гл. 6 Добрый человек из Сычуана

                Гл. 6  Добрый человек из Сычуани. Б. Брехт

         
          В зале гаснет свет. Наступает пронзительная тишина. Так длится несколько секунд, а затем зал буквально взрывается
от продолжительных аплодисментов. Так реагировала публика на постановку Юрия Любимова в театре на Таганке
«Добрый человек из Сычуана», ставшей настоящим символом театра и сохранившейся в репертуаре и по сей день.
Кто бы мог подумать, что морализирующий спектакль станет интересен широкому кругу зрителей.
         
          В этой пьесе, по сюжету, боги спустились на землю, чтобы найти достойного доброго человека. Но ни в одном из домов их не пустили на ночлег, лишь проститутка Шен Де предоставила им кров. В качестве благодарности боги оставили Шен Де тысячу серебряных долларов, на которые она купила себе маленькую табачную лавку.
          Но сколько нуждающихся в помощи оказывается рядом с тем, кому улыбнулась удача: бывшая владелица лавки и прежние хозяева Шен Де — муж и жена, её хромой брат и беременная невестка, племянник и племянница, старик дедушка и мальчик, — и всем нужна крыша над головой и еда.
         
           А тут столяр требует сто серебряных долларов, которые не заплатила ему прежняя хозяйка за полки. Шен Де пытается всем помочь, но чем больше хорошего она делает людям, тем больше бед сыплется на её голову. Даже возлюбленный,
лётчик Янг Сун, пользуется простодушием девушки.  Помогая нуждающимся, Шен Де оказывается на грани разорения.
       
          Тогда она перевоплощается в двоюродного брата Шой Да и решительно прогоняет незадачливых родственников,
умело вынудив столяра взять всего двадцать серебряных долларов.  Действуя жёстко и решительно, а подчас и безжалостно,
ей удаётся спасти свой бизнес.
         
         К концу спектакля Шен Де приходит к печальному выводу.  «Я не смогла быть одновременно доброй к себе и другим», -- признаётся она.  Ничего не поделаешь: чтобы выжить, надо быть злой. Зло - в цене, добро в опале.
          А ведь, действительно, нельзя же быть бесконечно добрым ко всем.  Иначе, увидев страждущих людей, снимешь последний пиджак, отдашь им деньги и всё, что у тебя есть, и в конечном итоге останешься ни с чем. Ну и как жить?
И кому, спрашивается, тогда ты сам будешь нужен?
       
          Вся литература основывается на том, что добро побеждает зло. А если случается, что побеждает зло (гибнут герои), то это лишь временно. Дело, за которое боролись герои, всё равно победит.
         
         Попробуем, как в математике, пойти от обратного. Перевернём всё на 180 градусов. Предположим, что основой общества является зло. Но тогда не будут работать заповеди: почитай отца твоего и мать твою, не убий, не укради, не прелюбодействуй.
          И что же случится? Жёны пойдут в загул. На улицах начнут убивать друг друга. Никто не захочет работать. Да и зачем, если всё заработанное украдут. Старики будут бедствовать, брошенные на произвол судьбы. Полный крах социума. Такое общество существовать не сможет.
       
         При капитализме выживает сильнейший. Социализм же – это поддержка слабого. А теперь посмотрим предельные значения этой формулы.
         Если убрать ограничительные законы, то капитализм превратится в открытую войну всех против всех. Что же касается социализма, то раздувая общественные фонды для перераспределения доходов, мы получим уравниловку, огромную армию иждивенцев, живущих за счёт тех, кто что-то производит. Обе перспективы не очень приятные.

         По большому счёту, я бы вообще не называл Шен Де доброй, ибо её поступки не приносят пользы людям, а приводят прямо к противоположным результатам. Предоставленная ею помощь семье из восьми человек рождает очередных нахлебников, которые просто собираются сидеть на её шее и ничего не делать.
         Дать пятьсот долларов на взятку своему любимому, чтобы он получил место летчика, вроде бы благое дело, но ведь тем самым кто-то другой лишится работы, а у этого другого многодетная семья.   
         Ещё недавно Европа выделяла 50 млрд. долларов в год африканским странам – на помощь голодающим детям.  А что
в результате? Эта африканская молодёжь, которой помогли выжить, сегодня заполонила Европу, и в качестве благодарности устроила погромы в Кёльне и Париже.
      
         Где граница между добром и злом? Боги ответа на этот вопрос не дают.
Не случайно в XIX веке родилась теория разумного эгоизма. То есть, заботясь о собственном благополучии и благополучии своих близких, мы тем самым заботимся о благополучии всего общества. Нет, конечно, помогать обездоленным тоже нужно,
а вот каковы границы этой помощи, каждый человек должен решать сам.

-------------------------------------------------
                http://proza.ru/2023/08/03/36
--------------------------------------------
               
                рецензии

         Знаете, как мне кажется, все же далеко не вся литература основывалась на том, что рано или поздно добро все же победит. И в прежние времена находились авторы, видевшие ситуацию в человеческом обществе более пессимистично. А уж в нынешнее время повестка и вовсе заточена под негатив, как будто людям постоянно внушают, чтобы и не надеялись на лучшее. Впрочем, в основе своей, капитализм, как констатация факта главенства хищников, по-другому и не может.
         Другой вопрос, что многие творцы, не имея возможности протестовать против такого положения дел в открытую, пытается возвысить свой голос хотя бы в виде гротеска, этакой бутафории, показывая многие вещи иносказательно. И порой, действительно выходят настоящие шедевры...
С глубочайшим уважением,
                Сергей Макаров Юс   
 


Рецензии
Андрей!
Я так и не поняла, как правильно: СЕчуан или СЫчуан? Унифицируй в тексте как-нибудь.
А пьеса Бертольда Брехта интересна!
И главная её проблема:"Где граница между добром и злом?" Боги ответа на этот вопрос не дают. Каждый должен найти эту границу самостоятельно.
Теорию разумного эгоизма разрабатывал ещё Чернышевский. Жаль, что его знаменитый роман "Что делать?" почему-то исключили из школьной программы.
С уважением,

Элла Лякишева   23.08.2023 17:39     Заявить о нарушении
Приветствую, Элла.
В театральной литературе присутствуют два варианта. Отсюда путаница. Но чаще Сычуан. Остановлюсь на нём.
Я надеюсь, что ваш читательский интерес, Элла Евгеньевна, не ограничивается только школьной программой.

Андрей Жунин   23.08.2023 19:19   Заявить о нарушении
Неужели ты сомневался?!!!

Элла Лякишева   23.08.2023 19:22   Заявить о нарушении