Тмутаракань, Керчь и князь Глеб

                ТМУТАРАКАНЬ, КЕРЧЬ И КНЯЗЬ ГЛЕБ
Часть 1

    В Городе-герое Керчи появился новый памятник. Я увидела его в июне 2023 года. А поставлен он был 15 декабря 2019 года по решению Российского военно-исторического общества. Позже узнала подробности: памятник поставлен на средства этого общества и меценатов.
   Молодцы российские историки! Молодцы и меценаты!  Не перевелись в России люди, понимающие, что памятники – это странички истории Отечества.

   Памятник из красного гранита (предполагаю: я не специалист – здесь и дальше информация в скобках моя – Л. П.), высокий, величественный. Скульптор Андрей Голубев.
   Установлен этот монумент, чтобы прославить русича – князя Глеба Святославича, одного из потомков славянина Рюрика, основателя династии в Древнем русском государстве.
   Рюриковичи верой и правдой служили Руси-России более 700 лет: закончилась эра династии на сыне царя Ивана IV (Грозного) – бездетном Фёдоре.

   Установлен памятник в центре города – в сквере у морского вокзала, на берегу Керченского пролива. Во весь рост стоит молодой красивый князь Глеб. Рядом с ним на постаменте сидит благообразный (внушающий уважение своей наружностью) старик – игумен Никон Печерский.
  На берегу Керченского пролива, который князь Глеб перешёл по льду. Свидетель того смелого перехода – Верстовой столб, хранящийся в … Об этом чуть позже.
               
   А сейчас коротко биография этих русичей – героев ХI века.
   КНЯЗЬ ГЛЕБ родился в 1052 году; он старший сын великого князя Киевского Святослава Ярославича (как известно: в тогдашнем Киеве был трон князей Рюриковичей; почему было выбрано небольшое, захудалое поселение - Киев, рассказано в разной литературе). 
   А ещё - Глеб Святославич, внук Ярослава Мудрого (годы жизни Ярослава: 978-1054; правил в Древнем русском государстве - 1019-1054 гг.; у него было много детей и внуков).
   Глеб, конечно, по повелению отца, стал правителем Тмутаракани (1064-1068 гг.; обратите внимание на его возраст).
   Жизнь юного князя там не была спокойной. Его изгонял из Тмутаракани двоюродный брат Ростислав Владимирович. Не один раз. Распри закончились только со смертью Ростислава в 1067 году.
   
    ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОН ПЕЧЕРСКИЙ – основатель Тмутараканского монастыря. Позже – игумен Киево-Печерской монашеской обители.  Никона Печерского называют учителем летописца Нестора.
   Без всяких сомнений – князь Глеб получил благословение святителя Никона, прежде чем ступил на лёд Керченского пролива. На памятнике виден благословляющий жест игумена. А юный князь вытянул руку вперёд – как все первооткрыватели: «Только вперёд; в неизведанные дали, что за горизонтом!».

  (НЕСТОР, древнерусский писатель, один из крупнейших историков средневековья, монах Киево-Печерского монастыря. Он автор первой редакции «Повести временных лет» - общерусского летописного свода, который был составлен в Киеве во 2-м десятилетии ХII века.
  История Руси в «Повести временных лет» связана со всемирной историей и историей славянства.
  Среди произведений Нестора ещё повествования о житии князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского и др.).
   
  На сайте РОДИНА в день открытия памятника 15 декабря 2019 года была опубликована статья "От Тмутаракани до Корчева".
  Хвалю автора (авторов)оды тому замечательному событию: "Памятник неделимости Крыма и России открыт в Керчи".

                ТМУТАРАКАНЬ – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

   Пройти по льду Керченский пролив (ширина – от 4 до 15 км; глубина – 5-15 метров) – это был подвиг, в котором и романтика, и идеи.
   Время от времени в мире появляются люди, которые прорубают новые дороги в неизвестные края. Рискуя жизнью. Зачем Глеб пустился в тот опасный путь? Очень может быть, что мечтал князь о том, чтобы построить мост и так соединить две части своего княжества - Тмутаракани*.
   Технических возможностей, чтобы построить мост, в его время не было. Но мечты эпохам не подвластны.
  (* Есть разные написания этого слова: Тьмутаракань, Тмутаракань, Тмуторокань).

   Уверена, что, когда принималось решение Российским военно-историческим обществом по возведению памятника князю Глебу, то учитывался и этот его смелый поступок. Но главное в его биографии другое – князь был, как сейчас бы сказали, губернатором Тмутаракани.
  О Тмутаракани есть информация в разной литературе. Поскольку я не пишу историческую монографию о Тмутаракани (уже написали историки разных времён и народов), то приведу здесь лишь некоторые страницы из её биографии. И о том, как её история перекликается с нынешней.

   Но прежде: то Русское княжество на Таманском полуострове (предположительно в 965 г.) основал Святослав Игоревич Рюрик (годы правления Русью: 945-972), выдающийся древнерусский полководец. Он – отец Владимира, вошедшего в историю Руси, как креститель её в христианскую веру.
   День Крещения Руси в России отмечают 28 июля.

   Хочу предупредить: и в исторической литературе, и в статьях, которые я здесь приведу, есть разная информация о судьбах людей и событиях тех далёких веков.
   Я лишь хочу рассказать о новом памятнике в Керчи и о том, какая история связывает князя Глеба с этим прекрасным российским городом-портом.

            На Яндекс-Дзен. 30.08.2019 г. Сайт ПОПУЛЯРНАЯ НАУКА.

   ТМУТАРАКАНЬ: ЧТО СТАЛО С ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ КРЕПОСТЬЮ?
  «Тмутаракань – древняя русская крепость, которая контролировала Керченский пролив. Русское княжество, основанное в Х веке. Включало в себя часть Краснодарского края (Тамань) и Восточный Крым (Судак и Керчь).
    До конца ХVIII века русские историки считали, что Тмутаракань – это вымышленная страна. Упоминалась в «Слове о полку Игореве».

   Подтверждение нашли в 1792 году; военные случайно наткнулись на Тмутараканский камень – самый ранний артефакт с надписью на русском языке. Потом археологи откопали древнюю столицу Тмутаракани.
   Изначально Тмутаракань – греческий город Гермонасс. Затем его захватили тюрки и он вошёл в Хазарский каганат. Русским он стал благодаря завоевательным походам князя Святослава (Х век нашей эры; внук Рюрика, сын Игоря и псковитянки Ольги).

   Население Тмутаракани: армяне, хазары**, тавры, греки, евреи. Большая часть – русские. Сама крепость Тмутаракань построена хазарами. Забрал её у хазаров князь Святослав. Никто не смог отнять Тмутаракань у русских целых 100 лет!
   Потом её всё же захватила Византия (тому была причина; поговорим и об этом).
   (**Хазары – тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия в 4 веке. Кочевали в Западно-Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат).

   История города Тмутаракани обрывается в ХIII веке. Две гипотезы.
   Первая. Землетрясение.
   Вторая. Крепость в ХIII в. захватили татаро-монголы. Потом они захватили Крым и организовали Крымское ханство.
   Теперь – территория Краснодарской станицы Тамань».

   Почему 100 лет Тмутаракань никто не смог отнять у русских, а потом её захватила Византия? Между русскими князьями (владельцами уделов) началась междоусобица; им было не до  далёкой Тмутаракани. О страшных последствиях междоусобиц рассказано и в «Слове о полку Игореве».

     Яндекс-Дзен. Сайт КИРИЛЛИЦА. 7 сентября 2019 г.
   «Тмутаракань – не сказочное место типа Лукоморья, а реальное русское княжество. Упоминается в «Слове о полку Игореве».
   Княжество выступало союзником Византии, и затем полностью перешло под её контроль – после кончины последнего князя Олега Святославича; примерно между 1159-1169 гг.
   Упоминается не только в русских, но и в арабских, и в других источниках».

                СПОТКНУЛСЯ ОБ ПОРОГ

    Наверное, тогда ещё Яндекс-Дзен. Сайт УВИДЕЛ. ЗАЦЕПИЛО.
   31 октября 2020 г.

   Из статьи: «ТМУТАРАКАНСКИЙ КАМЕНЬ: ОБЛОМОК САМОГО СТРАННОГО РУССКОГО КНЯЖЕСТВА».
   Тмутаракань считали мифом. До 1792 года, когда премьер-майор Христофор Карлович Розенберг, командир расквартированного на Тамани батальона егерей русской армии, заметил камень, который служил порогом у входа в казарму.
   Текст на нём: «В лето 6576 (1068) индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя (Тороканя) до Корчева 14 000 сажен».
   (этот текст не совпадает с тем, что на памятнике в Керчи).

   Плита мраморная хранится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).
   14 тысяч сажен – 24 километра – это точное расстояние между центральным храмом Тмутаракани (Церковь Богородицы) и Корчева-Керчи (Церковь Святого Иоанна Предтечи).
   Тмутаракань – ныне станица Тамань в Краснодарском крае.
   Князь Глеб правил Тмутараканью в 1064-1068 гг., а потом правил в Новгороде. Погиб там 30 мая 1078 г. при восстании язычников.
 
   Да, судьба его трагическая. С 1069 года Глеб княжил в Новгороде. И там не было спокойствия. Вспыхивали народные восстания. По какому поводу, не знаю.
   На сайте ДЗЕН я прочитала такую информацию. В 1078 году в княжестве появились волхвы, призывающие к восстанию. Глеб убил главаря. За что новгородцы князя изгнали. От других князей помощи он не получил. Пришлось бежать «за Волок». Там был убит чудью заволочской 30 мая 1078 года. Похоронен в Чернигове.
  (чудь – древнерусское название эстов, а также других финских племён к востоку от Онежского озера, по рекам Онега и Северная Двина).

   Я встречала и другую информацию: Глеб «мерил море по леду» не в 1068, а в 1064 году. То есть в первый год своего княжения в Тмутаракани. А текст на доске мог появиться в 1068 году.
   Этого русского князя вспоминает и А. Б. Широкорад, автор книги «Битва за Крым. От Крымского ханства до возвращения России»: «Глеб Святославич – князь Новгородский, князь Тьмутараканский; умер в Чернигове».   
   К Чернигову я позже вернусь.
       
                И ТЕБЪ, ТЬМУТОРАКАНЬСКЫЙ БЛЪВАНЪ!

   В древнерусской поэме «Слово о полку Игореве» Тмутаракань упоминается, но не один, а  четыре раза.
   «Слово о полку Игореве» - название, к которому мы привыкли, не совсем такое, как его написал автор. Самое интересное, что не только в древнерусский текст поэмы, но и в её название, все, кто переводил это произведение, вносили свои изменения.
   «Слово о плъку Игоревъ, Игоря, сына Святъславля, внука Ольгова» - вроде бы, именно так поэма была названа изначально. Историк Д. С. Лихачев свой перевод (в прозе) поэмы назвал так: «Слово о походе Игоря, сына Святославова, внука Олегова».
   У других авторов переложений можно найти не «поход», а «битва».

   Такие же метаморфозы и со словом «блъванъ», которое я вынесла в заголовок.
   Именно с этим словом в поэме упоминается первый раз Тмутаракань. Более подробно о князе Игоре и в какой поход он ходил, я расскажу дальше.
   А пока коротко. Из истории известно, что славянские земли часто подвергались набегам разных кочующих народов. В 1185 году их разоряли и половцы. Игорь Святославич, князь небольшого Новгород-северского княжества, решил их проучить. Он был храбр, горяч и ещё достаточно молод.

   Собрался Игорь в поход ранней весной 1185 года. Конечно, князь был не один. В рать входили два его сына (совсем не обязательно, чтобы им было лет по двадцать; в те времена мальчиков сажали на коня в три года, а в 10-12 они уже могли участвовать в боевых походах), брат и другие ратники с дружинами.
   Едут они по полю – в сторону реки Дон. И тут начинаются разные, условно говоря, намёки судьбы. А древние русичи верили в приметы и разные предсказания.

   Текст из перевода Д. С. Лихачева:
   «Солнце ему тьмою путь заступало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила; свист звериный встал, взбился див – кличет на вершине дерева, велит прислушаться земле незнаемой, Волге и  Поморью, и Посулью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутороканский идол!».
   (Есть пояснение  автора этого перевода, что «див», вероятно, мифическое существо. От себя добавлю, что Сурож – современный город Судак в Крыму; именно там находится хорошо сохранившаяся Генуэзская крепость ХIV- ХV вв.).
   У Д. С. Лихачева «Тмутороканский идол».  Приведу ещё один пример о начале похода князя Игоря на половцев, но не из прозаического перевода, а из поэтического «Переложения Слова о полку Игореве» русского поэта Василия Жуковского:

Тогда вступил князь Игорь в златое стремя
И поехал по чистому полю.
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозой шумя на него, птиц пробудила;
Рёв в стадах звериных;
Див кличет на верху древа,
Велит прислушать земле незнаемой,
Волге, Поморию и Посулию,
И Сурожу, и Корсуню,
И тебе, истукан тьмутараканский!

   «Тмутороканский идол», «истукан тьмутараканский»! И это ещё не всё. В сборнике, который есть у меня («Слово о полку Игореве»; 1953 г.), опубликованы, кроме В. А. Жуковского, переложения пяти поэтов. Выписываю о «блъванъ».
   Н. А. Заболоцкий: «И тебе, болван тмутороканский!».
   А. Н. Майков: «И тебе, болван Тмутороканский!».
   В. И. Стеллецкий: «И тебе, Тмутороканский истукан!».

   Л. И. Тимофеев:
Кличет с древа Див,
Его слышно и по степи незнаемой…
И в Корсуни, и в Тьмуторокани.

   А. К. Югов (у этого автора переложения не звери ревут и не птицы, пробудившись, свистят, а половцы; привожу его перевод начала похода князя Игоря лишь ради его трактовки слова «блъванъ»):

Взбились половцы,
свищут свистом звериным,
кличут с вершин деревьев –
сзывают дикие
Землю незнаемую –
И Волгу, и Поморье,
И по - Сулье, и Сурож,
И Корсунь,
И тебя, Тмутороканский хан!
   
    Не соскучишься, читая. Я пыталась читать этот текст в древнерусском варианте, который есть также в сборнике «Слово о полку Игореве» (см. выше) и все в нём переводы на современный русский язык.
  Трудно понять, кому были предназначены предостережения: солнечное затмение, гроза, рёв зверей, причитания дива (Дива) с вершины дерева – князю Игорю и его рати (что-то так: «Не ходи на половцев, будет тебе неудача!» или это была своеобразная предательская весть половцам: «На вас идут русичи!»?

   Я бы отдала предпочтение переложению Николая Заболоцкого, у которого ясно написано, что предупреждение посылалось «и всей округе ханской»:
И бегут, заслышав о набеге,
Половцы сквозь степи и яруги,
И скрипят их старые телеги,
Голосят, как лебеди в испуге.
Игорь к Дону движется с полками…

   Не поняла только, зачем упоминается Тмутараканский «блъванъ».  Вот что о нём написал Д. С. Лихачев:
   «и тебъ, Тьмутораканьскый блъванъ» (здесь курсив – Л. П.). Что такое этот «блъванъ»? По-видимому, это идол, столп, статуя. Около Тамани ещё до самого ХVIII столетия стояли две огромные статуи божеств Санерга и Астарты, воздвигнутые в III веке до н.э. Возможно, что речь идёт об одной из таких статуй».

    Идол, истукан, болван, хан… Главное – Тмутараканский! То есть нечто, что было в реально существующем русском Тмутараканском княжестве. Увы, к 1185 году Тмутаракань перестала быть свободной.
    На ту пору малоизвестный, скромный, но очень храбрый князь Игорь собрался в далёкий поход на половцев, «замыслив дойти до берегов Чёрного моря и вернуть Руси далёкие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству».
   Как я поняла из прочитанного, Черниговское княжество – его, как говорят, малая родина.
   О других упоминаниях Тмутаракани в «Слове о полку Игореве» позже. А пока о том, почему Тмутаракань стала жертвой врагов.   

                РОТАЦИЯ КНЯЗЕЙ
                (и о том, когда татары надели шаровары и приехали на Русь)

   Названное выше документальное произведение Александра Широкорада интересно очень многими фактами из истории Руси - новой страны на Земном шаре; полуострова Крым и окрест него.
   Любопытная информация, выражаясь современным языком, о ротации, то есть перемещении по уделам первых русских князей (от лат. rotatio – круговращение).
   Автор ссылается на 670-страничный «гроссбух» «Князь Рюрик и его потомки» (Коган В. М., Домбровский-Шалагин В. И.  Князь Рюрик и его потомки: Историко-генеалогический свод. СПб; Паритет, 2004 г.)

   Лишь один из примеров ротации: «Владимир Святославич, сын Святослава Всеволодовича, был князем Новгородским, Черниговским, а затем Переяславским. В Переяславле*** он и помер в 1201 году».
   Поэтому не надо удивляться, что князь Глеб – главный герой этого моего рассказа, был князем Тмутараканским, Новгородским и Переяславским (от отца получил).
   Но только он один из правителей Тмутаракани перешёл (не переплыл, не переехал на чём-то, что существовало в его время) Керченский пролив. По льду – как посуху.  Храбрый князь - первопроходец!

(***Переяславль (не путать с Переяславом, что на Украине) Рязанский – древний русский город, основанный в 1095 году Ярославом Святославичем. С середины ХIII века столица Рязанского княжества. В 1778 г. переименован в Рязань).

   Откуда это деление русской земли на уделы-княжества? До Ярослава I Владимировича «Мудрого» (он один из сыновей Владимира Святого), Великие князья не наделяли своих сыновей уделами. А потому в княжествах был, пусть относительный, мир; сыновья не бунтовали против правителей-отцов.
   Историки считают, что Ярослав Мудрый совершил большую ошибку – разделив княжество на уделы и поставив во главе каждого сына (дочерям уделы не полагались). Молодые князья обзаводились своей дружиной; в уделах были свои законы.
   Среди них немало было храбрых воинов. Но были и с признаками фанаберии (заносчивость, кичливость, чванство).
   
   В поэтической форме нашла подтверждение тому, что первым начал делить своё княжество Ярослав Мудрый. Блестящий русский поэт Алексей Константинович Толстой (1817-1874) написал, кроме всего прочего хорошо известного, и цикл сатирических и юмористических стихотворений.
   В их числе «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Автор рассказывает о призвании на княжение в Великий Новгород варяга Рюрика (в 862 году, о чём есть упоминание в Радзивильской летописи) и о его потомках.

   Кто был Рюрик и почему славяне призвали ими управлять человека со стороны, но также славянских корней – об этом есть в огромном количестве литературы. Если коротко: не было порядка в княжестве, шла борьба за власть.
   Гостомысл (см. его в названии стихотворения А. К. Толстого) - один из правителей княжества в В. Новгороде. По мнению некоторых историков, Рюрик был родственником Гостомысла, следовательно, славянин, а не викинг.
  Жил Рюрик с семьёй на исконных славянских землях, расположенных на южном побережье Балтики. Потом славян оттуда вытеснили… Догадались? Предки немцев.
 
  Среди ближайших потомков Рюрика был и Ярослав, прозванный «Мудрым». И до него, якобы (шутит поэт), никто не смог навести порядок на славянских землях: сам – старший Рюрик, правивший семнадцать лет; Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир… Но: «Земля, как есть, обильна, /Порядка только нет».

Умре Владимир с горя,
Порядка не создав.
За ним княжить стал вскоре
Великий Ярослав.

Оно, пожалуй, с этим
Порядок бы и был;
Но из любви он к детям
Всю землю разделил.

Плоха была услуга,
А дети, видя то,
Давай тузить друг друга:
Кто как и чем во что!

 Узнали то татары:
«Ну, - думают, - не трусь!»
Надели шаровары,
Приехали на Русь.

«От вашего, мол, спора
Земля пошла вверх дном,
Постойте ж, мы вам скоро
Порядок наведём» …
   Какой навели порядок на славянских землях татаро-монголы, известно. У А. К. Толстого: «Тут много всякой дряни/Настало на Руси». Напоминаю, что это сатирическое стихотворение. С огромной долей печали автора.

   Если князья перемещались в другой удел, то они не уезжали с сундучком, а забирали с собой всё, что накопили и создали: дружину, казну, слуг, всё имущество, семью. Подрастали их сыновья и опять шло дробление земель.
   Даже родные братья, как говорят, брали грех на душу, и объявляли войну друг другу – со всеми последствиями: смертями, разрушениями. Воевали с другими родственниками.
   Это и есть междоусобица. Конечно, она ослабляла дружины русичей. Чем и пользовались враги. Тмутаракань стала одной из жертв междоусобицы.
   (удел – доля члена княжеского рода в родовом владении).

   Я раньше читала, что в Эрмитаже хранится Верстовой столб, который по приказу князя Глеба был поставлен на той стороне Керченского пролива, где он вышел на сушу, то есть в Керчи (на то время – Корчев).   
  Верстовой – от слова «верста» - русская мера длины, равная 500 саженям (1.0668 км). Верста использовалась для определения расстояния между населёнными пунктами.
   А чуть выше сказано, что «Плита мраморная хранится в Эрмитаже». Наверное, в Эрмитаже и плита, и столб. Впрочем, из Керчи много разного находится в Эрмитаже (и не только в том музее).
   Можно вспомнить артефакты из скифских курганов, расположенных близ Керчи. Но это другая тема.

                ЭНЕРГИЧНАЯ РУКА А. И. МУСИНА-ПУШКИНА

    См. выше: «До конца ХVIII века русские историки считали, что Тмутаракань – это вымышленная страна. Упоминалась в «Слове о полку Игореве».
   Очень подробно, подтверждая свои изыскания многочисленными документами, о Тмутаракани и поэме «Слово о полку Игореве» рассказал Евгений Иванович Осетров в книге «Мир Игоревой песни». Замечательный труд!

ЛИТЕРАТУРА:
   Слово о полку Игореве. Издательство «Советский писатель». Ленинград, 1953 г. Вступительная статья, подготовка текста и примечания Д. С. Лихачева.
   Это сборник. Здесь список (копия оригинала) поэмы; прозаический перевод её Д. С. Лихачева и поэтические переложения (6 авторов).
   Евгений Осетров. Мир Игоревой песни. Этюды. Москва. Издательство «Современник» 1977 г. Из цикла «Библиотека любителям российской словесности».
   Алексей Константинович Толстой. Избранное. Москва. Издательство «Правда», 1986 г.
   Широкорад А. Б. Битва за Крым. От Крымского ханства до возвращения в Россию. ООО «Издательство «Вече». Москва, 2014 г. В рубрике «Великие тайны истории. ХХ век.
  Советский энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия». Москва, 1979 г.

3 августа 2023 года   

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии
Доброго времени суток, Лариса!
Вот, освободился и смог прочитать ваш исторический труд. Очень познавательно. В Керчи был много раз, мне так нравится. Обычно в Курортное отдыхаю на грязях.
С благодарностью, ваш

Юрий Классик   21.01.2024 23:47     Заявить о нарушении
Юрий, благодарю за душевный отзыв о моём скромном сказе о достойном человеке.
Керчь - оригинальный город. Но в нём надо бы ещё много чего построить, отремонтировать; нужны медицинские учреждения; никак не отремонтируют театр; не работает аэропорт. А когда-то активно работал.
Мне кажется, что Городу-герою Керчи не выделяют из бюджета (в том числе и государственного) столько денег на развитие его, сколько запланировано.
Всех благ!

Лариса Прошина   22.01.2024 21:37   Заявить о нарушении
Не-е-е, запланированное все осваивается. А денег всегда не хватает, тем более сегодня, когда инфляция набирает обороты. Чтобы выжить надо военно-промышленный комплекс возрождать, театры потом.
Мы привыкли жить на потом. Может, это и есть наш фатум.
Враг не дремлет, его план по уничтожению России работает прекрасно, как показало время. Тридцать лет и друзья стали врагами, побратимы ушли в НАТО и готовы воевать против нас. Плебейская политика Ельцина и последующее меркантильное олигархическое руководство страной, чуть было не уничтожило сильнейшую державу мира, оплод социализма. Демократия у нас не прижилась, а капитализм приобрел уродливую форму выкачивания ресурсов и материальных ценностей за рубеж во благо малой кучки нелюбящих Россию барыг, Да, в Америке жить проще и легче, но лишь в России можно подняться над суетой, трудностями и невзгодами этого мира, дабы укрепить свой дух и обрести себя. (Каково я загнул?) У нас свой путь в светлое будущее. ))
А путь - это и есть единственный способ существования души.
Доброго дня!

Юрий Классик   23.01.2024 14:17   Заявить о нарушении
Юрий, понравилось мне Ваше эмоциональное письмо и то, как Вы "загнули".
Театр, по-моему мнению, именно сегодня очень нужен народу. Искусство обогащает и отвлекает от повседневности.
Драматический театр имени Александра Пушкина в Керчи ремонтируется. Правда, по тому, что я знаю, так долго, что после ремонта потребуется новый. Оказывается, есть театральная труппа, она готовит и показывает спектакли. Но пока в Доме культуры "Корабел". Лучше бы показывали в красивом здании театра в центре города.
Чтобы в городах, сёлах, деревнях жизнь вертелась, нужны энтузиасты.
Нашлись ведь деньги (немалые), чтобы отреставрировать в Керчи оригинальную лестницу на Митридат. Александр Пушкин там бродил. Пётр Первый умудрился навестить город-порт. И не только они.
В своё время в город приезжали из разных республик СССР участники Великой Отечественной войны. И были грандиозные праздники в честь них и Победы!
В общем, Керчи нужны деньги и энтузиасты!
Всего хорошего Вам!
Простите, но никак не хочется говорить о НАТО, о тех, кто в его свите. За грехи люди (национальность и место жительства не важны) рано или поздно отвечают. Поэтому - подождём и увидим.

Лариса Прошина   23.01.2024 22:01   Заявить о нарушении
Подождем!
По театру могу сказать одно - все, что я смотрел, ужасно скучно. Я бы мог написать театральную постановку, которая захватывала бы зрителя: но кто ее будет ставить? Кому предложить? Везде одни препоны и бюрократизм.

Юрий Классик   24.01.2024 00:38   Заявить о нарушении
Юрий, я ничего не могу сказать о спектаклях в Керчи - не видела. Не знаю даже, где находится "Корабел". Видела театр внутри; попросила администратора посмотреть. Если там лишь реставрировали, а не переделывали в последние годы - там красиво.
Из местных газет я знала, что довольно продолжительное время в Керчи проводили праздники, в основе которых была древняя история тех мест - Боспоры, Митридат...Среди организаторов и участников был Крымский республиканский музей и Керченский краеведческий музей (супер музей!); приезжали известные актёры, среди которых были Лариса Лужина и Василий Лановой; ещё многие.
В прошлом году напротив театра в Керчи увидела памятник В. Лановому. Очень удивилась.
Согласна с Вами: не издать книгу; не поставить в театре пьесу; не снять фильм; не сделать выставку картин!
Однако, пусть в нашей жизни будут только эти проблемы.
Как-то в Интернете видела, как в Керчи празднуют День то ли барабульки, то ли селёдки, то ли бычка. Вот это праздник!
Если Вам надоела наша переписка, не отвечайте; не обижусь.
Всего доброго Вам!

Лариса Прошина   25.01.2024 21:00   Заявить о нарушении
У меня в Керчи друг, я там три раза был, на Тринидат поднимался, все пляжи объездил.
По творчеству: в последнее время музыку пишу, нахлынуло.
Но и про эпистолярный жанр не забываю.
Хороших выходных дней Вам!

Юрий Классик   26.01.2024 18:30   Заявить о нарушении
На Митридат. В честь царя Митридата Евпатора Шестого.
Я тоже в Керчи, там дом

Нина Тур   04.03.2024 13:54   Заявить о нарушении
Нина, а как сейчас Керчь поживает? Что нового, какие планы у администрации города? Какие проблемы?
Я думаю, что Юрий пошутил, назвав так Митридат.
Всех благ Вам и Керчи, керчанам!

Лариса Прошина   04.03.2024 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.