гл. 9 Казанова Феллини

                Гл. 9  Казанова Феллини. 76 год
                (70-ые)
 
        Этот фильм -- киноверсия безумной жизни известного итальянского авантюриста XVIII столетия Джакомо Казановы, путешествующего по городам Европы и проповедующего бессмертную любовь. Среди его многочисленных любовниц -- монахиня и старая ведьма, которая убеждена в том, что секс с Казановой повлечет за собой её превращение в мужчину.
        Также Джакомо удаётся излечить юную девственницу от хронического недуга, триумфально победить местного конюха в сексуальном поединке (интеллект против грубой силы), устроенном на потеху пресыщенной знати, поучаствовать в свальном грехе с труппой театральных нимфоманок во главе с ненасытной горбуньей и, в конечном итоге, удовлетворить механическую куклу, которую он боготворит.

       "Интересно, как Феллини будет показывать эротические сцены? – размышлял я, когда шёл на просмотр этого фильма. – Ведь в картине про Казанову без этого не обойтись. Неужели там будут голые тела и совокупления, как в порнороликах?
        Но тогда это будет не художественный фильм, а нечто совсем другое. Большой мастер не должен до этого опускаться. Необходимо придумать свой язык, найти изобразительные средства, свои киношные метафоры, чтобы показать это действо".
       
        Должен сказать, что тема эротики пахана-перепахана и добавить здесь что-то новое очень непросто.  К тому же она сильно скомпрометирована порнографией.  Зайдёшь в раздел эротики на любом литературном сайте – и обязательно попадёшь на порнуху.  (“Его скользкий пенис судорожно задёргался в моих руках, слегка замарав мои трусики”. Мемуары школьницы).
       
       Тех, кого это устраивало, оправдывали себя тем, что нет чётких границ между эротикой и порнографией. А критерий, между прочим, тут есть, и он очень простой. Порнография – это эротика в возбуждённом состоянии.  Другими словами -- это описание или показ (в фильме) половых органов.
        К тому же, если рассказывать, например, о добыче марганца на Урале, то вряд ли кто обнаружит в таком тексте какой-то ляп. А вот с эротикой в своей жизни сталкивались так или иначе почти все. И если тут накосячишь, то это обязательно заметят и язвительные комментарии не заставят себя долго ждать.

        Сразу скажу, что Феллини меня не разочаровал и успешно справился с поставленной перед ним задачей.  Чтобы сэкономить время читателей, ограничусь только сценой с монашенкой, пригласившей Казанову в мрачный дом на острове.
Всё действие разворачивается в большом зале, где монашенка зажигает свечи, освещая помещение. Но в здании они не одни.  Через отверстие в стене за ними наблюдает любовник монашенки, французский посол.
       
        -- Я буду почтителен, -- напыщенно заявляет Казанова и, сбросив с себя чёрный плащ, остаётся в длинной просторной белой накидке.
        -- Надеюсь не будешь, -- возражает она. -- С каких это пор двое любовников думают о почтительности.
        -- Тогда я буду нежным, -- парирует он и достаёт из футляра золотую механическую птицу, которой предстоит сыграть важную роль в фильме.  Когда будут происходить совокупления, птичка начнёт махать крылышками под бравурную мелодию Нино Рота, что позволит не показывать напрямую половой акт.
       
        Удивительно, но у британского актёра Дональда Сазерленда, игравшего Казанову в этой сцене, почти всегда серьёзное, сосредоточенное лицо. Он не позволяет себе расслабиться ни на минуту и всё держит под контролем.
        Запрыгнув к нему под накидку, монашенка сбрасывает с себя одежду и башмачки, оставшись только в поразительно сексуальном нижнем белье (корсете с лифом красного цвета). Вот тут-то птичка и захлопала крылышками, зазвучал саундтрек – ну и понеслась.
       
       Женщина, повиснув на шее Казановы, обхватила ногами его бёдра.  Он же, придерживая её за пятую точку, начинает скакать по залу, стараясь облобызать её, где только возможно. Затем пошла акробатика и пантомима. Очень удачная аллегория.  Вот она настоящая киношная метафора.
       -- Как можно медленнее, -- поглаживая его спинку своим телом, просит монашенка. – У нас впереди целая ночь.
       А птичка всё хлопает и хлопает крылышками, и мы прекрасно понимаем, что здесь происходит.
      
       Затем Казанова берёт её за ноги, и она делает несколько кругов по залу только на одних руках (прелюдия в разгаре). После чего монашенка падает на спину, он же крутится на ней волчком. А вскоре за этим следует удивительная находка. Тела героев не видно, камера выхватывает только движения их ног. Впрочем, и этого хватает с лихвой, чтобы догадаться, о чём идёт речь, благо неугомонная птичка не умолкает.

       Наконец сладкая парочка принимает миссионерскую позу и, кажется, вот-вот начнётся реальный секс. Неужели нервы
у маэстро не выдержали, заволновался я, но нет, Феллини снова находит очередную киношною метафору.
       Женщина судорожно вертит головой и жалостно всхлипывает (уже на взводе), а вот её партнёра совсем не видно, только его тень ходит туда-сюда, указывая на его бурную деятельность.
      
       Вскоре всхлипывания становятся совершенно бессвязными. И тут камера снизу наконец-то показывает голову и плечи Казановы, раскачивающиеся в безумном ритме. У него почти полностью сбилось дыхание, пот струится по лицу.  Партнёры в крайней степени возбуждения. Судорожно задёргалось его лицо. Он неимоверными усилиями сдерживает свою физиологию, дожидаясь умиротворения женщины.  Затем она высовывает язык и, сладостно облизывая губы, замирает от блаженства.
      
       Но сил держать открытыми глаза у неё уже нет. Сворки век смыкаются. Лёгкая улыбка растекается по щекам. Она замирает в волшебном оцепенении, как бы прощаясь с этим миром…
       И лишь увидев улыбку на её лице, он откидывается на спину и, вскрикивая, дёргается в конвульсиях. Затем успокаивается и только его грудь всё ещё ходит ходуном. К сожалению, в кино не передать острый запах подмышек, обжигающий жар тела, уханье сердца. Остаётся только рассчитывать на своё воображение.
      
       -- В целом прекрасная работа, прекрасная! -- похвалил Казанову французский посол из-за стены.
       Остаётся только присоединиться к его высокой оценке. Верно замечено: в каждом ремесле есть свои мастера... Чёрт подери! Чуть было не сказал золотые руки. Вот она инерция мышления.

=====================================================

                рецензии               

          Спектакли дают пищу для ума. Спасибо, что поделились своими мыслями. Читаю о Казанове и ловкости Феллини, при показе эротической сцене и вспоминаю Ларса фон Триера. "Нимфоманку" смотрела в кинотеатре и невольно краснела. До того дня не доводилось смотреть порношку в обществе. По сути, тоже интеллектуальное кино, но какой натурализм!
         Пожалуй, не столько общество виновато, что дало слишком много свободы женщине. В некоторых дамах так ярко проявляется самка, что никакие запреты и обычаи не сдержат ее. А те дамы, что много книжек читают, свою сущность под ними погребают. Всех благ,
          Нина Алешагина   

       Чем сильнее страсти, тем сильнее должна быть воля, чтобы их сдерживать.
           Андрей Жунин

        Тебе бы, Андрей, театральным критиком надо было быть, а не таксистом. В объёме миниатюры передать и погоду в доме, и духовную суть, и замысел - уметь нужно. У тебя получается.
Относительно грани между эротикой и порнографией - лучше не скажешь. Категория "эротика" начала пугать излишним натурализмом, к некоторым авторам даже заходить не хочется - сплошные скользкие члены и эрегированные клиторы.
        Кто определяет произведения в категорию "Классика", непонятно, но большинство старых работ актуальны и сегодня. У новых "классиков" всё иначе, создаётся впечатление, что и рейтинги, и титулы в большинстве случаев куплены. Хочется услышать,  что по этому поводу скажешь ты.
            Валерий Столыпин   

        Спасибо за отклик.Валера.
Не обязательно куплены. Просто уровень читающей публики понизился, как в количественном, так и в качественном отношении.
        Я попытался прочесть текст Донцовой про следователя Подушкина, но бросил на первой же странице. Есть ляпы, которые я не приемлю.
             Андрей Жунин   
 


Рецензии
Всё правильно-как без рук-то?
----------
Только разродилась психологией-"Её портреты", как выяснилось, что
роман, который я жду ею издан.
теперь я вся в сомнениях.-

Татьяна 23   06.08.2023 14:15     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Интересно, сколько она за этот роман получит?

Андрей Жунин   06.08.2023 16:54   Заявить о нарушении
Иронизируешь? Вполне понимаю такой интерес.
Но сначала она сама вложила энную сумму своих кровных для издания
этого романа, ведь теперь издают на собственные деньги.
Её книги хорошо раскупаются: как никак, а фамилия что-то значит,
но и её писательский талант играет в её популярности не малую роль.
Электронные варианты её книг с рассказами и романами совсем дешёвые.
Но она работающий человек и я думаю её работа не плохо оплачивается.
У меня три её романа вместе с новым, который она не хочет публиковать
на Прозе, а я хочу его бумажный вариант, но книги издательства Литрес
до нас не доходят, у нас-Полином. Буду доставать через родственников и
подругу.
Знаешь, Андрей, деньги-это хорошо, но хорошее здоровье лучше.
Этот роман кое-что значит для меня.

Татьяна 23   07.08.2023 03:31   Заявить о нарушении