О ненужности сверхманевренности

     Не так давно один читатель затронул интересную тему – западные околоавиационные специалисты начали говорить о ненужности сверхманевренности современных самолётов. О таком на западе обычно говорят тогда, когда сами не могут похвастаться такими самолётами.

     В своё время, в 60-е годы ХХ-о века, когда широко стали применяться в истребительной авиации ракеты Воздух - Воздух, тоже говорили о ненужности пушек на истребителях, о неактуальности ближнего маневренного боя. Как следствие пошли истребители без пушек, с плохой манёвренностью, с упором на сверхзвук и ракеты. Тот же американский Ф-4 первоначально был без пушки. Считалось, что можно на большой скорости войти в зону пуска ракеты, пустить издалека ракету и поразить цель, не вступая в ближний маневренный бой. Но, жизнь быстро расставила всё на свои места. В первую очередь всё это стало хорошо видно во время вьетнамской войны. Когда самый современный, тяжёлый и мощный Ф-4 уступал лёгким и маневренным МиГ-17 и Миг-21 в ближнем маневренном воздушном бою. У нас тоже выпустили слабо маневренные, сверхзвуковые, беспушечные Су-9, Су-15, Як-28П. На Су-15, правда, позже установили подвесную пушку, но она себя совсем не «показала».

     Собственно, на основании выводов из вьетнамской войны и появились такие самолёты, как Су-27 и МиГ-29. У американцев Ф-15 и Ф-16. Конечно, Су-27 самый яркий самолёт и породил много отличных модификаций, заканчивая Су-35, который признают лучшим истребителем в мире. Есть, конечно, и Су-57, но ввиду малого их количества и совсем небольшого боевого применения, сложно говорить о нём. Хотя у него много замечательных боевых качеств.
 
     Американские самые современные Ф-22 и Ф-35 имеют, конечно, отличные боевые характеристики и их выпустили уже достаточное количество и стоят они на вооружении многих стран, но имидж им, особенно Ф-35, портят высокие цены и постоянно преследующие их отказы. К тому же они не могут похвастаться участием в реальных воздушных боях. Были только единичные, ни о чём не говорящие «боевые» столкновения в Афганистане, Ираке и Сирии. При эксплуатации уже достаточного количества Ф-35, на них постоянно накладывают ограничения. Похоже, Ф-35 так никак и не выйдет на показ всех своих возможностей.

     Если сейчас западные эксперты дружно говорят о том, что не нужна сверхманевренность, значит, они не получили на Ф-35 этой сверхманевренности и пока у них нет на горизонте самолёта со сверхманевреннностью. И их настораживают характеристики маячащего на горизонте Су-57. Их только и спасает нерасторопность нашего авиапрома по выпуску Су-57.

     Конечно, это мои личные субъективные рассуждения…

- на фото: - Су-57.

03.08.2023 – Севастополь.


Рецензии
Сверх маневренность нужна только на шоу.
F-35 раньше противника увидел, выпустил ракету и полетел пить
пиво.
А ракета с тремя системами наведения цель найдет.
И маневренность не поможет.

Виктор Москвич   08.08.2023 22:49     Заявить о нарушении
Точно также считали в 60-х годах, когда появились ракеты В - В. Перестали ставить на истребители пушки и считали, что ближние маневренные воздушные бом ушли в прошлое. Потом пришлось всё возвращать...

Геннадий Чергизов   13.08.2023 10:51   Заявить о нарушении
На F-35 установлен четырехствольный пулемёт Гатлинга ГАУ-22/А .
Оружие стреляет 25-миллиметровыми патронами, которые могут быть
использованы для наведения на врагов в боевых режимах
"воздух-воздух" и "воздух-земля".
Современные ракеты, с ракетами 60-ых годов сравнивать смешно.

Виктор Москвич   13.08.2023 11:42   Заявить о нарушении