Три эскиза об Игоре Стравинском

1. ПОСТБАРОЧНЫЙ КОМПОЗИТОР

До-баховская музыка создавала мощные готические конструкции.
Барокко насытило их завитушками...
А Стравинский оставил только "завитушки" (в музлитературе - попевки), которые сами и стали могучей конструкцией! его музыка подобна архитектурным ячейкам, которые, отсылая к прошлому, повисли по воздухе, по мановению волшебного жезла Igoris Regis.


2. МОРСКОЙ КОНЁК

Некоторые творения Игоря Стравинского напоминают мне морского конька.
То ли рыба, то ли ящер, то ли коралл - он относится к разных царствам живого мира; даже больше: к разным мирам или разным стихиям.
Да откуда он взялся, вообще?

…Ниоткуда. По крайней мере, не из разных миров. Мир один: Стравинский.
Он прост, загадочен и прекрасен.

PS. То, что он написал "Весну священную", невероятно. Однако то, что автор "Весны" написал "Орфея" или "Сову и кошечку"... как это сказать... еще более невероятно!


3. «ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ»: КОНЦЕРТНЫЙ БАЛЕТ В ТБИЛИССКОЙ ОПЕРЕ

Какое это счастье - побывать в Опере!
Не "сходить", не "посидеть", а побывать! - едва ли не два поколения грузин выросли, так и не побывав в Тбилисском Театре оперы и балета: военный путч, гражданская война, революция роз и ремонт на двадцать лет - все 24+ удовольствия!

Майским вечером, с Руставели зайти в этот Дворец 1001-й ночи и погрузиться в сказку: волшебный интерьер, культурные лица, интеллигентная речь... Сон? Мираж? Дежавю?..
...а главное - мистика "Весны священной"! - эта музыка, и грозная, и чарующая прозвучала, наконец, и у нас. И КАК прозвучала! Бесконечно, БЕСКОНЕЧНО благодарен нашему оркестру - за прекрасную музыку, за умение играть - виртуозно, но и с чувством...

и за то, что музыканты оркестра, сам театр, сама публика - ВСЕ ВЫ даете нам не только вспомнить о великом прошлом, но поверить: Грузия - не устрица, сидящая в створках мелкой раковины, созерцая то педиков, то наркоманов и прочее (около)политическое плебералье! - Грузия - страна культуры, великой и глубокой!

и - дай Бог! - мы, грузины, вернемся, наконец, к этой культуре, к великой музыке, литературе и кино! Вся эта байда уйдет как страшный сон - а мы будем, вот так, майским вечером в оперном театре, слушать божественную Весну...

PS. Симфоническая поэма Ник. Рачвели "Серебристое солнце" тоже прозвучала впечатляюще! (соседство с Игорем Стравинским непросто выдержать!).
А еще меня донельзя тронули детишки в нижнем ярусе: они слушали Весну, как и подобает - в такт размахивая белыми беретиками и программками, живо, весело, от всей души!... видно, что были они под огромным впечатлением! - откуда им знать, что очень сложная музыка, авангард, что произвела она революцию в музыке, все такое...
Эти детишки напомнили мне карибскую молодежь из романа Алехо Карпентьера "Весна Священная": эти люди, не знающие ничего ни о русском фольклоре, ни об авангарде, просто оживали и начинали двигаться как по команде, едва заслышав божественные звуки "Весну священную"!..


Рецензии