Константин Кедров легенда поэзии и эхо шестидесяты

                Вступление

  Творчество, культура, поэзия. Поговорим сегодня на эту тему.
Давайте остановимся в центре Москвы на Тверской среди шума современного города, нашей красивой современной столицы и шагнём в ее культурное прошлое в 20 век.

  Поэты «шестидесятники».

  Шестидесятники — это и художники, и писатели, и поэты. Но последние — занимали особое место. Поэзия, наконец, вновь стала крайне популярна: проходили поэтические вечера (например, в Политехническом музее и у памятника Вл. Маяковскому), выходили лирические сборники, которые не хранились долго на прилавках книжных магазинах.

  Поэты-шестидесятники стали живым символом вновь открывшейся свободы мысли и творчества. Они часто обращались к урбанистической тематике, к темам веры в светлое и замечательное будущее, свободы. Известностью пользовались поэты-песенники — особенное явление в русской поэзии. Они исполняли свои собственные стихотворения по свою собственную музыку. Одними из самых значительных фигур в жанре авторской песни стали Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и другие.

  Шестидесятники – это молодые представители творческой интеллигенции СССР 60-х годов. Плеяда поэтов, сформировавшаяся в период «оттепели». Вознесенский, Евтушенко, Кедров и Рождественский, лидеры того поэтического круга, развили бурную творческую активность, собирая целые залы и стадионы.
Но 1960-е всё же подарили искусство новых творцов, талантливых и значительных, честных и открытых. Появились шестидесятники — советская интеллигенция времён хрущёвской оттепели.
  Термин вышел из-под пера литературного критика Станислава Рассадина, который опубликовал статью под таким названием в журнале «Юность» зимой 1960 года. Литературные журналы — в том числе и «Юность» — вообще играли большую роль в формировании идеологии шестидесятников. Одним из самых популярных был — «Новый мир».

  Здесь на Тверской в первом столичном небоскрёбе, построенном в 1912 году,  живёт легенда поэзии, литературы, последний из могикан 60-х годов  Константин Александрович Кедров.

  Дом архитектора Эрнста-Рихарда Карловича Нирнзее 1912 года постройки в Москве тех лет  в Большом Гнездниковском переулке  доминировал над Пушкинской площадью и Тверским бульваром. Все квартиры были малогабаритные, в первом этаже обитал театр-кабаре «Летучая мышь», а на крыше располагалось кафе и летний кинотеатр. Отделка несла черты и модерна, и рационализма будущих 1920-х годов. Керамические панно выполнил А. Я. Головин. Дворы «дома Нирнзее» в каком-то смысле предвосхитили конструктивизм, в то время как фасад относят к неоклассицизму.

  Предварительно созвонившись с хозяином знаменитой квартиры, мы входим в парадное здания. Массивные, дореволюционные двери с огромными никелированными ручками не спешат приоткрыть секреты старого здания.
  На этаже рядом с поэтическим святилищем Константина Александровича  Кедрова ещё одна историческая достопримечательность: вот квартира, где Михаил Булгаков встречался со своей любимой, ставшей Маргаритой в его романе. Шаги истории, они здесь слышны…

                Глава Первая  Встреча

  Константин Александрович встречает нас: Зименкова Александра и меня, приехавшего специально из Тулы – Порядочнова Владимира с приветствием, дружеским пожатием и лёгким прищуром на лице, пристально изучая меня, ведь я у него в гостях впервые.
  Обстановка квартиры – это застывшая в картинах, эстампах и поделках история самого легендарного хозяина, поэта, художника, номинанта Нобелевской Премии по литературе, доктора философских наук, создателя теории метаметафоры.

    «Стихотворение»

Очень странное явление
Я пишу стихотворение
Для чего его пищу
Может память воскрешу

Может приуменьшу боль
Встречусь мыслями с тобой
Может приоткрою тайну
Может мужественней стану

Всё возможно всё быть может
Если память мне поможет
Вспомнить в сне неторопливом
Что я был с тобой счастливым

  Длинный коридор со старым советских времён дубовым паркетом в святая святых творца.

  Константин Александрович привычно устраивается среди подушечек  на своём диване и, обращаясь к нам, начинает разговор.
Мы внимательно слушаем и во время паузы, чтобы не сбить хозяина с мыслей вручаем ему подарки и мои поэтические сборники-книги.
В моей голове проносится быстрая мысль: сколько знаний о прошедшей эпохе в этой светлой, талантливой голове, вот она – легенда нашей российской культуры, живая,  недооценённая…
  Я немного рассказываю о Туле, о себе и поэтическом  творчестве. Константин Александрович вспоминает о нашем тульском музее-Шлеме, как он был однажды в нём.

  Глава Вторая  О стрекозах и поэзии

  На журнальном столике под стеклом незамысловатые миниатюрные чашечки, поделки-стрекозки и сверху на стекле - наш, принесённый торт!
Я подписываю Кедрову две мои книги на память, а он в свою очередь дарит мне  сборник стихов, изданный к 80-летию «Бесконечность внутри юбилея»
и вторую книгу «Беседы о литературе – На дружеской ноге». Тульский пряник вызывает у Кедрова умиления и радость, как, впрочем и баночка малинового варенья от меня.

  Константин Александрович рассказывает нам , своим гостям о небольшой композиции, стоящей здесь же в комнате поодаль: на маленьком деревянном срубе в размер чуть меньше обувной коробки сработана из стеклярусных трубочек, камешков СТРЕКОЗА с распушенными крылышками. Ручное произведение искусства. Кедров комментирует: это мне Геннадий Иванов сделал на моё стихотворение о стрекозе.
  Оказывается, образ стрекоз был навеян ему в Крыму, на отдыхе и стал символом общества поэтов.

"В окруженье умеренно вянущих роз
 Обмирает в рыданиях лето.
 Гаснет радужный крест стрекозы, где Христос
 Пригвождается бликами света"(1976).

  К этим стихотворным строкам я нашёл историческую справку:
Киевский поэт Александр Чернов (в то время студент Литинститута, где преподавал Кедров), вспоминал, как Кедров, Елена Кацюба и он в присутствии литературоведа Александра Чудакова и его дочки Маши вылавливали из моря стрекоз в бухте у Золотых ворот в Коктебеле и высушивали на солнце их крылья, пытаясь отправить в новый полет. Чудаков при этом читал стихи обэриутов (Хармс, Введенский, Заболоцкий…). Об этом в другом стихотворении Кедрова:

"Стрекоза осыпалась
в ее пустоте
плоским молотом ветра
прибивали пустыми гвоздями
Розы зрели в ладонях  В лозе опустелой
пел еще виноградный Христос"(1976).

  Безусловно, кроме Александра Чернова, Кедров имел в виду и студента Литинститута поэта Алексея Парщикова, по приглашению которого он с Еленой Кацюба приехал в Крым. Образ пульсирующей стрекозиной стаи поэтов к тому времени полностью сформировался.

  1976 г. Константин Кедров, Елена Кацюба, Александр Чернов, Алексей Парщиков на встрече в Симеизе и Коктебеле образуют новое творческое содружество еще не имеющее названия. В будущем это будет МЕТАМЕТАФОРА и ДООС. В бухте у Золотых ворот в Коктебеле состоялся первый хэппенинг со стрекозами.

  Глава Третья ДООС

  Так в дальнейшем из стрекоз возникло общество ДООС – Добровольное Общество Охраны Стрекоз!
И еще немного исторической справки:
По воспоминаниям Юкка Малиннена-финского слависта, в 1977г у костра на даче, Константин Кедров впервые предложил термин -метаметафора для нового творческого сообщества.
   1982г. Паршиков и Малиннен приезжают к Кедрову в Переделкино с просьбой окончательно закрепить название нового направления. На крылечке деревянного флигеля, где Кедров и Кацюба жили рядом с Новеллой Матвеевой, состоялся творческий саммит. Кедров окончательно утверждает термин МЕТАМЕТАФОРА - метафора в квадрате с намеком на квадрат Малевича и метафизику формулы Эйнштейна Е=мс, где скорость света "С" в квадрате. "Трудно будет произносить" - сказала Свиблова. "Научатся", - заметил Парщиков.

   1983 г. Летом в Малеевку приезжает Парщиков с просьбой написать предисловие к его поэзии "Новогодние строчки" для "Литературной Учебы.". Кедров пишет "Метаметафора Алексея Парщикова": "Привыкайте к метаметафоре. Она безгранично расширит пределы вашего зрения".

 Одновременно Кедров пишет поэму "Заинька и Настасья":

"танцевальная плоть стрекозы
переливчата как стрекоза
Нет ни тела
ни даже того что вне тела
кроме грозных стрекоз
ускользающих в нас
Улетающих в нас" 1983 г.
  По возвращении из Малеевки Кедров пишет стихотворение "ДООС", ставшее позднее названием и манифестом поэтического общества.
  Созданный по аналогии с ДОСААФ, ДООС фактически существует с 1976 г., что и отражено в стихотворении.

«Д О О С»

Есть возможность лечь навзничь
сказал мне врач
есть возможность быть или не быть
о, какой восхитительный выбор:
от Христа до Христа – верста
далее – по требованию – везде.
Мне – вечному мученику бечевы и вервия
пламенному заступнику всех народов
пулеметному настройщику всех пулеметов
одновременному негодяю всех стран
любимчику ненасытных вдовых –
приостановится высь и осатанеет закат
знание это не знание
а простуда – вездемигрень
это гарнир из не одной доли
гарантия катарсиса от любви.
Квитанция, которую я получил,
полыхает закатом-
там солнечная печать
надо доверять только вечности – по субботам
все остальное время лучше не доверять.
Не остановленная кровь обратно не принимается!
Окна настежь и все напрасно
две дани времен – две отгадки:
одна направо – одна налево
ДООС
  Добровольное Общество Охраны Стрекоз.

  1983г.
  А далее мой замечательный друг, генератор творческих идей, профессор высшей школы, Александр Зименков предложил Константину Александровичу посвятить меня в ДООСы, как поэта тульской земли. И посвящение состоялось!
Согласно проработанной традиции я встал на одно колено, начал читать одно из своих стихотворений, а Константин Александрович вынул специальный церемониальный меч из ножен, приложил его мне сначала плашмя к голове, затем возложил лезвие на плечо и зачитал протокольную краткую речь о посвящении в ДООСы тульского поэта и присвоением мне нового доосовского имени: Тулазавра!

  Несмотря на всю внешнюю кажущуюся серьёзность обряда посвящения, все присутствующие заулыбались. После этого действа мы вновь сели за стол и выпили с Константином Александровичем чаю с тортом, принесённым нами к встрече с ним. Надо отдать должное предусмотрительности Александра Зименкова, купившего к встрече  этот торт и целый судочек клубники в подарок Кедрову.

  Вот так на высоком культурном и содержательном уровне прошла наша встреча с патриархом поэзии, литературы Кедровым Константином Александровичем!
Расставаясь, мы еще раз обменялись рукопожатиями с приветливым хозяином  квартиры в знаменитом доме на Тверской улице.

  На фото Константин Александрович Кедров, главный из ДООС.

  3 августа 2023 г.


Рецензии
Вообще-то поэты, в т.ч. 60-ки, никогда не были "добродушными", и не баночки варенья и издания надписанные дарили другу, а в лучшем случае бутылку водки.
А от подобных розовых соплей, для привлечения внимания, просто тошнит.

Поэт 20-21 века Вячеслав Горелов.

Вячеслав Горелов   03.08.2023 21:31     Заявить о нарушении