, которые, отсылая к прошлому, повисли по воздухе, по мановению волшебного жезла Igoris Regis.
2. МОРСКОЙ КОНЁК
Некоторые творения Игоря Стравинского напоминают мне морского конька.
То ли рыба, то ли ящер, то ли коралл - он относится к разных царствам живого мира; даже больше: к разным мирам или разным стихиям.
Да откуда он взялся, вообще?
…Ниоткуда. По крайней мере, не из разных миров. Мир один: Стравинский.
Он прост, загадочен и прекрасен.
PS. То, что он написал "Весну священную", невероятно. Однако то, что автор "Весны" написал "Орфея" или "Сову и кошечку"... как это сказать... еще более невероятно!
3. «ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ»: КОНЦЕРТНЫЙ БАЛЕТ В ТБИЛИССКОЙ ОПЕРЕ
Какое это счастье - побывать в Опере!
Не "сходить", не "посидеть", а побывать! - едва ли не два поколения грузин выросли, так и не побывав в Тбилисском Театре оперы и балета: военный путч, гражданская война, революция роз и ремонт на двадцать лет - все 24+ удовольствия!
Майским вечером, с Руставели зайти в этот Дворец 1001-й ночи и погрузиться в сказку: волшебный интерьер, культурные лица, интеллигентная речь... Сон? Мираж? Дежавю?..
...а главное - мистика "Весны священной"! - эта музыка, и грозная, и чарующая прозвучала, наконец, и у нас. И КАК прозвучала! Бесконечно, БЕСКОНЕЧНО благодарен нашему оркестру - за прекрасную музыку, за умение играть - виртуозно, но и с чувством...
и за то, что музыканты оркестра, сам театр, сама публика - ВСЕ ВЫ даете нам не только вспомнить о великом прошлом, но поверить: Грузия - не устрица, сидящая в створках мелкой раковины, созерцая то педиков, то наркоманов и прочее (около)политическое плебералье! - Грузия - страна культуры, великой и глубокой!
и - дай Бог! - мы, грузины, вернемся, наконец, к этой культуре, к великой музыке, литературе и кино! Вся эта байда уйдет как страшный сон - а мы будем, вот так, майским вечером в оперном театре, слушать божественную Весну...
PS. Симфоническая поэма Ник. Рачвели "Серебристое солнце" тоже прозвучала впечатляюще! (соседство с Игорем Стравинским непросто выдержать!).
А еще меня донельзя тронули детишки в нижнем ярусе: они слушали Весну, как и подобает - в такт размахивая белыми беретиками и программками, живо, весело, от всей души!... видно, что были они под огромным впечатлением! - откуда им знать, что очень сложная музыка, авангард, что произвела она революцию в музыке, все такое...
Эти детишки напомнили мне карибскую молодежь из романа Алехо Карпентьера "Весна Священная": эти люди, не знающие ничего ни о русском фольклоре, ни об авангарде, просто оживали и начинали двигаться как по команде, едва заслышав божественные звуки "Весны"!..
4. Последний экзамен Игоря Стравинского
Локсий Ганглери
Визит Игоря Стравинского в СССР оказался тяжким испытанием для гостя.
Западные (прежде всего, американские) газеты наперебой орали "Маэстро сошел с ума!"
И в самом деле, Санкт-Петербург, который покинул Стравинский в 1912, и Ленинград, в который он "вернулся" в 1962 - это больше, чем разные города, как, скажем, Зап. и Вост. Берлин, Париж-1788 и Париж-1848, или даже Сеул и Пхеньян. Это разные миры.
И потом. Музыкальный авангард был под запретом на протяжении полувека.
А Стравинский подавался еще и как безродный космополит, и даже наймит Ватикана и американского империализма! А Царь Игорь тоже "подгадал" с визитом: Октябрь-1962 - это ведь еще и Карибский кризис!..
Наконец, музыка Игоря Федоровича требует от аудитории подготовки, в отличие от, скажем прямо, львиной доли той музыки, к которой был приучен советский человек. Целые пласты музыкальной культуры - от импрессионизма и джаза до ренессансных и барочных мотетов - были либо чужды, либо не знакомы нашей аудитории.
Стравинский почувствовал это в первый же вечер. Настолько, что ему стало плохо: потребовалось даже вмешательство кремлевского врача!
КАК смогут музыканты исполнить такую вот инопланетную музыку??
А КАК поймет ее советская аудитория, в жизни не слушавшая ничего подобного???
…в свое время, Стравинский писал: «у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».
РУССКОСТЬ и сыграла решающую роль: русскость Стравинского и русскость советского в гигантской смычке преодолели не только культурную, но и социально-историческую бездну глубиною в полвека 1912-1962!
Свидетельство о публикации №223080301269