О силе и слабости духа в кинокартинах А. Куросавы

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Литературный проект «Книга и Фильм»

Заметка
О силе и слабости духа в одной и той же ситуации и о движении двух произведений навстречу друг другу: «Семь самураев» и «На дне» Акиры Куросавы

О воплощении духа в жизненном пути
(воплощение и дао)

Сила и слабость духа – в одной и той же ситуации на жизненном пути – и как воплощается такой дух, но не в кинокартине, а в контексте действительной истории – на примере «Семь самураев» и «На дне» Акиры Куросавы, и также – движение двух произведений в данном анализе навстречу друг другу через понятие пути жизни, и как в нём оставаться Человеком.

В «Семи самураях» поднята серьёзная проблема следования пути, когда сама цель, передаваемая по наследству поколениями, исчезает. Речь идёт о самураях, лишившихся сёгуна, - долг, честь, служба, преданность – всё было частью пути. Быть наемными телохранителями или взяться бескорыстно защищать слабых – таковы оставшиеся для ронинов дороги. В этой цели служения и совершенствования заключался смысл целой жизни самурая, и теперь целью постепенно становится чистая человеческая добродетель. Но опять-таки это стало высшей целью и смыслом жизни не для всех.

Каждый из самураев имеет свои устремления, оставшись без службы, но объединит их на время в этом жизненном пути благородная цель, сопряженная с риском собственной жизнью. Так под началом самурая Камбэя стала собираться группа добровольных защитников терпящих бедствие от бандитов крестьян: один из самураев был поражён духом главного героя, устремившегося защищать их, и сам этот дух стал причиной его присоединения к группе, другой – его друг – также согласился участвовать в этом деле защиты - это продолжение общих жизненных тем постоянных битв и желания ли войны или мира, жизни ли или смерти, а затем и ещё один, обладающий веселым характером, присоединился ввиду полной бедности, но богатства отваги, и более всех восхищающий – самурай, всю жизнь оттачивающий свое мастерство и желающий постичь его пределы. Всех их прежде привлёк именно дух главного героя и устремление в унисон ему их душ, а его самого - то самое дело чести.

Так и объединил всех самураев главный герой – у него свой путь добродетели и мудрости. И символизм в выражении пути главного героя «Семи самураев» можно найти в сцене спасения ребёнка от удерживающего его в заложниках вора: самурай на время меняется местами с монахом, чтобы обмануть преступника, и на монашеский манер бреет голову – не просто приём, но именно выражение смысла продолжения пути этого самурая всё далее к мудрости ввиду исчезновения той цели, которая была в общественном укладе, но уклад изменился, а высшие ценности всегда остаются теми же. Ещё более примечательна деталь, демонстрирующая серьёзность этого некоего ритуала посвящения себя высокоморальной цели и прощанием с прежним путём: свой пучок волос самурай срезает ножом для сэппуку - это значимо ввиду смысла данного действия, притом делает он это спокойно и решительно. И теперь это не только облик героя до конца кинокартины, но и определённость в жизненном пути. В этом эпизоде интересно обращение внимания зрителя на то, на что смотрят обычно - на внешний облик, но на этот раз контрастом показывающий богатство духовного мира. Сосредоточение на обмене одеждой позволило продемонстрировать все следы тягот и трудностей жизни этих двух людей, монаха и самурая, и подчеркнуть их внутренний стержень, чистоту, благородство и достоинство духа, который они претворяют.

В кинокартине «На дне» крайняя бедность сломила дух героев. Они постоянно вспоминают себя, но прошлых, и каждый из них не верит ни единому слову друг друга с желанием, чтобы верили им, потому что и следа от прежнего духа не осталось - люди совсем другие, изменившиеся, позволившие духу угаснуть. На время их дух попытался разжечь пришедший постояльцем старик-мудрец, но он надеялся на решимость тех, в кого он вселил надежду, а этого не было, и герои либо продолжали вести прежнее существование, либо проваливались ещё ниже, сквозь то дно, которое, казалось, было конечным пунктом падения.

Схожесть кинокартин – в положении их героев. Но отличие колоссально, и заключается оно в жизни духа, силе и слабости, в сохранении достоинства. Если в кинокартине «На дне» («на самом дне») подниматься из этой ямы мёртвой жизни никто не собирался – только в мечтах – то в «Семи самураях», будучи бедными, ни один из самураев не изменился в худшую сторону, где бы они ни были, внутренне сохранив свой дух и продолжая его воплощать.

И два произведения, шедшие в анализе навстречу друг другу, встретились в точке пересечения смысла: зависит ли бытие человеком от его достоинства и следования пути несмотря ни на какие обстоятельства или от положения и трудностей жизней – ответ очевиден – сила духа, врождённая или воспитуемая, является тем вектором воплощения человеческого духа в жизни. И вновь происходит удивительное пересечение сфер: воплощение в кинокартине даёт ключ к воплощению жизни – на представленном перед зрителями и действующими лицами самой этой жизни примере.

2023, Ксения Мира, философия воплощения жизни человеческого духа и разума, литературный проект «Книга и Фильм»


Рецензии