Вернисаж

Это произошло лет двенадцать назад. Позвонил мне Вова, мой одноклассник, живущий в Иллинойсе, и сообщил следующее. Один молодой новозеландский художник шестидесяти лет от роду будет раскручиваться в Нью-Йорке (я не оговорился: молодой он, как художник, а так – не очень). В связи с этим на открытие выставки и для её украшения приглашён знакомый художника, а также наш с Вовой знакомый и Вовин приятель Толя. Толя – альтист (не Данилов и не демон на договоре), раньше хорошо известный в Киеве, но в своё время начавший перемещаться по миру и, в конце концов, оказавшийся в Новой Зеландии, где и существует благополучно. За выступление Толе вряд ли что-нибудь заплатят, но возможность бесплатно побывать в Нью-Йорке его вдохновляет, несмотря на тридцатичасовой перелёт с двумя пересадками в Австралии и Калифорнии. Я должен встретить Толю, а на следующий день и Вову, прилетающему повидаться с Толей и со мной за компанию.

Задание я выполнил – забросил Толю в манхэттенскую гостиницу, а Вову ко мне. В назначенный день мы с Вовой отправились на открытие вернисажа по указанному адресу на Бродвее в Сохо. Мы несколько припоздали, полагая, что ничего важного не пропустим. Найти искомое место можно было бы даже слепому, идя на характерный запах, так как часть публики успела выпить и вышла на улицу покурить травку.
В зале было полно народу. На такие мероприятия обычно приходят любители выпить и закусить на халяву. Однако в их присутствии есть скрытый смысл – создается иллюзия массового интереса к художнику, картины которого будут втюханы пришедшим купить чего-нибудь бесценного. В углу спотыкался смычком о струны Толя, возле которого уже стоял с десяток пустых бокалов, и вид которого не оставлял сомнений, кто их опустошил.

Нас встретила молодая дама – искусствовед и куратор выставки, также успевшая принять на весьма выдающуюся грудь. Даме захотелось пообщаться, и она заявила, что сама определит, кто мы такие. Едва бросив взгляд в мою сторону и махнув рукой, искусствоведша заявила:

- С тобой всё ясно – ты художник.

Затем она перевела взгляд на Вову и долго его изучала. Наконец неуверенно произнесла:

- You are a plumber, - после чего потеряла к нам интерес и смешалась с толпой.

Боже мой, «plumber»! Это даже не «сантехник», а «слесарь-сантехник», «водопроводчик». Дело в том, что Вова – художник-график, а я совсем наоборот - оканчивал сантехнический факультет КИСИ. Вова как-то сжался и промямлил: «Не верь глазам своим». Вышло неубедительно. Видно было, что он сильно огорчён.

Однако один человек в зале был абсолютно счастлив. Картины молодого художника разлетались по десять тысяч долларов, как горячие пирожки по доллару на Брайтоне. Вот что значит удачно организованный маркетинг.

Мы с Вовой прошлись по экспозиции. Труда в живописные работы было вложено много – на всех картинах было изображено невероятное количество крошечных существ - не то червячков, не то личинок – ничего больше. Три десятка картин, развешанных по стенам, выглядели абсолютно одинаковыми. В своём мнении мы были единодушны, я - как сантехник, он – как художник: мазня полная.

Нью-Йорк, сентябрь 2019 г.


Рецензии