Единственная моя
В купе мы остались вдвоём с Натальей, нам обоим предстояло ехать до станции Улан-Удэ. Как-то незаметно, как бывает в поезде, мы рассказали друг другу свою житейскую историю. Мне показалось, что история жизни Натальи может быть интересна другим людям, так как все мы хотим быть счастливыми, а становимся несчастными и ничего не меняем в своей жизни. Короче говоря, живём неосознанно и не бережём себя от неприятностей. И я расскажу вам эту историю.
Наталья родилась и выросла в Иркутской области, получила образование и профессию библиотекаря, и по распределению приехала работать в Бурятию. Начала свою работу в одном из районных центров. Ей предоставили место для проживания в общей квартире с молодыми специалистами-девушками , тоже прибывшими на работу по распределению. Наталья рассказала:
- Работать библиотекарем было моей мечтой, поэтому я с удовольствием шла на работу, день пролетал незаметно. Вскоре я обратила внимание на парня, который брал сразу по две книги, и часто возвращая, выбирал себе другие. Вскоре он обратился ко мне:
- Наталья Васильевна, помогите мне выбрать книги, мне нужно про любовь, только современную. Я уже начитался французских романов, да и наших классиков тоже. А Вы верите в любовь?
- Конечно, верю. Любовь была и есть. Много книг написано о любви, да и фильмы снимаются, где рассказывается про любовь, а мы с удовольствием смотрим их, - сказала я и застеснялась, парень смотрел на меня с интересом.
- Я приглашаю вас в кино на девятичасовой сеанс, сегодня идёт новый фильм, билеты я уже купил. Пойдём вместе?- спросил он.
-Хорошо, встретимся возле клуба! –ответила я.
-Можно, я зайду за вами, я знаю, где вы живёте,- попросил он.
-Хорошо, я буду готова в половине девятого,- согласилась я.
Она продолжила рассказ:
- Почему я сразу согласилась пойти с ним в кино? Потому что он мне понравился с первого взгляда. Я боялась признаться в том, что меня тянет к парню какая-то непреодолимая сила. Было лето. Я одела тёмную шёлковую юбочку и лимонного цвета трикотажную блузку. Наряд мне очень подходил, я почувствовала себя уверенно. Он зашёл за мной, осмотрел внимательно и сказал комплимент:
- Выглядишь ты очень красиво!
Я была «на высоте», зарделась, как маковка.
Его звали Михаил. Был он среднего роста, ладная фигура, светловолосый, голубоглазый. Он взял меня под руку, и мы пошли в клуб. Я впервые шла с парнем в кино под руку, поэтому волновалась.
-Ты раньше, до Михаила дружила с парнем,- спросила я. И она рассказала:
-В школе одноклассник Ваня приглашал меня в кино, но я отказалась. Не воспринимала его, как ухажера. Да и фамилия у него была очень некрасивая. Хотя, он пытался говорить со мной о любви, называл меня так: единственная моя.
- Что за фамилия была у Вани?- спросила я.
- Мертвецов. Ну что это за фамилия? Как с ней жить? – был ответ.
- А фамилия Михаила красивая?- продолжила расспрашивать я.
- Белозёров. Я - Белозёрова Наталья Васильевна.
-Ты за него вышла замуж?- опять поинтересовалась я.
-Там такая история вышла. В общем, слушай, я тебе всё расскажу,- Наталья вздохнула и продолжила:
- В кино Миша всё время прижимался ко мне, и мне это было приятно. После кино мы погуляли по посёлку, он брал меня на руки, кружил, целовал, и я совсем потеряла голову. Уже светало, когда он проводил меня до дома. Утром я проспала и опоздала на работу, но заведующая только улыбнулась, увидев меня. Началась волнующая пора встреч и расставаний. Миша работал водителем бортовой автомашины в Райпо, часто ездил в рейсы. Когда он возвращался, мы встречались, ходили в кино, на танцы. Танцплощадка была в парке, мы оба хорошо танцевали, а потом Миша провожал меня до дома. Сам он жил в семье брата матери, который и пригласил его сюда после службы в армии. Так прошло лето, осень. Как-то на ноябрьские праздники он позвал меня познакомиться с роднёй. Геннадий Викторович и Валентина Петровна приняли меня хорошо, душевно. Всем своим видом они показывали, что выбор племянника пришёлся им по нраву. Сестра Геннадия ни разу не приезжала в гости к брату, Михаил ничего не говорил мне о своей матери, а когда я его спрашивала, он уходил от ответа. Я тогда не обращала на это внимание, а нужно было интересоваться, как я поняла после.
Прошло уже полгода, как мы познакомились с Михаилом, я всё больше привязывалась к нему, мне нравился его весёлый характер, всё он принимал легко. Новый 1966 год мы встречали в клубе: елка, маскарад, шампанское, танцы – всё это было так хорошо, я чувствовала себя абсолютно счастливой, и верилось - так будет всегда! Уже почти утром мы вышли из клуба, и подошли к дому, где я жила. Тут он и напросился «на чай». Мои соседки уехали к родителям на праздник, Миша сразу это понял и решил воспользоваться этой ситуацией. Он сказал мне, что хочет видеть меня своей женой.
- Наташа, любимая я так думаю: погуляли с тобой, и хватит. Нужно нам пожениться, я прошу тебя подумать об этом,- Михаил был ласков со мной, и я не сопротивлялась.
После обеда первого января мы вместе пришли к его родственникам. Там в их присутствии он сделал мне предложение и надел на мой палец колечко. Я ответила на его предложение согласием. Мы радовались этому событию, смеялись и пели. У него был замечательный голос, а я была счастлива, как никогда. Назавтра был выходной день, мы не разлучались с Мишей. А третьего января мы пришли в ЗАГС и подали заявление на регистрацию.
Нам назначили день регистрации на пятницу 6 января. Счастливые, мы вышли из ЗАГСа, и Миша предложил:
-Давай пригласим на регистрацию мою маму, пойдём на почту и вышлем ей телеграмму.
Мы так и сделали – отослали приглашение телеграммой. С моей стороны приглашать было не кого, мама умерла, за ней вскоре ушёл и папа. Была только бабушка, ни брата, ни сестры. Решили зарегистрировать брак и сделать праздничный вечер, пригласив родственников Михаила, его двух друзей и моих коллег. И всё.
Тут Наташа замолчала, вздохнула и призналась мне:
- Столько лет прошло, а никак не успокоюсь. Как вспоминаю то время, так сердце и заболит. Сделаем перерыв, выпьем чаю, - и она пошла за кипятком.
Мы перешли к чаепитию, потом погуляли немного возле вагона, где была десятиминутная остановка поезда. Наталья успокоилась, и продолжила рассказ, как только поезд набрал скорость. Мы так и ехали с ней вдвоём в купе.
- Четвёртого января вечером я ждала Михаила, но он не пришёл ко мне. Я ждала и вечер, и ночь, а утром пошла на работу. Работа на ум не шла, я всё смотрела в окно - не идёт ли Михаил? Вечером пошла к Михаилу домой. И Геннадий, и его жена удивились тому, что он ничего не сказал мне. Валентина сообщила мне, что четвёртого утром принесли телеграмму, в которой соседка матери сообщила следующее: « Михаил срочно выезжай мать в тяжелом состоянии в больнице». Михаил воспринял это, как приказ. В семье он старший сын, есть ещё сестра и брат оба школьники. На работе ему подписали заявление, и он уехал в тот же день, то есть вчера.
Тут Геннадий решительно подошёл к телефону:
- Я сейчас позвоню на почту и спрошу у телефонистки про сестру. Деревня маленькая, все новости сарафанное радио быстро разносит,- и он сделал заказ. Телефон зазвонил сразу же, и телефонистка на том конце провода ответила:
- Второй слушает.
-Лида, здравствуй, это Геннадий Мокров. Скажи, что там с моей сестрой?- спросил он.
- Я её видела сегодня утром, она из магазина шла с поллитровкой водки. Торопилась, говорит, что сын Миша приехал и вчера перепил, сегодня болеет и ему нужно опохмеляться, - быстро проговорила телефонистка.
- Спасибо, Лида! Всего тебе доброго!- ответил Геннадий. Он зло выругался, потом продолжил:
- Вот сестрица стерва, это её выдумка, хочет свадьбу расстроить, на неё это похоже! Но, Миша не дурак, не поведётся на её проделку. Он вернётся, подождём. Иди домой и ни о чём плохом не думай,- успокаивал меня Геннадий.
Валентина подошла ко мне, обняла и стала утешать, говоря, что всё уляжется, обойдётся, приедет Миша, и мы отпразднуем ваше бракосочетание.
Но, у меня было плохое предчувствие, будто почва из-под ног уходила. Я пришла в свою комнатушку, легла на кровать и проплакала всю ночь. Утром позвонила в библиотеку и сказала, что не приду на работу. Заведующая радостно проговорила:
- Так мы знаем! Сегодня у вас регистрация, и мы придём вас поздравить! Не волнуйся!
- Не будет регистрации - рыдала я у телефона.
После работы заведующая зашла ко мне домой и застала меня в состоянии паники. По возрасту она была, как моя мама, поэтому я доверилась ей. Выслушав меня, она сказала:
- Чего плакать то? Ты ведь ничего не знаешь. Успокойся, поспи, завтра приходи в библиотеку. Не нужно тебе одной тут рыдать.
-После её слов я действительно успокоилась, поспала и назавтра вышла на работу. Потом был выходной день, потом ещё одна рабочая неделя. Всё время я ждала Мишу, но он так и не появился, и не позвонил мне. Дней через десять мне позвонила Валентина и пригласила к себе домой. После рабочего дня я зашла к ним. Валентина усадила меня и рассказала:
- Приезжал Михаил, уволился с работы и уехал домой. Тебе передал книгу, которую взял в библиотеке,- и она протянула мне книгу. В книге лежал клочок бумаги, на котором было начертано: «Наташа, я тебя люблю! Прости меня!» Я была в недоумении, и спросила Валентину, что же случилось. И она рассказала то, что узнала от Михаила:
- Наташа, выслушай меня спокойно, пожалуйста. Мать Михаила и её соседка - люди пьющие, и они давно тайком планировали поженить Михаила и дочь соседки. Вызвали его туда обманом, чтобы расстроить ваше бракосочетание. Вечером, когда Михаил приехал домой, они устроили ужин и напоили его водкой до беспамятства, потом раздели и положили на кровать. А утром мать и соседка разбудили Михаила, и он с удивлением увидел, что рядом с ним лежит голая женщина.
- Поздравляем молодых с первой брачной ночью!- в один голос запели обе заговорщицы.
Как бы он не отнекивался, что ничего не помнит, они внушили Михаилу, что он сам просил руки этой молодой женщины ( у неё есть пятилетний сын). Снова накрыли стол, снова застолье, поздравления, стали приходить соседи и тоже поздравлять молодых. Когда он пытался отказаться от этого спектакля, все стали уговаривать его, упрекать, проклинать, плакать и тому подобное. К слову сказать, молодая женщина оказалась не только пьющая, но ещё и гулящая. Жаль Михаила, пропадёт он, слабый оказался и покорился матери. А ты, Наташа, не переживай! Будет у тебя муж, лучше Михаила,- сказала Валентина и тяжело вздохнула.
- Я не помнила, как выскочила из дома, как дошла до кровати. На сердце как будто положили камень, не хотелось верить, что это произошло со мной. Может быть, я сплю? Проснусь – а рядом мой любимый Миша.
Наталья помолчала, выпила воды и продолжила:
-Через короткое время переживаний и слёз я поняла - у меня будет ребёнок. Сомнений не было –я сразу решила рожать от любимого мужчины. Я надеялась, что Миша когда-нибудь приедет ко мне. Беременность прошла хорошо, меня поддерживали коллеги, и бабушка ни разу меня не осудила. Родился сын, я назвала его Мишей. Годы пошли один за другим, сын рос, я работала. Мне дали отдельную квартиру. Зарплата у библиотекарей маленькая, но я подрабатывала, чем придётся: и убирала, и шила и даже контрольные работы делала заочникам. С родственниками Михаила я не встречалась, как он живёт – не интересовалась. Сын рос развитым мальчиком, учился хорошо, любил читать книги. После школы решил стать автомехаником и поступил в техникум. Там и любовь свою встретил, женился вскоре, будучи студентом. Катя была сиротой, мне пришлось принять дополнительную нагрузку. Как и бывает, через год родился мальчик, назвали Артём. Катя оформила академический отпуск и жила с сыном у меня. Я сразу приняла её, как родную дочь. После окончания техникума Михаил вернулся домой и стал работать по специальности. Катя перевелась на заочное экономическое отделение, растила Артёма. Они любили друг друга, отношения были тёплыми, и я радовалась их счастью. Ничего не предвещало беды.
Недалеко от нас протекала река. Было жаркое лето, и в выходной день Миша позвал Катю искупаться в реке. Оставив на меня Артёма, они ушли. Я понимала, они хотели побыть вдвоём, все молодыми были. Уже и полдень миновал, а они не возвращались, но сердце моё молчало. Ближе к вечеру в квартиру постучали. Я открыла – на пороге стояли незнакомые люди. Они прошли в квартиру и сообщили, что сын и невестка утонули, их спасали, но не смогли во время оказать помощь. Как оказалось, Катю подхватило течением и понесло, Михаил кинулся её спасать, но и он попал в водоворот. С берега увидели, что пара тонет, и кинулись на помощь. Обоих вытащили на берег, но было уже поздно.
Наташа замолчала, погрузившись в воспоминания. Я спросила:
- Наташа, как ты пережила всё это? Я сочувствую тебе, столько испытаний на твою голову!
- Пережила, словно во сне. Спасало то, что у меня был Артём. О нём нужно было заботиться, растить, потом учить. Этим и занималась всё время, на мужчин внимания не обращала. Сейчас я еду из Владивостока, Артём окончил Военно-морское училище, он – офицер. Буду ждать его в отпуск.
- Ты мне не всё рассказала. Как ты стала Белозёровой. Как это произошло?- спросила я.
- Да, это я упустила. Когда у меня погибли Миша и Катя, ко мне пришли родственники Михаила. Они рассказали, что Михаил живёт один, мать его умерла, жена ушла из дома и потерялась уже несколько лет назад. Я помнила того Мишу, которого любила, хотя это было давно. Мне захотелось его увидеть, рассказать ему о сыне, показать внука. Я попросила родственников, чтобы они позвонили Михаилу и сказали, что он может приехать в гости. Михаил приехал в тот день, когда было девять дней после гибели. Мы сходили на могилу сына, пообедали. Я рассказала Михаилу о сыне, показала фотографии, каким он был. Михаил поначалу сдерживался, потом заплакал, говоря:
- Какой же я дурак! Разрушил и твою и свою жизнь. И сына нет, и ты – одинока, и я –один. Прости меня, Наташа, за мой поступок, я не любил жену. Просто я оказался слабаком. А ты – молодец, сына родила, вырастила, внука на руках держишь. Ты оказалась сильнее меня…
Я заметила, что он изменился, только глаза остались синими, но в них была боль. Мне захотелось оставить его у себя, и это было, скорее всего, материнское чувство: пожалеть, обогреть, приласкать. У него тоже было желание жить вместе. Тогда мы и зарегистрировали брак, с опозданием на двадцать лет. Я взяла его фамилию, внук тоже стал Белозёровым.
Михаил не имел водительских прав, он устроился работать слесарем. Стали жить, притираться друг к другу. Я поняла, что любовь прошла, я относилась к нему, как к родному, не более. Он тоже стал другим в отношениях. Что было, того не вернуть. Мы оба далеко ушли от той точки, где наши пути когда-то пересеклись. И каждый шёл в своём направлении. Иногда он приходил домой слегка «под парами», но я старалась не замечать этого, просто наблюдала. После первой получки он пришёл совершенно пьяный, не в силах раздеться, упал на диван в одежде. Назавтра вечером я решила поговорить с ним, но от него опять разило спиртным. С каждым днём я убеждалась, что Михаил уже настолько пристрастился к спиртному, что был не в силах побороть эту пагубную привычку. Через год я собрала ему вещи и отправила его туда, откуда он приехал. А после подала на развод, нас развели, но фамилию я оставила из-за внука. Вот такое у меня было короткое замужество.
Поезд шёл вперёд, после долгой беседы мы с Натальей пообедали, потом уснули под стук колёс. Проснулись и с удовольствием пили чай. Мне нравится чаепитие под стук колёс, обычно в поездке я пью много чаю. И я снова обратилась к Наталье с вопросом:
- Бабушка твоя жива?
- Бабушка давно умерла, у неё остался дом. Я была единственной наследницей, через положенное время я вступила в наследство, но жить там не хотелось. Я продала дом, позже купила квартиру в Улан-Удэ, там и живу. Уже не работаю, пенсионерка.
- Наташа, тебе не хотелось изменить свою жизнь. Ты – симпатичная, приятная в общении женщина, а замуж не вышла. Почему?- опять задала вопрос я.
- У меня не было веры мужчинам. Михаил нанёс мне глубокую рану, она так и не зажила…
- Наверняка, были мужчины, которые добивались твоего внимания, ухаживали за тобой?
- Были. Не хочется говорить об этом. И так много сегодня наговорилась, всё вспомнила. Давайте спать, Читу проехали, утром будем в Улан-Удэ,- остановила меня Наталья.
Ночь прошла спокойно, никого в наше купе не поместили. А утром за чаем Наталья сама начала разговор:
- Вот Вы вчера спрашивали у меня про мужчин. Расскажу Вам. Два года назад был юбилей нашей школы. Одноклассницы мне отправили приглашение, и я решила съездить. Артём обучался во Владивостоке, никаких проблем не было - дверь закрыла и поехала. Представляете, кого я там встретила? Иван Мертвецов, тот, что бегал за мной в школе, сразу подошёл ко мне и протянул руки для объятий. Он изменился, как и все, но стал лучше. Открытый, но тактичный, весёлый и общительный – он покорил всех наших одноклассников! Мы танцевали с ним весь вечер, и он признался мне, что я – его единственная любовь. Я спросила его про жену, он сказал, что живёт с матерью, жена умерла десять лет назад, детей нет. В конце вечера он взял у меня номер телефона. Перед этим Новым 2006 годом он позвонил мне и напросился в гости, я позволила ему приехать. Новый год мы встречали с ним вдвоём. Мне было комфортно с ним.
- Чем он занимается?- задала я вопрос.
- Он окончил пединститут, преподаватель физкультуры в техникуме. Работу свою любит, отдаёт ей своё свободное время. Прожил он у меня неделю, потом поговорили с ним серьёзно, и он просил меня стать его женой. Сказал мне такие слова:
- Тебе не нравилась моя фамилия, ты можешь остаться на своей нынешней. Детишек нам не заводить, зарегистрируем брак и станем жить-поживать,- уговаривал он меня.
- А ты что ему ответила?
- Сказала, что подумаю, посоветуюсь с внуком.
-Как отнёсся к этому внук?
- Внук обрадовался за меня. Он сказал, что не вернётся домой, у него теперь служба и своя жизнь. Так и сказал:
- Бабуля, чего тебе одной жить? Нужно жить с мужчиной, чтобы он о тебе заботился. И веселее вдвоём, ты у меня ещё молодая. Я – за. И в отпуск буду к вам приезжать, один, а потом и с семьёй.
А я боюсь, вдруг опять не получится. Пока я была в отъезде, он звонил мне каждый день. Когда выезжала, так он спросил, на каком поезде выехала, и номер вагона узнал, - сообщила она.
- Вот видишь, он тебя встречать будет. Подготовься к встрече,- ответила я.
- Нет, не будет встречать, он живёт в Ангарске, это далеко,- с сомнением сказала Наталья.
-Если любит и желает жить вместе – то поедет хоть куда. Ангарск – это близко.
-Ох, не знаю. И хочется, и колется…
А поезд уже подходил к платформе вокзала станции Улан-Удэ. В окне мелькнула фигура мужчины с букетом цветов в руке.
- Это Иван с букетом,- волнуясь, сказала Наталья.
-Желаю тебе обрести своё счастье,- пожелала я.
Мы выходили из вагона, Иван стоял наготове. Одной рукой он подхватил чемодан, другой обнял Наталью, вручив ей букет, и тихо прошептал:
- Здравствуй, единственная моя!
Они отошли от вагона и остановились. Наталья оглянулась и помахала мне рукой. Я была уверена в том, что эта встреча у вагона –для них навсегда.
Свидетельство о публикации №223080300601