Плагиат и таблетка от него

Случай на защите диссертации

«Заимствование» – проблема существующей системы образования и не только.
Однажды на защите кандидатской диссертации я посмотрел автореферат защищающейся соискательницы и увидел в нём свою таблицу, которую когда-то сделал и опубликовал в своей статье. Моя таблица была без ссылки на автора, а просто как бы самой соискательницы. Задал ей после её выступления вопрос: – Каким образом вы составили данную таблицу? Она что-то промямлила, но я не стал говорить, что вы просто взяли чужую (мою!) таблицу, а это называется плагиат, её бы могли вообще снять с защиты ...

Книги с моими статьями у меня были недалеко, и я в перерыве принёс и показал соискательнице мою таблицу, давно опубликованную в сборнике. Самое интересное, выяснилось, что она даже не у меня её списала, а ещё у кого-то, кто у меня её «взял». Такой вот плагиат на плагиате.

Если вы соискатель, никогда такого себе не позволяйте. Плагиат – худшее, что может быть, не только для вас, но и для ваших коллег, научного руководителя или консультанта.
 
Истоки плагиата

Воровать учат уже в школе. Например, когда учитель предлагает воспроизводить чужую информацию как свою. И ставит оценку, например, за воспроизведение законов Ньютона. Но это законы Ньютона, а не ученика! Ученик же думает, что он «знает» эти законы, они ему принадлежат, на самом деле, это не его законы и не его образовательный результат.

Закрепляют навыки плагиата в вузах с помощью лекций – передают студентам чужую информацию, которую надо присвоить. Плагиату учат с помощью рефератов, где предлагают обучающимся заниматься чужими работами, а не делать свою и т.д.
Почему и откуда потом появляются все эти коррупционеры? Ответ простой: их готовит существующая система школы и вуза.

Нехороший приём

Есть один нехороший приём, который применяют люди определённого типа. Вы наверняка встречались и с этим приёмом, и с таким типом людей. Приём я называю «Отругать – украсть – подменить – выдать за своё».

Впервые такой приём я встретил и осознал лет 20 назад. Вот как это произошло. Я работал в институте Российской академии образования и у нас должен был состояться семинар по теме дистанционного образования. Тогда это была инновация. Был поставлен мой доклад и доклад тогдашней заведующей лабораторией дистанционного обучения Е.В. Полат. Я с коллегами уже лет пять проводил дистанционные эвристические олимпиады, проекты, в том числе международные. Как учёный разрабатывал педагогические основы дистанционного обучения, предложил интегрировать информационные и педагогические технологии. Вот, думаю, сейчас выступим на семинаре, поможем всем продвинуться в направлении научной разработки дистанта. Выступил. Потом выступает Е.В. Полат. К моему удивлению, её выступление полностью посвящено моей критике, критике того, что я делаю и предлагаю. И ничего почти сама не предлагает, кроме как заклеймить мою позицию и меня. Ничего себе, думаю, с чего бы это? Никаких конфликтов у меня с нею не было, наоборот, сам пригласил её поучаствовать. Понял я только спустя год-два, когда в её статьях и книжках встретил вот ту мою идею – «интегрировать информационные и педагогические технологии». Она об этом стала писать.

Метапредмет, да не тот

Другой пример нехорошего приёма встретил спустя лет десять, когда были опубликованы стандарты второго поколения (2009), разработанные под руководством А.Г. Асмолова. Увидел в этих стандартах термин «метапредметные», который прорабатывал уже лет 15, разработал метапредметный подход, создал и провёл с учениками экспериментальные метапредметы «Числа», «Мироведение», «Культура» [1], опубликовал их, включил метапредметный подход в свой учебник дидактики [2].
Темой метапредметов с 1990-х годов занимался также и Юрий Громыко, у нас с ним было нечто общее, но были и отличия. И тут вдруг метапредметность появилась в стандартах! С одной стороны, обрадовался, но когда причитался, увидел, что всё там по метапредметности искажено до неузнаваемости, произошла подмена того, что в педагогике всегда называлось общеучебным. Новое словечко, видимо потребовалось составителям, чтобы обосновать новизну своих стандартов. Эту ошибку ФГОСов я проанализировал вместе с другими ошибками и опубликовал в статье «12 ошибок ФГОС» [3].  Ошибка так и не исправлена до сих пор.

Плагиат в культуре и религиях

Примеры нехорошего приёма есть и в более глобальных вещах. Например, чьё Рождество происходит в период Зимнего Солнцестояния на Руси с древнейших времён? Правильно, Бога Коляды – молодого Солнца, начинающего новый год. Отсюда и колядки, которые так названы в честь этого Бога и события. Кто и почему решил подменить колядки на святки? В православном христианстве сейчас это время называется святками, чтобы убрать из названия имя Коляды. Что, в Библии где-то есть описание этих «святок»? Или в ней есть праздник Масленицы с традиционными славянскими обрядами, например, крашением яиц? Нет их там. Но Масленицу православная церковь решила присвоить и праздновать по лунному календарю совсем в другое время, чтобы не заходить на пост. В основе христианского календаря, разве Солнце как у славян? Нет, Лунный там календарь в основе. Но праздники почему-то солнечные включили в свой календарь. Причём, на определённом историческом этапе христианство критиковало и запрещало языческие праздники и обряды. Затем взяло их себе, включив в свой календарь.

Что делать?

Если критикуют вашу идею или предложение, как к этому относиться? Значит ли вышеизложенное, что любая критика ведёт к последующему заимствованию? Нет, конечно. Всё определяется смысловой целью критики, ради чего она. Это нужно распознать. Если цель критики развить критикуемое, усовершенствовать его, то это хороший приём. Отделите такую критику от нехорошей. Маяковский вам в помощь: «Что такое хорошо, и что такое плохо». Фиксация противоречий, пробелов, проблематизация – все они могут вести к переходу и переводу критикуемого на новый качественный уровень. В таком случае цель критики – не украсть и не выдать чужое за своё, а развить, усовершенствовать чужое. Это сотрудничество критика с тем, чья деятельность критикуется, а не кража. Такие две критики нужно отличать, несмотря на то, что иногда эмоции могут затруднить их распознавание.
Если вас или ваш результат критикуют, сначала порадуйтесь этому. Попросите детализировать критику, обосновать, развить её. Прислушайтесь к ней, возможно, там есть зерно, которое поможет вам в продвижении.

Таблетка от плагиата

Таблетка от плагиата – это эвристическое обучение. Каждый ученик изначально создаёт свой образовательный продукт, который уже потом сравнивает с известными аналогами. Методика разработана нашей научной школой (https://eidos-institute.ru/science/), её эффективность многократно проверена в детсадах, школах и вузах.

По тематике эвристического обучения ведутся диссертационные исследования на курсах «Стать кандидатом наук», «Стать доктором наук» [4]. Защищены диссертации, изданы книги, подготовлены сборники с эвристическими заданиями.

Для педагогов и соискателей - список трудов нашей Научной школы по эвристическому обучению (260 книг и статей) [5].

Для учителей и родителей – 27 сборников эвристических заданий по всем классам и предметам [6].

Для школ – проекты «Эвристический класс» и «Эвристическая школа» [7].
Имеются дистанционные курсы [8]:

• Курс «Развитие одарённости школьников. Технологии эвристического обучения».
• Курс для воспитателей «Развитие одарённости дошкольников. Технологии эвристического обучения».
• Курс «Метод эвристического диалога в обучении».
• Курс «Эвристическое обучение русскому языку и литературе в условиях ФГОС 3.0.».
• Курс «Эвристическое обучение иностранному языку в условиях реализации ФГОС».
• Курс «Эвристическое обучение русскому языку и литературе в условиях ФГОС».
• Курс «Эвристика на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС».

Наша научная школа называется человекосообразного образования [10; 11]. Одно из главных стремлений человека – создавать новое, генерировать собственное как во внешнем мире, так и в себе самом. Таким образом, происходит польза другим людям и самореализация самого человека. Для решения данной задачи нами разработана новая научная область - дидактическая эвристика [12]. Её практическое применение реализовано в сотнях мероприятий, которые проводит Центр дистанционного образования "Эйдос" [13; 14; 15]. Ключевым элементом системы эвристического обучения являются открытые эвристические задания, которые не имеют заранее известного ответа. Научная школа разработала технологию составления таких заданий [16; 17].

Часть проведённых исследований по эвристическому обучению опубликована в пяти томах сборников [19 - 23].

Реализация разработок по эвристическому обучению способна корневым образом изменить систему массового образования и обеспечить переустройство жизни, сообразное человеку, его созидательной миссии.

==

Комментарии

Мария Тарабанова:
А начинается все с выставки «детских» работ в саду ... мама сделала, а написано, что ребёнок.

Елена Резник:
Мария, поддерживаю вашу мысль!

Два-Воспитателя Александровна-И-Артемовна:
Сочинение в 11 классе, как сейчас помню! Получила «два» за содержание, потому что изложила свои мысли о прочитанном, а надо было из хрестоматии «мысли умных людей» переписать, чуть видоизменяя их.

Гульназ Хакимова:
Как хорошо сказано ... и в то же время печально, потому что это действительность ...

Жаннетта Ермолаева
Благодарю!

Литература

1. Метапредметное обучение // Сайт Центра дистанционного образования «Эйдос». URL: https://eidos.ru/shop/catalog/books/interdisciplinary/
2. Хуторской А. В. Дидактика: Учебник для вузов. — 2-е изд.  [Электронное издание]. — М.: Эйдос, 2023. – 720 с.: ил. — (Серия «Высшее образование»). URL: https://eidos.ru/shop/catalog/books/met_teach/didaktika/
3. Хуторской А.В.  12 ошибок ФГОС. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 10.04.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/0410/
4. Дистанционные курсы для соискателей // Сайт Института образования человека. URL: https://eidos-institute.ru/event/courses/applicants/
5. Литература об эвристическом обучении / Труды Научной школы А.В. Хуторского  // Сайт Института образования человека. URL: https://eidos-institute.ru/science/works/heuristic/
6. Учебные пособия. Сборники эвристических заданий / Сайт Центра дистанционного образования «Эйдос». URL: https://eidos.ru/shop/catalog/books/series/
7. Проекты для школ // Сайт Центра дистанционного образования «Эйдос». URL: https://eidos.ru/event/projects/schools/
8. Дистанционные курсы для педагогов // Сайт Центра дистанционного образования «Эйдос». URL: https://eidos.ru/event/courses/teachers/
9. Хуторской А.В. Кризис образования: выход из капкана // Эйдос. 2004. С. 18.
10. Хуторской А.В. Программа научной школы А.В.Хуторского (версия 2006 года) // Вестник Института образования человека. 2012. № 1. С. 8. https://eidos-institute.ru/doc/Eidos-Vestnik-Content.pdf
11. Хуторской А.В. Методический клуб: человекообразующее обучение // Физика в школе. 1991. № 2. С. 56.
12. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. 2-е изд. [Электронное издание]. - М.: Эйдос, 2023. – 416 с. 13. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Знания на расстоянии. Центр «Эйдос» - история, практика, принципы деятельности // Эйдос. 2001. С. 2.
14. Хуторской А.В. Дистанционные проекты и олимпиады центра «Эйдос» // Компьютер в школе. 1999. № 1. С. 16.
15. Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. 2001. № 1. С. 23.
16. Хуторской А.В., Скрипкина Ю.В., Шерстова Е.В. Что такое эвристическое задание? Дискуссии на форуме научной школы // Эйдос. 2015. № 2. С. 26.
17. Хуторской А.В. 22 типа эвристических заданий // Эйдос. 2015. № 2. С. 9.
18. Хуторской А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. 2013. № 3. С. 95-100.
19. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы / под ред. А.В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — 320 с. (Серия «Инновации в обучении»).
20. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А.В. Хуторского. — М.:  Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 198 с. (Серия «Инновации в обучении»).
21. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с. (Серия «Инновации в обучении»).
22. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.4. Интернет и телекоммуникации / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).
23. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.5. Уроки. [Электронное издание] / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2020. – 5 Мб. (Серия «Инновации в обучении»). 

--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Плагиат и таблетка от него // Вестник Института образования человека. – 2023. – №1. – С.15. https://eidos-institute.ru/doc/Eidos-Vestnik-Content.pdf


Рецензии