Когда тополь плачет...

   Шёпот тополя весною
   Я задумчиво ловлю,
   Будто слышу над собою
   Чьё - то робкое "люблю".
   Диким мёдом и цветами
   Пахнет свежая листва,
   И туманится мечтами,
   И кружится голова.   \Г.Галина\

   Весной и осенью в нашем южном городе проводится массовая обрезка деревьев - в парках, на улицах, во дворах. Окна моей квартиры выходят на широкую улицу с напряжённым движением всех видов транспорта. Улица прекрасно озеленена, что при нашем климате немаловажно. Однако, в прошлом году, после очередной обрезки деревьев смотреть на них было больно. Собственно говоря, деревья исчезли: вдоль тротуаров высились голые столбы высотой 2.5 - 3.0 метра. Это было ужасно!

   И таким же образом были "кастрированы" все деревья города. Народ возмушался, но кого, и когда это волновало?! Наконец, кому предъявить претензии, тем более, что дело уже сделано и пути назад нет.
   Но деревья не хотели умирать, и через какое - то время на столбах появились тонкие веточки, листья, стала оформляться крона. Однако, никому не было дела до внешнего вида деревьев, никто не придавал растущим в разные стороны веткам аккуратной формы. И стояли они, похожие на растрёпанных женщин, выкрасивших волосы в зелёный цвет.

   В середине июня нынешнего года история повторилась. Дом, в котором я живу, расположен на ухоженной территории Института Физики, парковой зоны с тенистыми аллеями, удобными скамейками, детскими площадками, беседками, питьевыми фонтанчиками, теннисными кортами, плавательным бассейном. Здесь приятно погулять, посидеть в тени акаций, подышать запахом сирени, полюбоваться ковром фиалок...

   Выхожу утром из подъезда и вижу внушительного размера машину, а вокруг - молодых людей в униформах и электропилами в руках. Ясно - приехали на очередную обрезку деревьев. С одной стороны это обрадовало, т.к. на территории были сухие и больные деревья, которые следовало спилить. С наступлением тепла детишки играли во дворах, и эти деревья представляли определённую опасность. Родители, правда, просили детей держаться подальше от таких деревьев, но дети есть дети. Некоторые даже звонили в мэрию с просьбой спилить сухие деревья. Ответили, что скоро приедут, всё сделают. Вот и приехали.

   Вечером возвращаюсь домой, иду по аллейке, ведущей к дому, и не верю собственным глазам: сухие и больные деревья стоят, как стояли, и вокруг никаких признаков обрезки. Обычно после обрезки на земле масса веток, листьев: они же после себя не убирают!
   Подхожу к дому и уже издали вижу - нет "моего" тополя: высокого, стройного, роскошного, красивого, здорового. Бог ты мой! Его, не сумевшего себя защитить, превратили в белый столб, едва доходящий до второго этажа. Зачем?!
   Много лет, открывая окно, я любовалась им, тень его листочков - зелёных сверху и белоснежных снизу - играла на стенах и мебели...

   Я, поверьте, испытала физичеескую боль, словно не стало близкого человека. Казалось, эти люди приехали только для того, чтобы убить "мой" тополь.
   Прихожу к дочке, которая живёт в шаговой доступности.
 - Мама, что - то случилось?
 - Почему ты так решила?
 - Вид у тебя такой, как будто что - то произошло.
 - Да, произошло... Мой тополь спилили... в голый столб превратили...
 - Кааак? Он же совершенно здоровый был! Кто спилил?
 - Откуда мне знать... из мэрии, по всей видимости...
 - Подожди, но на территории не проводили обрезки.
 - Меня это тоже удивляет. Помню, даже звонили в мэрию, просиди спилить сухие деревья... А они приехали, спилили МОЙ тополь и уехали.

   Через пару дней внучка просит:
 - Бабуля, можно я приду к тебе?
 - Конечно, солнышко, а почему ты спрашиваешь разрешения?
 - Я хочу на тополь посмотреть.
 - Тополя нету, Диночка.
 - Я посмотрю на то, что осталось.
   Подходим к дому. Подняла внучка голову:
 - Как жалко... какой хороший был... красивый...

   Подялись на мой четвёртый этаж. Открыл ребёнок окно, выглянул и тут слышу:
 - Бабуля, подойди скорей, посмотри!
 - Иду, иду, а в чём дело?
 - Смотри, бабуля, у тополя красные круги... капельки... как кровь... Что это? Он как будто плачет...
   Знаете, я не могла говорить, меня душили слёзы.
 - Бабуля, ты плачешь? Жалко тебе тополь... мне тоже...

   Всё понятно: необходимость обрезки, санитарной и омолаживающей. Необходимо срезать сухие, больные ветки, придавать кроне близкую к естественной форму. Необходимо корректировать рост деревьев, чтобы они не мешали освещению окружающих зданий, не задевали воздушных коммуникаций. Но делать это надо со знанием дела. Грамотный дендролог просто обязан знать, что тополь - дерево особое, что обрезать его в период сокодвижения нельзя.

   Мы привыкли слышать, что в нашей стране всё делается во благо человека. О каком благе идёт речь, если уничтожаются деревья, которым нет равных по объёму переработки углекислого газа и производству кислорода! В большом, загазованном городе тополь - спасатель и очиститель воздуха. Ведь за год одно дерево производит до 30кг чистого кислорода! Жаль, что не все это понимают.


Рецензии
Грустный рассказ. Ведь "работников ручного труда", бездумных исполнителей, становится всё больше, а специалистов думающих - всё меньше. Мне тоже непонятно, почему так часто спиливают здоровые деревья, а засохшие стоят годами, напоминая лермонтовский "Анчар"

Ник Худяков   06.08.2023 23:08     Заявить о нарушении
Ник, миллион извинений, но (ах, это "но"!) автор "Анчара" А.С. Пушкин. И ещё одно: анчар - не "засохшее", как Вы пишите, дерево, а вечнозелёное, правда, напоённое ядом.
А поступают жестоко со здоровыми деревьями либо по незнанию, т.е. потому, что невежды, либо и угоду кому - то, либо из вредности. Ведь дерево не может себя защитить. Этим и пользуются.
С улыбкой.

Магда Кешишева   14.08.2023 17:50   Заявить о нарушении
Возраст частенько подводит, путаются в ворохе воспоминаний образы и имена авторов, прошу простить. Так и Анчар, несущий смерть живому, сам стал представляться мёртвым. С уважением

Ник Худяков   28.08.2023 22:09   Заявить о нарушении
Ник, позвольте мне продолжить. То, что "анчар несёт смерть всему живому" внушил нам Пушкин. Кстати, как и то, что Сальери отравил Моцарта. Можем ли мы усомниться в "солнце русской поэзии"? Конечно же, нет! Вот и верим ему. А на самом деле он, скорее всего, был знаком с легендами и сказаниями, которые утверждали, что анчар - дерево-людоед. Может быть поэт читал недобросовестные и преувеличенные сведения голландского ботаника Румпера. Но это совсем не так. Правда, прошло много лет, прежде чем анчар был реабилитирован. А правда такова: на ветвях анчара спокойно сидят птицы, ни ветви, ни листья дерева не представляют никакой опасности ни для птиц, ни для человека. А вот густой сок, проступающий на стволе анчара в местах повреждения, ядовит. Именно им смазывали туземцы наконечники своих стрел. И именно этот сок, попадая на тело человека, вызывает нарыв, и только. Ник, чтобы "не бросать камни" в Александра Сергеевича, скажу, что заблуждался не он один. К "заблуждавшимся" относятся также Байрон, Диккенс, Вудгауз и др.

Магда Кешишева   29.08.2023 12:03   Заявить о нарушении
Искренне благодарен за интересные сведения, Магда, за "реабилитацию" анчара. Мифы и легенды, впитанные детским разумом, очень крепко держатся в памяти, в отличие от текущих событий в пожилом возрасте. Поэтому всё больше путаницы в голове. С искренней симпатией.

Ник Худяков   17.09.2023 05:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.