Что же такое поэзия?

Заметки по поводу

Ответить на вопрос, что такое поэзия, однозначно невозможно. Единого определения нет. Всяк понимает это явление культуры по-своему. Да, особым образом организованный литературный текст, направленный прежде всего на эмоциональное восприятие. И в этом сходство с музыкой. Ну, а дальше что? Как отличить поэзию от того, что ею не является?

Давайте посмотрим примеры.

Как известно, Николай Васильевич Гоголь назвал свой, по всем признакам роман «Мертвые души» поэмой. Почему? Не только же из-за лирических отступлений, вроде  знаменитой «Птицы-тройки», что учат наизусть в школе?

Могу предположить, что главным для Гоголя было именно эмоциональное восприятие образов героев, каждый из которых являет собой определенную сторону национального характера, проявляющего себя не лучшим образом в имевших место реалиях жизни. Человек религиозный, нравственный, сильно и глубоко чувствующий, Гоголь, вероятно, хотел прежде всего получить сопереживающего читателя, способного почувствовать его «не видимые миру слезы» и захотеть изменить к лучшему положение дел, которым они вызваны. Ведь не случайно во втором томе «Мертвых душ», уничтоженным автором, появились положительные персонажи и тема воспитания, наставничества с целью, как пишут литературоведы,  «осознания высшим сословием своих обязанностей перед государством и народом» , а также «идея переустройства духовного мира людей».

Другой пример поэтической прозы — «Стихотворения в прозе» Ивана Сергеевича Тургенева, которыми он завершил свою творческую жизнь, начав её с написания рифмованных стихотворений и поэм, из которых помнят только ставшее романсом «В дороге» («Утро туманное, утро седое...). Каждый, кто читал хотя бы самые известные из его последних сочинений, думаю, понимает, почему это поэзия.

Значительно больше вопросов  и разночтений возникает по поводу стихотворений гражданской направленности, иногда откровенно эпатажных или пропагандистских, как,  например, у Владимира Маяковского. Почему это тоже поэзия? Да, по той же причине апеллирования прежде всего к эмоциям читателя, что касается и раннего скандального «Нате!», и воспринимаемых многими как политические и идеологические  «агитки» стихотворений и поэм советского периода. Ведь Маяковский не писал того, чего не чувствовал, и о том, чего не разделял. А гений во всем остаётся гением, хотя одни его безоговорочно принимают во всех проявлениях, а другие нет. И когда Маяковский понял, что больше не может существовать в окружающей действительности и не в состоянии ее изменить, то  предпочёл уйти из жизни.

Настоящая поэзия может быть резкой, грубой, эпатажной, некрасивой для утонченного глаза и слуха, если этого требуют решаемые ею задачи, но она не может быть пошлой, примитивной, вульгарной и даже просто банальной. Она может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции у разных людей, но она должна обязательно эмоции вызывать. Хотя нельзя, конечно, требовать эмоционального отклика ото всех читателей, даже если речь идёт о гениальном произведении. Ведь всегда найдутся те, кто скажет: “ Не моё!» Но это ничего не должно значить ни для автора, ни для читателя.

Зарифмовать, вообще говоря, можно почти все, начиная от телефонного справочника и заканчивая математической формулой или числом Пи. Со школы помню: «Надо только постараться и запомнить всё, как есть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть». Или глаголы-исключения второго спряжения: «Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть». А также цвета спектра: «Как однажды Жан-звонарь головой сорвал фонарь».

Только все это к поэзии отношения не имеет, как и знаменитая фраза из букваря: «Мама мыла раму». А вот рекламный слоган Маяковского «Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет!», полагаю, все-таки имеет, потому что это не банально, смешно и, потому эмоционально воздействует.

Можно тут вспомнить и одностишия Владимира Вишневского, и гарики Губермана, и лимерики, и много, наверное, ещё чего. Так что, действительно не простой это вопрос  — о поэзии, совсем не простой, не однозначный и очень субъективный. Но тем и интересный.


   


Рецензии