Мой прадедушка-адмирал и остров Тобаго

2 апрель 2022 г.  ·

1.
... Вчера - я вписывал новую главу, высмотрел новые подробности, сопоставил даты, и - ощутил себя отчасти героем Крапивина, перечитывающим капитана Блада.
( ... разумеется, не в том крапивинском мальчиколюбном нежно-ласковом, смысле  а - вдохнул крапивинскую я эстетику: все эти бомбарды и карронады, рангоуты, шпангоуты, сток-марсели и бим-бом-брамсели, и - 
"... из-за пояса рвёт пистолет, так что сыпется золото с кружев, с розоватых брабантских манжет".
Впрочем, это уже не Крапивин).

Вот она:
родословная интрига, о которой я, кажется, -  с детства мечтал:
заокеанская, - заатлантическая, карибская, антильская.
Весьма косвенно я с этой историей соприкасаюсь, -  но тем не менее, у Крапивина и того не было.

2.

Герхард фон Дёнгоф герба Дзик (или Вепжова Глова), первый граф Денгоф, - , родной брат моего предка  Каспера фон Дёнгофа, первого князя, - 
- родился 15 января 1590, умер 23 декабря 1648.
Сам он по морям не ходил, наоборот: смолоду командовал прусской пехотой и отличился на окраинном, восточном-прусском, векторе Тридцатилетней войны.
Но:   
  Герхард фон Дёнгоф - деятель, а с 1635 года - глава,  Презес, Комиссии Королевского Флота.
То есть: нечто вроде морского министра Польши и всей Речи Посполитой.

Это учреждение, Komisjа Okr;t;w Kr;lewskich, именовалась также - Аdmiralicjа, Адмиралтейство.
Король Вдадислав IV, в письме в Гданьск от 4 июля 1635 года, именовал моего сородича -  supremus admiralitatis commissarius, Наивысший Комиссар Адмиралтейский.
В королевском указе о назначении моего сородича главой адмиралтейства - упомянут, прежде всего, его главный подвиг: защита крепости Торуни от шведских войск в 1629 году: „Huius [Commissionis) caput (ut et per Prussiam commissarius generalis bellicus) idem, qui antea in Thorunio contra eosdem Suecos
rem strenue gesserat, Gerhardus Comes a D;nhoff”.

Над всеми морскими проектами реял всемогущий покровитель: глава польского правительства, - великий канцлер коронный князь Ежи Оссолинский герба Топор, убеждённый сторонник и идеолог польской морской экспансии на всех океанах.

Это, к слову, - уже не брат предка, а прямой мой предок, в двенадцатом поколении.
(см. Мой прадедушка - Великий Канцлер).

А за плечами Канцлера вздымался - и наблюдал весьма пристально за всеми проектами, - сам король Владислав IV, мечтавший о своей, - второй, негабсбургской, - трансконтинентальной Империи. 

3.

Комиссия Кораблей Королевских  в 1632-1634 годах, - то есть прямо в это самое время: действительно создала - стремительно, словно из пустоты, - королевский флот на Балтике: одиннадцать военных кораблей, (точнее - десять кораблей и галеот), совокупно - двести орудий.
Были выстроены новые морские базы и верфи: в городке Путциг (нынешний Пуцк), в Кашубии, в устье Плутницы; и в крепости Владиславово на длинной песчаной косе Хель.
В целом - с королевским флотом ничего не получилось: его, как и многое другое хорошее, - ещё в младенчестве задушила демократия.
Доходов от морских налогов фатально не хватало даже на содержание экипажей, а Сейм, - сарматский по духу, то есть суховейно степной, воинствующе сухопутный, -  в 1641 отказал королю в финансировании, и вскоре корабли были распроданы - голландцам, датчанами и прочим стратегическим конкурентам. 
Герхард фон Дёнгофф остался на берегу, и возглавил если не флот, то хотя бы - главный порт Королевства: с 1642 года он -   каштелян Данцига, с 1643го - воевода всей Померании и Королевской Пруссии.

4.
 
Но всё же: один выход в открытый океан  у Речи Посполитой оставался: это - Herzogtum Kurland und Semgallen, маленькое
герцогство Курляндия и Земгалия, -
примерно треть нынешней Латвии.

На троне восседала династия Кетлер, - наследники Ливонского Ордена; к тому времени уже много лет (с 1616 года) в Курляндии и Семигалии правил герцог Фридрих I, преданный вассал Польши.
(

Герцогство было (к тому времени уже восьмое десятилетие) - вассалом польской Короны, и входило в Речь Посполиту, хотя и сохраняло изрядный суверенитет. 
В Герцогстве был свои морские воротца: порты и верфи в Виндава и Гольдинген (сейчас Вентспилс и Кулдига).

И: как раз в эти же самые 1630е годы - развернулся удивительный сценарий: в освоение заокеанских континентов, Красного и Чёрного, - ворвалась Курляндия.

В 1638 году в Вентспилсе было достроена большая верфь, где можно было сооружать океанские корабли любого уровня.

Здесь следует отметить: фон Дёнхофф - это исконно курляндское семейство.

Именно в курземских владениях Тевтонского ордена Дёнхоффы обосновались с 1330х годов.
Дед Герхарда фон Дёнхоффа - орденский комтур Германн IV фон Дёнхофф, (+ 1567)  управлял замком Дурбен (нынешний Дурбе, Латвия), - и вместе с этим замком и прилежащими владениями в 1561 году перешёл в подданство герцога Курляндии.
Курляндское родовое имение, которым владел этот самый Германн фон Дёнгофф - мыза Заллинген, - располагалась недалеко от портового города Гольдинген (Кулдига, до 1616 года - столица Курляндии).
(Сейчас это волость Снепеле Кулдигского края,  Sn;peles pagasts, Kuld;gas novads; селения Di;s;lijas mui;a (Gut Gro;-Sahlingen), Mazs;lijas mui;a (Gut Klein-Sahlingen, Mazs;lijas)

Сам Герхард получил от короля большие владения недалеко от границы Курляндии - латгальские замки Адзель и Люцин в Польской Инфлянтии (сейчас - Атцеле и Лудза, Латвия). 
Сестра его, - Анна фон Дёнхофф, - проживала, судя по всему, в герцогских землях:  её муж Германн фон Майдель (сын знаменитого польского и шведского адмирала), в 1630х годах - "prezydent kolegium landrat;w powiatu pilty;skiego, starosta pilty;ski", - то есть управлял владением Пильтен, (бывшее епископство, которое через несколько лет, - в 1656 году, - сумел присоединить к своим владениям герцог Якоб Курляндский).

Итак: в 1635 году Комиссию королевских кораблей Речи Посполитой возглавил курляндец Герхард фон Дёнхофф.
И: в 1637 году герцог Курляндии, вассал короля Польши, впервые отправил свои корабли за океан, к берегам Америки.
Не может быть, чтобы эти события не были взаимосвязаны.

5.

В 1637 году первая курляндская экспедиция - два небольших корабля, - пересекла Атлантику, вошла в Карибское море, и обследовала северный острова Тобаго.

Остров условно принадлежал короне Англии, но британцы им как-то не слишком интересовались, а прочие державы не признавали за Британией её права на карибские владения.
(На южном берегу лет за десять до того уже пытались обосноваться колонии - голландская и английская, но они к тому времени, кажется, уже были истреблены начисто).
В 1638ом году два корабля пошли на Тобаго уже с серьёзными намерениями: в трюмах - 212 колонистов, в основном латыши, почти все - воры и грабители, выпущенные из тюрьмы; за океаном им была обещана амнистия.
25 февраля 1639 года герцогские корабли подошли к Тобаго.
И далее: эта колония смолкла, и -  исчезла, неведомо, как и куда, словно растворилась в тумане.
( ... то ли эпидемия, то ли бревенчатый форт разгромили аборигены - калины, одно из арауканских племён; по наиболее устойчивой версии, колонистов захватили и вывез в рабство испанский десант). 
Об этой, первой, экспедиции почти ничего не известно, даже, кажется, названия кораблей не выяснены.

6.
 
При этом, - напоминаю, - герцогство было вассалом Речи Посполитой, и курляндские владения в Карибском море были, стало быть, также колониями двуединого государства корон Польши и Литвы.
И вот,  теперь - обозначилось новое направление в моём лабиринте: надо выяснить - не имел ли соприкосновений мой морской прадядюшка Герхард фон Дёнгофф - к экспедициям на Тобаго?
Он умер в 1648 году, когда курляндская колония на острове уже прочно утвердилась.

( --- И ещё:  король Владислав носил ещё и древние рюриковы титулы - Vladislaus Quartus ... magnus dux... Russiae, ... Severiae, Czernichoviaeque" - великий герцог Русский, Северский и Черниговский.
Эти титулы покрывали половину современной Украины, - и, стало быть, Украина тоже имеет де-юре некоторое отношение к колонии на Тобаго.

7.
 
У Курляндии в 1637-39 годах своего флота ещё не было.
Скорее всего, это были арендованные голландские суда.

Но это было только начало: с 1642 году на трон Курляндии вступил молодой герцог Якоб, - который только и помышлял об океанах, и всю жизнь сосредоточил на морских проектах.

Курляндия вцепилась в Тобаго - словно взяла остров на абордаж, и, несмотря на постоянные потери и провалы, - держалась на острове ещё полвека, примерно до 1693 года.
Потом сил и средств для возобновления колонии уже не было.
Но герцоги Курляндии сохраняли виртуальный сюзеренитет над Тобаго, - до того, как герцогство поглотила Россия, до 1795 года.

8.
 
Сейчас это - островная республика Тринидад и Тобаго.
На месте курляндской колонии (форт Якобс и селение  Якобштадт) -  небольшой городок Плимут (около 2000 населения).
Плимут стоит на берегу залива Грейт Курланд бэй, а через весь городок идёт шоссе Курланд бэй роуд.
В городке есть на руинах курляндского форта музей Форт-Джеймс, и неподалёку - монумент в память о курляндских колонистах.


Рецензии