Murattismo iii

1.

... Итак: уже в 1850 году Люсьен Мюрат, посол Французской Республики при короле Сардинии и Пьемонта,
** - ещё два года назад мистер Лисьен Мюрат, неудачливый бизнесмен из НьюДжерси, **
 - уже предельно серьёзно относился к своим права на трон Обеих Сицилий.

Движение мюратизмо стало формироваться именно в это время, и на протяжении десятилетия было в средоточии внимания международной политики, дипломатии и шпионажа.
В 1850 году депутат Мюрат вернулся в Париж.
2 декабря 1851 года президент Бонапарт, его двоюродный брат, был провозглашён Императором Франции.

Согласно декрету от 25 января 1852 года принц Люсьен Мюрат назначен в Сенат Империи, и занимал этот пост вплоть до сентября 1870го, до крушения династии.
В 1853 году Император Наполеон особым указом признал за принцем Мюратом и его потомством титул принца Франции.

2.

В первые же дни после установления Империи принц Мюрат занял ещё один пост - неофициальный, но весьма влиятельный.
В декабре 1851 года с ним вступили в переговоры лидеры Великого Востока Франции - Мари-Огюст Десанлис и Сент-Обен Бервилль, (Marie-Auguste Desanlis и Saint-Albin Berville), оба - адвокаты парижского апелляционного суда.
Десанлис возглавлял Великий Восток в 1849-1850 годах ( титулом "представителя Великого Магистра" (Repr;sentant du grand ma;tre), а Бервилль - в 1851 - 1852 годах, как "помощник Великого Магистра" (Grand ma;tre adjoint).
Трон Великого Магистра пустовал уже тридцать шесть лет, с 1815 года, и теперь, при возращении дома Наполеона на трон, представлялась возможность его восстановить.
9 января 1852 года архонты Великого Востока официально предложили принцу Люсьену Мюрату, кузену Императора, возглавить самую могущественную франк-масонскую структуру Европы (если не считать британское масонство). И Мюрат согласился.

С 1852 года принц Люсьен Мюрат - Grand ma;tre du Grand Orient de France.

В 1854 году большинством голосов была принята новая конституция Великого Востока, - принц Мюрат считается её инициатором; новые положения значительно расширили полномочия Великого Магистра и непомерно увеличили срок его пребывания в этой должности: семь лет.
Это было равноценно провозглашению виртуальной масонской монархии: и до Мюрата, и после него обычный срок пребывания Магистра во главе масоннерии - два года.
Уже в 1853 году принц Мюрат объявил, что необходимо выстроить масонский храм в Париже. Великий Восток начал сбор средств.
(Храм действительно был построен, на улице Кадэ, 16).

3.

 В это же время в недрах неаполитанской политической эмиграции уже окрепло  движение мюраттисмо, - сторонников восстановления дома Мюрат на троне Обеих Сицилий.
Династическое противостояние в данном случае был не более, чем эвфемизмом: имя Мюрата стало, скорее, знаменем южноитальянской либеральной фронды, сопротивления (и совсем не мирного) жёсткой диктатуре, которую установил, после разгрома конституционного движения в 1848 году, король Фердинанд II.

Скорее всего, суть этого движения можно охарактеризовать. в целом, как "консервативный либерализм", хотя к этому лагерю тянулись деятели самых разных убеждений.

На первом этапе обозначились контакты мюратиани с радикалами из "Молодой Италии", и почти все основные персонажи этого движения принадлежали в молодости к конспирации карбонари.
(Которой на первых порах покровительствовал король Джоакино Наполеоне).

Поначалу вдохновительницей движения в определённой степени была сестра принца Люсьена - Летиция Мюрат, в браке маркиза Пеполи (вдова с марта 1852 года).
Её сын, племянник Люсьена, - маркиз Джоакино Наполеоне Пеполи граф де Кастильоне (Gioacchino Napoleone Pepoli), тоже принадлежал к политической эмиграции: в 1848 году он (23 лет от роду) командовал Гражданской гвардией Болоньи и сражался с австрийцами; с 1849 года он укрывался в Тоскане.

Также содействовал, по мере сил, двоюродный брат -
Карло-Лучиано Бонапарт, принц ди Канино и ди Мюзиньяно, сын Люсьена Бонапарта, уже тогда - всемирно известный учёный, орнитолог. И тоже - политический эмигрант: сторонник объединения Италии, он участвовал в антиавстрийском сопротивлении, был причастен к конспирации в Папском государстве (откуда был родом), и в июле 1849 года эмигрировал из Италии, спасаясь от ареста.
Другой кузен, Наполеон III, также демонстрировал симпатию к мюраттисмо, но - на протяжении всей эпопеи, - чрезвычайно уклончив и невнятно.

Обозначился вдохновенный политический лидер:
эмигрант Аурелио Саличети, неаполитанский юрист, заметный деятель рисорджименто: бывший министр социальных работ конституционного правительства Обеих Сицилий в 1848 году, и - бывший член Триумвирата, то есть правительства Римской республики, в начале 1850х он считался одним из лидеров Молодой Италии. Впрочем, этот лагерь он скоро покинул, и Джузеппе Мадзини теснил его, как только мог.
(".... у мюратианской идеи появился пылкий, наивный и бескорыстный апостол", сказано о нём в итальянской энциклопедии).

Принц Люсьен назначил Салицети наставником своих детей, и, таким образом, парижской салон принца Мюрата в Париже превратился в штаб-квартиру антибурбонской фронды.

Ещё два ярких лидера мюратисмо в эмиграции - это Паскуале Каталано Гонзага герцог ди Чирелла (Pasquale Catalano Gonzaga duca di Cirella), а также его брат дон Пьетро Каталано Гонзага и сыновья Луиджи и Клементе; и - и Прото Карафа Палавичино герцог ди Маддалони (Francesco Marzio Proto Carafa Pallavicino, duca di Maddaloni).

Семейство Каталано Гонзага ди Чирелла - это были мюраттиани потомственные, они только и ждали возвращения наследников из Америки.
Отец герцога (он умер в 1817 году) служил префектом королевского дворца при короле Джоакино; а сам дон Паскуале в возрасте восьми лет был пажем Мюрата.
Это была семья радикальных либералов, которая только и жила памятью наполеоновской эпохи.
В мае 1848 года сам герцог, (депутат мятежного парламента). его брак и сыновья защищали конституцию с оружием в руках, палаццо Чирелла в Неаполе был окружён баррикадами, на балконе было установлено орудие, и сам герцог Паскуале ди Чирелла стрелял из окна по королевским солдатам. Швейцарские гвардейцы взяли палаццо Чирелла штурмом, герцог и его семья чудом бежали из заключения и оказались во Франции.

4.

Более того: в это же время, в 1851 - 52 годах, появилась у мюратисмо и вполне осязаемая, грозная сила: неаполитанские ветераны республики Сан-Марко, генерал Гульельмо Пепе и его офицеры:
бригадный генерал Джироламо Уоллоа, полковник-лейтенант Карло Меццакапо, полковник Дамиано Ассанти (двоюродный брат генерала Пепе), и другие.

Престарелый, почти семидесятилетний генерал генерал Гульельмо Пепе, общепризнанный военный лидер южной фронды, - в прошлом офицер д'ордоннанс Мюрата; король Джоакино в 1815 году произвёл Пепе в чин лейтенанта-генерала.
( Старший его брат (скончавшийся в апреле 1851 года), - лейтенант-генерал Флорестано Пепе, во время Русского похода 1812 года был начальником штаба 33ей (неаполитанской) дивизии Великой Армии; именно он командовал сводной бригадой, сопровождавшей Наполеона во время бегства от Ошмян до Вильно; н оставил в Литве ногу: обмороженная правая ступня была ампутирована. В 1815 году Флорестано Пепе, герой сражения при Толентино, был назначен генерал-губернатором Неаполя и после бегства короля Джоакино около недели де-факто управлял королевством, - правда, уже в режиме австрийской оккупации).
Во время Австро-Сардинской войны генерал Гульельмо Пепе командовал неаполитанским корпусом, отправленным (против воли короля) на помощь Сардинии. С 22 марта 1848 до 24 июля 1849 года в Венеции держалась независимая республика Сан-Марко, которая пыталась отстоять свою независимость или хотя бы воссоединиться с Сардинским королевством.
Генерал Пепе отказался исполнять приказ о возвращении в Неаполь и принял на себя командование войсками осаждённой Венеции.
После поражения многие солдаты и офицеры этого корпуса остались в Сардинии, некоторые вступили в сардинские войска.

То есть: в распоряжении принца Люсьена оказалась собственная неаполитанская армия, - небольшая, но испытанная и рвущаяся в бой.

Уже в феврале 1852 года Неаполь, - как, впрочем, и всю Европу встревожили слухи о том, что готовится мюратистская экспедиция в Неаполь; командовать ей должен был генерал Гульельмо Пепе.
Все были уверены, что десант мюратианских войск в Неаполе - неотвратим, и ждали, - и сторонники, и противники, - только одного: волевого решения Наполеона III. Без его политического содействия, без французского флота и оружия из Франции - экспедиция была обречена, об этом свидетельствовала гибель короля Джоакино и последующие карбонарские авантюры, которые также заканчивались разгромами и расстрелами.

В 1852 году принц Люсьен Мюрат снова появился в Сардинии, с официальным визитом. И это была уже откровенная демонстрация его намерений - вернуться на отцовский трон.

Кузен - Наполеон III, - тогда же сделал жест вроде бы незначительный, но примечательный в сочетании с прочим: в 1852 году поверенный в делах Франции в Тоскане был назначен юный - двадцати четырёх лет, - Жоашен Мюрат 3ий граф Мюрат (Joachim Joseph Andre Murat 3e comte Murat,(12 декабря 1828 + 13 марта 1904),  (последний).
Это был представитель другой линии, - внук Андре Мюрата, брата короля Джоакино, и двоюродный племянник принца Люсьена.
Впрочем, уже через год граф Мюрат был переведён на ту же должность в Стокгольм.    


Рецензии