Смотритель Галереи. Противоречия Гёте...
+
В школьной юности, когда мы осваивали программный курс мировой классики, Гёте меня не
увлёк, и даже оттолкнул. Хотя «Фауста» я прочла единым духом и до сих пор помню отдельные
фрагменты этого шедевра. Мне ввсегда были присущи такие черты характера, как настойчивость
и любознательность. Поэтому я читала больше, чем того требовали учебные нормативы.
+
Отец, заметив, что я жадно вцепилась в бирюзовый том Гёте, слегка скривил свой великолепно
очерченный рот. Он воевал с немецкими нацистами, которые ''фанатели'' от Бетховена и Гёте, –
а не только с теми бравыми солдатами, которые хором горланили популярную военную песенку
фривольного содержания с названием «Лили Марлен» (у Бродского есть свой вариант перевода
на русский этого текста)…
+
Отец повидал надменного офицерья с аристократическими манерами, которые брали с собой
на фронт свои любимые книжки и грампластинки и наяривали на фортепиано немецкую классику.
+
Я понимаю своего отца-фронтовика. Он служил младшим офицером с приличными манерами,
был из хорошей семьи, воспитаашей его в духе русского православия… Немецкая культура была
отцу явно ''не в вену'', как говорят у нас маргиналы с опасными привычками…
+
В 1814 году Германия только что закончила войну против Наполеона. В то время русские были
в авангарде противобонапартовских освободительных фронтовых мероприятий. Но речь идёт о
гениальном Гёте… Он поддержал войну Наполеона и против своей отчизны, и против России, ибо
она велась силами старого мира.
+
Гёте не выносил антифранцузской националистической пропаганды. Да и русское масонствующее
общество было за Наполеона, считая, что надо положить конец ''дремучей России'', с тем, чтобы
воплотить в жизнь прогрессивные реформы, разработанные благородными и честолюбивыми
сынами родного Отечества.
+
Гёте не верил, что крушение Наполеона принесёт благо его стране. Он с вызовом пишет: «Север,
Запад, Юг в развале, / Пали троны, царства пали, / На Восток отправься дальний / Воздух пить
патриархальный». Именно в то время он начал писать новый большой цикл стихотворений с
названием «Западно-восточный диван», который посвящён персидскому поэту Хафизу.
+
«Не знаешь ты конца – и тем велик. / Как вечность, без начала ты возник. /Твой стих, как небо,
в круговом движенье. /Конец его – начала отраженье». Это начало гётевского стихотворения с
заголовком «Безграничный»(имеется в виду Хафиз). Интерес к Востоку в начале 19 века начался
с романтиков, и не только в Германии.
+
Впрочем, я ведь хотела написать совсем не о том… А о теме суицида. У Гёте ведь и влюблённый
молодой Вертер, и безумно полюбившая омолодившегося доктора Фауста невинная девушка
демонстрируют пренебрежение земной жизнью ради любви. А это для христиан неприемлемо,
как и для людей целого ряда религий…
+
«Не сотвори себе кумира!». Из любви нельзя делать кумира. Никакой человек, которым болеет
ваша душа, не достоин такой страшной жертвы, как уничтожение души.
+
Душа больше, чем сердце. Она бессмертна. А сердце тленно. Душа чиста, умна и мудра, сердце
же– глупо, оно вместилище пороков. Верующий человек всегда говорит: «Мои душа и сердце…»,
осознавая, что речь идёт о разных духовных величинах.
+
Я всегда молюсь о том, чтобы кто-либо из тех, кто безнадёжно и невзаимно меня любит, не
наложили на себя руки… Сильную любовь можно перенести и на кресте, как Спаситель, которого
убила толпа. Но не занимайтесь греховным самораспятием – вы не боги, способные воскреснуть
из бесконечного мрака небытия...<Продолжение следует…>.
Свидетельство о публикации №223080300370