Путь Александра Гумбольдта
Учение всего обо всем. Так иногда с оттенком пренебрежения называют экологию. И в этом есть своя правда. Экология возникла в недрах биологии уже после смерти Гумбольдта. Сегодня экологи действуют как браконьеры во всех существующих науках и искусствах. Говорят не только об экологии растений, но и об экологии души. Вот и наш школьный экологический музей. Музеев много, к какому из них отнести его. Методисты назвали его естественнонаучным. Ну, конечно, в музее огромный гербарий местных растений, такого нет ни в одной школе, у нас коллекция птичьих гнёзд и коллекция горных пород, и остатков вымерших животных. Но Гумбольдт проехал мимо нас когда-то в карете и сотворил маленькое чудо, сам об этом не подозревая, и мы следуем по его пути. Каждый экспонат – и гнездо, и растение это не только часть картины природы, но и часть творчества человека.
На стеклянной полке в витрине музея лежит камень. Этикетка гласит – глинистый сланец. Можно принять информацию к сведению и перейти к следующему экспонату. А давайте, читатель, пройдем немного по пути Александра Гумбольдта. Он создавал грандиозные картины природы, следуя по Ориноко, Амазонке и Магдалене, мы много лет путешествуем по нашей тихой сибирской речке Шипунихе. Речка тихая, но она хранит бурную историю земли протяженностью в сотни миллионов лет. Когда-то в девонские времена на месте нашего поселка и Шипунихи разливалось теплое море, плавали в нем первые морские лилии и моллюски. Потом море ушло, поднимались и опускались горы, и в конце концов скрылись под толстым одеялом песка. Но есть места на Шипунихе особенные. Дно древнего моря выходит на поверхность бурыми скалами из глиняных сланцев. Некоторые скалы у местных жителей получили названия, например наша Змеиная Гора. У самого русла глинистые сланцы стоят как заградительные барьеры, почти вертикально. Через них к прохладной, шипящей воде не пройти не только босиком, но и в обуви. Местами сланцы лежат горизонтально, слой за слоем к синему небу и обрываются стеной к самой воде. По такой стене не всякий альпинист поднимется. Именно здесь мы взяли пластинку экспонатом для музея. Но это еще не вся картина природы. Весной Змеиная гора становится золотой пирамидой , видной издалека, она покрывается желтыми цветами древних растений, таких странных, что и стеблей не видно. А летом вы можете погрузить ладони в заросли эфедры, реликта времен динозавров. На нашей пластинке, к сожалению, не было отпечатков животных девона. Через несколько лет Гору посетил сибирский неутомимый краевед Игорь Степанов и сделал на ценный подарок. Оказывается, Гору пытались сравнять с землей, пригнали экскаватор и вырыли карьер, добывая камень для дороги. А потом карьер забросили, но именно в карьере Степанов нашел отпечатки ракушек из теплого девонского моря. Теперь оба экспоната лежат на витрине рядом. А над ними вращаются часы летописи биосферы, вы можете увидеть их на фото. Стрелки указывают не на часы , на сотни миллионов лет, и на картины природы, фотографии сделанные в местах рождения будущих экспонатов. Некоторые экспонаты были найдены в местах добычи ископаемых богатств района - мрамора и гранита. И мрамор и гранит украшают новосибирское метро. Именно об этом размышлял на своем пути в Алтай Гумбольдт. За несколько часов до смерти он записывал мысли о сланцах Алтая. Сланцы залегают там вместе с гранитами и порфиритами, как они влияют друг на друга, какие цвета порождают? Почему на Алтае создаются особенно ценные поделочные камни для дворов Петербурга.
За год до путешествия на Алтай, Гумбольдт прочитал курс лекций в Берлине о мироздании. Таких лекций не бывало ранее, на них приходили сотни внимательных слушателей – и светские дамы, и студенты, и простые граждане, далекие в обычной жизни от науки. Лекции призывали людей думать, спорить и строить планы. Многие, может быть, так и не поняли, о чем идет речь, но издатели предложили напечатать лекции в виде книги. Гумбольдт отказался. Он был не готов. Книгу он начал писать, когда ему исполнилось семьдесят пять, но и к девяностому году не успел закончить главный том. Те, кто прочитал эту книгу, считали ее второй «Библией», или сравнивали с «Божественной комедией», сегодня она устарела, наука пошла гораздо дальше, появились новые факты, но не новые мысли. Мысли не стареют. Идея взаимосвязи всего со всем в нашем музее остается главной. Важна не только информация, важны не только экспонаты, важно восприятие картин природы и учеными и художниками. «Космоса», увы, в библиотеке музея нет, но есть книги о Гумбольдте и книга его путешествий, если вы хотите пройтись по пути Гумбольдта, хотя бы несколько шагов, вы такие книги найдете. Счастливого пути
Свидетельство о публикации №223080300475
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 03.08.2023 11:50 Заявить о нарушении