О национальном самосознании и глобализации

К сожалению или к счастью, человечество – это не просто однородное множество людей. Мы разные. И речь идет не только об индивидуальных различиях. Есть множество уровней групповых различий: этнических, национальных, культурных, языковых, конфессиональных…


Границы между ними довольно условны и размыты, поэтому существует очень много различных подходов и классификаций. Я не сильно преувеличу, если скажу, что в этом вопросе сколько людей, столько и мнений. Всё это осложняется еще и тем, что тесно переплетается с понятием «государственность», «гражданство», с юридическими и политическими определениями.

Одной из самых острых проблем человечества является национальное самоопределение. Люди по природе своей склонны идентифицировать себя со своей нацией, со своей этнической принадлежностью. При этом строгого определения таких понятий как этнос, народность, национальность не существует. Нет ясности и в понимании их происхождения.

В статье «Этнос. Генетика. Язык» (https://cont.ws/@paulus/2600433) автор попытался дать предельно простое определение, устраивающее всех: «Этнос - это некая совокупность людей, которую можно отличить от другой совокупности людей».

Конечно, такое определение ни о чем не говорит и не раскрывает природу этих различий. Самое главное, оно не учитывает фактор времени и расстояния. Необходимо понимать: этнос – это популяция людей, сформировавшаяся в течение многих поколений в относительной изоляции на определенной территории (в конкретной экосистеме). Именно продолжительное совместное взаимодействие способствует формированию и генетическому закреплению уникальной культуры, образа жизни, менталитета, психофизических особенностей представителей данного этноса.

Сформированные таким образом в течение длительного времени традиции, связи, привычки и убеждения, передающиеся из поколения в поколение, необычайно устойчивы, настолько, что даже отражаются на нашей внешности и физиологии. Их нельзя изменить в одночасье, их нельзя игнорировать и недооценивать. Они во многом определяют наше поведение, мироощущение, наши приоритеты и ценности, наше самосознание, одним словом.

Однако люди никогда не жили в полной изоляции. Между народами всегда происходило взаимодействие: развивались торговые, культурные отношения, происходил информационный и генетический обмен, люди путешествовали, переезжали в другие страны, заключали смешанные браки. Но раньше это происходило гораздо медленнее, и было скорее исключением, чем нормой. Основная масса людей жила оседло и хранила верность вековым традициям предков.

С другой стороны, люди всегда стремились обмениваться мнениями, опытом, идеями: сначала непосредственно, устно, затем посредством книг, газет, телевидения, интернета. С развитием транспортных средств и коммуникационных систем обмен становился всё более и более интенсивным, приобретая глобальные масштабы.

Люди стали всё чаще переезжать с места на место, в другие страны и континенты, изучать иностранные языки, участвовать в международных проектах, получать образование и работать за рубежом, в т.ч. дистанционно, они становились все менее привязанными к определенной территории. И в таких условиях этнические, культурные и даже языковые различия размываются, постепенно утрачивается и национальное самосознание. И у многих это вызывает тревогу.

Можно по-разному относиться к происходящим процессам глобализации, находить в этом плюсы и минусы, но это объективная тенденция, которую невозможно переломить, и которая ведет, судя по всему, к формированию глобального человеческого самосознания. И мы сейчас переживаем самую активную и болезненную фазу этого процесса.

Боль вызывает страх от непонимания ситуации. Что из себя представляет общечеловеческое самосознание? Несет ли оно угрозу национальному самоопределению? Означает ли оно окончательное порабощение человечества, утрату самобытности, индивидуальности и суверенитета? Пошатнет ли оно религиозные и семейные основы? Каким будет мир? Основанное на мифах, предрассудках или научных гипотезах воображение может рисовать самые страшные картины.

Уникальность ситуации в том, что попытки предсказать будущее, основанные на историческом анализе, мягко говоря, ненадежны. Никогда в прошлом такой ситуации не было. Любой историк, анализирующий прошлое, видит четко различимые этносы, культуры, религиозные традиции, прослеживает их развитие, исследует их взаимное влияние. Так было раньше. Но научно-техническая революция и переход к информационному обществу значительно ускорил процессы глобализации. И то, что работало в прошлом, те механизмы, которые были веками сформированы, в современном мире уже не работают. И тем более невозможно на их основе прогнозировать будущее.

Чем быстрее и интенсивнее идут процессы глобализации, тем меньшее значение имеют национальные, культурные и иные различия между людьми, и тем труднее опираться на них как некую объединяющую или организующую силу. В современном мире все эти понятия становятся зыбкими и неустойчивыми. Нужно искать более надежную и широкую опору.

Автор статьи, ссылку на которую я приводила выше, считает, что в мире стоит ожидать формирования нескольких суперэтносов, внутри которых границы станут еще более размытым, но что будет между ними? На вопрос, какие это будут суперэтносы, сколько их будет, по какому принципу они будут сформированы – религиозному, языковому, территориальному, или какому-то иному – он не смог дать внятного ответа. И никто не может!

Я не верю в то, что сейчас возможно формирование суперэтносов, и вообще, устойчивых объединений людей, на какой-то культурной, экономической, языковой или религиозной основе. В то, что можно создать «русский мир» или «славянский», «африканский», «европейский», «исламский», «христианский»...

В современной Европе огромное количество мусульман, выходцев из Африки, хотя у многих она издавна ассоциировалась с христианскими и определенными национальными традициями. Каким должен быть теперь «европейский мир»? Или что значит «исламский мир»? Должны ли мусульмане Европы, Америки, Китая вести образ жизни, соблюдать культурные традиции арабских народов? В основе ислама нравственные ценности или все же культурные, национальные традиции? Очень много возникает вопросов, если начинаешь выяснять суть. Любое крупное государство сегодня многонационально, мультикультурно, многоконфессионально, и мир уже нельзя разделить на сферы влияния с четко обозначенными границами, опираясь на сложившиеся стереотипы и методы.

Я убеждена, что в этих условиях только универсальные общечеловеческие, мировоззренческие принципы, которые не зависят от этнических, культурных или иных субъективных особенностей, могут стать надежной и естественной основой взаимопонимания. И это не только нравственные, этические принципы, но и естественнонаучные основы бытия, объективные законы природы, которые не могут быть разными у людей и зависеть от местных традиций.

Законы природы универсальны и объективны, в отличие от юридических правил, установленных людьми, или субъективных гипотез и мифов, принятых в местной традиции. Понимание природы (в том числе, и в первую очередь, собственной) приближает человека к истине и делает ненужным нагромождение искусственных законов и ритуалов, затрудняющих взаимопонимание людей.

Однако это не означает, что все национальные, культурные, религиозные традиции нужно выбросить на свалку истории, что их надо срочно искоренять, превращая человечество в серую, монокультурную массу. Культурное, национальное разнообразие – это такое же богатство, такая же ценность, как и природное, видовое многообразие, формировавшееся в течение тысяч и миллионов лет на нашей планете. И общечеловеческое самосознание ни в коем случае не отменяет национальное самосознание и самоопределение, а наоборот – подчеркивает его важность и смысл для устойчивого развития!

В этом и отличие природного закона от юридического. Если юридический закон вводит правила и ограничения, подгоняя всех под единый стандарт, «уравниловку», то открытие более универсального природного закона не отменяет локальных правил и особенностей, а только подчеркивает и раскрывает их роль и значение в единой системе.

Формирование общечеловеческого самосознания – процесс естественный и неизбежный, который нельзя ни отменить, ни ускорить, ни взять под личное управление. Он не является угрозой для семейных, национальных, культурных ценностей, не требует отказа от них, а напротив – повышает их ценность, раскрывает их исторический и эволюционный смысл. Он не препятствует, а способствует национальному самоопределению.

Если же от вас требуют отказа от национальных, семейных ценностей «ради прогрессивных общечеловеческих ценностей», то знайте, что это подделка, подмена понятий, посягательство на вашу индивидуальность и свободу, на ваш суверенитет.


Рецензии