Если б гармошка умела

Ехать в поезде летом, любоваться постоянно меняющимися пейзажами за окошком, выходить на станциях за покупкой малосольных огурчиков, да молодой картошки, клубники и прочей вкусности - ах, как я это люблю! Одно плохо - в вагоне жарко. Но в этот раз было сносно: всю дорогу солнышко, то выглянет, то скроется и пойдёт мелкий, освежающий дождик, словно по заказу. Все пассажиры были на один-два прогона: входили и вскоре выходили. В Ярославль прибыли вечером, было тепло и свежо после дождика. Я прошлась по перрону, осмотрела киоски, но ничего съестного не купила. Взяв две газеты и журнал, вернулась в вагон. Новые пассажиры устраивались по местам. Двое молодых людей - девушка и парень, по виду - студенты, как оказалось, возвращались из врачебной практики. Нижнюю полку заняла женщина, лет тридцати. Она была обаятельна: среднего роста, спортивного сложения, она имела удивительные глаза чистого светло-серого цвета. Чуть темнее её глаз были волосы - пепельные, они густой короной обрамляли лицо. Эти два цвета не сливались, оттеняясь тёмно-коричневыми, почти чёрными, густыми ресницами и ровным росчерком высоких бровей. Кожа лица,  чуть тронутая загаром,  была нежной и свежей.
-Как удачно подобран цвет окраски волос,- подумала я. Давно хочу окрасить волосы в пепельный цвет, но все ухищрения парикмахеров заканчиваются одним - я снова тёмная шатенка.
Студенты быстро устроились на полках и, включив наушники, успокоились.
- Давайте знакомиться, я - Ирина Алексеевна, можно –Ира.
- Я – Антонина Николаевна.
 Разложив постель, Ира стала доставать продукты и накрывать стол для ужина.
Я смотрела на неё и думала:
 Кто же она по профессии? По отчеству назвалась, скорее всего, учительница. Они с молодых лет привыкают к обращению «по отчеству». Строгий взгляд, а глаза добрые, серьёзная, в облике чувствовался руководитель. Точно, она директор школы- решила я.
- Я принесу кипяток, а вы присаживайтесь к столу,- сказала Ира.
На столе было много овощей: ярко-красные, тугие помидоры, свежие и малосольные огурчики, ломтики жареного патиссона с чесноком, зелёный лук, укроп, петрушка… И моя любимая молодая картошечка «в мундире».
- Устроим пиршество!- воскликнула я, доставая из сумки хлеб и конфеты.
- Хорошо, что у вас есть хлеб, я забыла купить.
Попировав от души, мы убрали остатки со стола и стали устраиваться спать. Были сумерки,  но свет в вагоне ещё не включили.  Спать не хотелось, читать было нельзя, Ира тоже не спала. Мне хотелось послушать рассказ о чём-нибудь интересном. Наверное, у Иры есть о чём рассказать, она ведь учительница.
 Почему я решила, что Ира учительница? Сейчас спрошу,- подумала я.
-Ира, ты учительница?
- Да, я преподаю русский язык и литературу.
- Ещё и директор школы?
- Да, а как вы узнали?
- По внешнему виду. Строгая, добрая, собранная, вот я и вычислила.
- Директором я работаю семь лет. Начинала работать учителем начальных классов. Потом заочно училась в Ярославском пединституте, окончила. Мне нравится профессия филолога. Она связана с литературой, поэзией.
- Может быть, вы пишите стихи?
- Нет, не пишу, но очень люблю читать.
- Расскажи о себе. У тебя такая романтическая внешность, небось, от парней отбоя не было.
- Парни боялись ко мне подходить. Хотя, впрочем,  не все. Одна романтическая история тех лет имела сегодня продолжение. Точнее, сегодня в ней была поставлена точка.
- Я – вся внимание. Очень люблю слушать истории из жизни.
Ира села на полке удобнее, задумалась.
- С чего начать? Начну, пожалуй, с самого начала. Мне было 19 лет, когда я, получив диплом учителя начальной школы, приехала по направлению в село Боровое. Село небольшое, школа – начальная. Среднее образование можно было получить в районном центре- селе Сосновка. Молодёжь в селе была разобщена, каждый жил сам по себе. Мы- молодые специалисты, приехавшие в село по направлению, сразу начали сплачивать молодёжь вокруг комитета ВЛКСМ, который избрали из местных комсомольцев.
-Извини, Ира, сколько тебе сейчас лет?
- Тридцать девять.
- Выглядишь ты моложе лет на десять. Это сколько же лет прошло?
- Было это двадцать лет назад.
- Учитывая, что сегодня 2004 год, было это в 1984 году. Я тогда работала на строительстве БАМа.
- Как интересно послушать человека, который строил БАМ! Расскажите!
- Это после. Я слушаю продолжение твоей истории. Пожалуйста,- попросила я.
- Ну, хорошо. Когда я училась, не влюблялась ни в одного парня, всё внимание- на учёбу.
В селе началась трудовая жизнь. Я стала осваиваться на работе, знакомиться с родителями своих учеников, вести внеклассную работу. А после уроков – проверка тетрадей, составление плана уроков назавтра. Учитель - как актёр на сцене. За ним постоянно наблюдают пытливые детские глаза, они всё видят, всё замечают: как одет учитель, как причёсан. Мы не красились, идя в школу, совсем никакой косметики не применяли по моральным нормам.
- Извини, Ира, за вопрос. А сейчас какой краской окрашены твои волосы? Мне очень нравится этот цвет.
- Цвет волос у меня от папы. А глаза – мамины. У папы были чёрные глаза.
- Как чудесно природа потрудилась, чтобы создать такую красоту!-  восхитилась я.
- Что вы, я уже старая,- грустно сказала она. – На следующий год мне стукнет уже сорок.
Помолчав, она продолжила рассказ:
- Я помню первые дни работы в школе. Вхожу в класс, вижу одни глаза. Они следят за мной, внимают мне. Я никого не вижу – только глаза! Какая-то магия детских глаз!
Постепенно стала привыкать, различать детей. Кому говорю об этом - не верят. Я много времени уделяла работе, поэтому личная жизнь состояла из работы и дома. Жили мы в общежитии, у каждой девушки была своя комната, а кухня - общая. Все удобства во дворе.
Подошёл Новый год. В сельском клубе установили ёлку, подготовили вечер. Мы с детьми  принимали в этом участие. Сначала провели ёлку для детей, а потом – наш вечер. Вечер получился отличным, правда, закончился он в пять часов утра. Несколько раз в течение вечера меня приглашал на танец парень в карнавальных очках. Я его не узнала. Когда я подошла к раздевалке, он подал мне пальто, помог одеться и попросил разрешение проводить до дому. Я не возражала. Он снял карнавальные очки, я внимательно на него посмотрела - он был мне не знаком. На мой вопрос, почему я раньше его не видела, он сказал, что живёт здесь, а учится в Сосновке .
- Я Тропинин Сергей, учусь в 10 классе. Спасибо за вечер, до свидания,- сказал он и быстро побежал от дома.
А время шло вперёд, уже ярко светило солнышко, приближалась весна. К празднику «Международный Женский День» мы начали готовиться заранее. Составили сценарий, проводили репетиции. Концерт был встречен жителями села громкими аплодисментами.  Сергей исполнил песню из кинофильма «Иван Бровкин на целине» под аккомпанемент своей гармошки. Я помню слова из песни «Если б гармошка умела всё говорить, не тая! Русая девушка в кофточке белой, где ж ты ромашка моя…» После концерта он пошёл вслед за мной и возле калитки сказал: «Эту песню я посвятил вам, Ирина Алексеевна. Вот и всё, до свиданья»- и тяжело вздохнул.
Через три дня в школу пришла мать Сергея. Сразу с порога
она стала предъявлять мне претензии:
- Это что такое? Вы наша учительница, почему так себя ведёте? Кто теперь ответит, если парень бросит школу? Он мечтал стать летчиком, а теперь его мечта – коту под хвост что ли?
Ничего не понимая, я усадила её на стул, попросила успокоиться и всё рассказать по порядку. 
- Я что пришла? Парень наш Серёжка говорит, что не поедет в школу и не станет дальше учиться. Потому что он влюбился в вас и хочет идти свататься. Жениться, говорит, буду, на Ирине Алексеевне.
Я была ошарашена такими словами. Он ничего мне не говорил такого! Нужно было срочно принимать меры. Какие? Я не знала, что сказать, решила успокоить её словами:
- Это всё его фантазии, мне он ни о чём не говорил. Я и не собираюсь выходить замуж здесь. У меня дома  жених, летом будет свадьба. Пусть Серёжа придёт ко мне, и я с ним поговорю, он будет учиться,- уверенно сказала я.
            Уроки закончились, я задержалась в школе, и в учительскую постучали. В дверях стоял Сергей. Его тёмно-синие глаза излучали, такой свет, какой бывает у чистых, неиспорченных жизнью детей.  Это был красивый, высокий юноша с открытым сердцем. Взяв себя в  руки, я пригласила его присесть.
- Я хочу выслушать тебя, Сергей,- попросила я.
- Я люблю вас и хочу попросить выйти за меня замуж. Я не маленький, мне скоро исполнится 19 лет. Я умею строить, буду работать в колхозе, дом построю.
- А как же твоя мечта быть лётчиком?
- Я же не знал, что так случится. Я боюсь, что меня в армию заберут, а вы меня ждать не будете. А если поженимся, вы меня дождётесь.
Что было сказать этому юноше, где найти слова, чтобы он не                сломал своей детской мечты, а шёл к ней?
- Я не уверена в своих чувствах, как ты. Я не спешу замуж. Я уважаю твоё решение создать семью. Это решение взрослого мужчины. Ты мне симпатичен, но давай не будем спешить. Твоя мечта летать должна быть исполнена. Поезжай в школу, учись. Я не выйду ни за  кого, даю тебе слово!-  и я протянула ему руку.
       Мы вышли из школы и не спеша пошли по улице. На душе у меня было так светло, как будто – то бы меня омыли чистой и тёплой водой.
Прощаясь со мной возле калитки, он попросил:
- Дайте мне слово, когда будете в Сосновке, найдите меня, и мы пойдём гулять в степь. Там так хорошо!
   Я согласно кивнула ему головой, и закрыла калитку. Ещё один
жизненный перекрёсток был позади, так мне показалось тогда. 
 В апреле на практику в село приехали двое студентов- будущих агрономов.
Их поселили в наше общежитие, дали одну комнату на двоих. Мы узнали об этом только на третий день. Целыми днями они находились в поле, шла посевная кампания. Когда нам удалось с ними познакомиться, один из них - Николай мне понравился. В редкие выходные, которые выпадали студентам-практикантам, мы вчетвером шли в кино, или просто прогуляться по окрестностям.
        Казалось, Николай не проявлял ко мне интереса, как к девушке. Хотя он расспрашивал меня о семье, о маме. Он был очень сдержан, говорил мало.
   В конце мая наша заведующая школой заболела, и меня отправили в Сосновку на подведение итогов учебного года. На совещании нашу школу наградили грамотой за     успеваемость и другие показатели. Совещание закончилось в 4 часа, а в пять часов был назначен банкет. Я сдала деньги на банкет, и потихоньку пошла, прогуляться по улице. Слышу:
-Ирина Алексеевна, я Вас ищу!
Это был Сергей. Он подошёл ко мне, снял кепку и молча, стал мять её в руках. Никак не мог насмелиться сказать мне слова.
- Как успехи в школе?- спросила я.
-Да, вот об этом я и хотел с вами поговорить. Впереди экзамены, но я уже два  сдал на отлично. Я уверен - всё сдам на 4 и 5. Это всё из-за Вас! Мне хочется учиться, чтобы Вы гордились мной! Я приглашаю Вас прогуляться в степь, Вы не пожалеете.
Мы прошли до конца улицы, и перед нами открылась степь. Ровная местность без единого кустика! Но какие запахи доносились с только что распустившейся травы и цветов! Меня охватил восторг! И забыв о том, что я учительница, я взяла Сергея за руки, мы стали кружиться, играть в догонялки, смеяться прыгать, словно дети! Никогда более у
меня не было такого восторга, как в тот майский вечер. Мы были молоды, свободны, нас ничего не смущало. Набесившись вдоволь, мы пошли дальше от села, взявшись за руки. Сергей стал читать стихи, сначала известных поэтов, потом свои. Читал он с чувством, громко и выразительно, как на экзамене. Мы не заметили, как стало темнеть, и я предложила вернуться в село. На душе было светло, радостно, и ни о чём не думалось. Он проводил меня до школы, где для приезжих учителей было оборудовано помещение для отдыха. Я пожелала ему отличных оценок и пожала руку. Подержав мою руку в своих руках, он нежно её поцеловал и помахал  на прощание. Войдя в здание, я поняла, что забыла про банкет. Устроившись спать, я представила себе юное лицо Сергея и решила, что будет у него и учёба, и любовь. Но не со мной. А на душе было легко и спокойно.
   Вернувшись в село, я стала готовиться к ремонту помещения своего  класса. Мы решили, что сначала сделаем ремонт, а потом уедем в отпуск. Ремонтировали сами и родители, но всё равно затянулось это почти на месяц.
 Однажды, я встретила в магазине отца Сергея.
-Вы слышали, нашему Сергею дали направление от военкомата в лётное училище. Сегодня приехал домой, а завтра уже уезжает. Школу закончил отличником, так старательно учился в последнюю четверть, что обогнал всех по успеваемости.
  Я была рада за Сергея, за его успехи, мне думалось, что наша история с ним уже позади. Скоро в отпуск, поеду к маме. Я пошла по деревенской улице, всё мне показалось родным и близким. Мне не хотелось уезжать. Не хотелось покидать детей, деревенскую молодёжь. Сколько сделано было за год! И в каждом деле было моё участие. Так, размышляя, я подошла к общежитию. И тут я увидела, что с завалинки поднялся Сергей. Он подошёл ко мне, и встал, молча улыбаясь, напротив.
- Мне дали направление в лётное училище. Завтра я уезжаю, ты будешь писать мне письма, и ждать меня?- перейдя на «ты», он в упор спросил меня. Я не ожидала его увидеть, и растерялась. Что ответить?
-Поздравляю тебя с получением аттестата, Сергей! Перед тобой вся жизнь, не будем торопить события. Время покажет, как быть дальше. А на твои письма отвечу. Желаю тебе успехов в учёбе.
Он сразу как-то напрягся, с лица ушла улыбка.
- Как же так! Я старался, ты мне обещала ждать. Я тебя люблю, я хочу быть с тобой!- почти выкрикнул он.
   И вдруг, неожиданно для себя, я сказала:
-Не беспокойся, я не выйду замуж ни за кого. Буду тебя ждать. Счастливого пути!
Помахав ему рукой, я вскочила во двор, и захлопнула калитку.
--Что я сказала ему? Зачем? Я же обманываю этого  юношу,-  запричитала я вполголоса. Но, слово - не воробей, вылетело-  не поймаешь. Я сказала, хотя знала, у нас с Сергеем впереди ничего не будет. И этот обман нет-нет да приходил мне в память, вызывая у меня горечь и стыд. Больше я его не видела.
В начале июля практика студентов подошла к концу. Они получили расчёт, съездили в райцентр, собрали вещи. Вечером, войдя в мою комнату, Николай пригласил меня прогуляться.
- А ребята пойдут с нами?
- Мы пойдём вдвоём к речке. Я там такое местечко высмотрел красивое, хочу тебе показать.
Вечер был тёплым, легкий ветерок тянул от речки прохладой.
- Вот видишь, бугорок, там полянка. Она вся в цветах, в мягком ковре трав. По траве можно бегать босиком. Давай, разуемся!- он радовался, словно мальчишка.
 Я чувствовала себя скованно, была настороже. Зачем позвал?- подумалось мне.
Как будто угадав мой вопрос, Николай подошёл ко мне, стал напротив и, достав из кармана брюк коробочку, открыл её.
-Ира, прошу тебя, будь моей женой! Я тебя полюбил с первого взгляда. Прими это кольцо от меня в знак согласия.
Я опешила.
- Как замуж? Да мы едва знакомы! И потом - моя мама, что скажет она!
- Главное, что с тобой  мы решим. Это наша жизнь, нам и выбирать. Я присматривался к тебе всё это время. Ты надёжная, серьёзная, и добрая, и строгая одновременно. Ты – красивая! Какие красивые будут у нас дети!- сказал он мечтательно. Он раскраснелся от возбуждения, и стал очень притягательным.
- Соглашайся, не пожалеешь. Я очень хороший,- шутливо произнёс Николай.
- Я не могу так быстро решать. Мне нужно всё обдумать, хотя бы до завтра.
- Завтра утром я сяду в автобус. Давай думать сегодня.
 Он достал из кармана газетку, постелил её на траву.
- Садись, я буду говорить, ты будешь думать.
 Насупив смешно брови, он придал своему лицу выражение, какое бывает у лектора «Общества Знаний», и прошёлся возле меня туда-сюда, потирая руки.
-Итак, начнём. Ты сейчас даёшь мне согласие на наш брак, у меня вырастают крылья, и я завтра же улетаю. Сдаю госэкзамены, в ноябре защищаю диплом учёного агронома, и беру направление в этот район. Ты меня ждёшь, скучаешь. Мы играем свадьбу, начинаем совместную жизнь. Ты поступаешь в институт на заочное отделение, заканчиваешь его. У нас растут две прекрасные дочери-красавицы. Через 10 лет - я молодой директор совхоза, ты- молодой, красивый директор школы. Мы любим, друг друга, мы оба управляем лодкой под названием «Семья». Как тебе такая перспектива? Продолжать дальше?
- Я согласна!- вдруг вырвалось у меня.
- Ура! Мы оба согласны!- взяв меня на руки, он начал плясать и кружиться на полянке.
Кольцо оказалось мне в самый раз. Надевая его мне на палец, он наклонился ко мне, и поцеловал.
Утром я проводила Колю на остановку автобуса, мы обнялись на прощание. Дальше всё свершилось по той программе, что была озвучена на полянке. У нас всё отлично, кроме одного: мы оба очень заняты на работе. Николай работал директором совхоза, но во время «перестройки» произошли изменения. Только благодаря уму и организаторским способностям Николая, коллектив не растерялся, была создана агрофирма. Ею он и управляет, достаточно успешно. В наших домашних делах нам помогает моя мама, она овдовела и переехала жить к нам. Старшая дочь Алёна -  студентка, учится в Москве. Младшая – Катюша ещё школьница.
Послезавтра в Москве будет проходить съезд учителей России, в числе делегатов приглашена я. Рано утром я выехала из дома, после обеда пришла на вокзал. Сдала вещи в камеру хранения и пошла, погулять по городу. Ничего не предвещало мне об этой встрече.
Нагулявшись по улицам города, полакомившись мороженым, я доехала до сквера возле вокзала. Поезд через два часа, можно посидеть в сквере, отдохнуть, а потом получить вещи в камере хранения - и в путь. Солнышко сияло после небольшого дождика, скамейки были сухими. Я села на скамейку, что стояла в одиночестве под раскидистым кленом. Ноги немного затекли от ходьбы, я сняла туфли и стала смотреть вниз, на ноги.
Я задумалась, как вдруг напротив моих ножек оказались мужские ноги. Подняв глаза вверх, я  закричала : « Сергей!» Да, напротив меня стоял тот  самый Сергей, которому я дала обещание не выходить замуж. Меня захлестнули разные чувства: страх, стыд, удивление, радость от встречи.
- Как ты здесь очутился?
- Ты забыла, я хотел стать летчиком. Я им стал. А сейчас я спрыгнул с неба. Можно, я сяду рядом. Если говорить серьёзно, то неделю назад я получил сообщение, что моя мама умирает, я вылетел с Камчатки. Мы там живём. Добрался быстро, застал её живой, но она умерла. После похорон у меня оставался один день до отлёта назад. Я уже знал, что ты в Сосновке работаешь, позвонил в школу, мне сказали, что ты поехала в Москву, поезд сегодня вечером. Я поехал на вокзал - тебя нет, обошёл всё вокруг вокзала - тебя нет, решил ждать и искать до вечера, так и нашёл тебя.
- Сергей, прости меня, я очень плохо поступила с тобой тогда!
- Ира, это ты меня прости, молодого, нахального школьника. Я не должен был приставать к тебе, но я был влюблен. А ты молодец, умно всё делала и помогла мне осуществить мою детскую мечту.
Словом, мы проговорили с ним больше  часа. Он подарил мне красивый букет цветов, а проводить меня не смог. Через три часа он улетал домой, поэтому взял такси и уехал в аэропорт. Букет я подарила девушке, видели - она ходила с парнем по перрону.
-Ира, что он рассказал тебе о своей семье?
- Он женат, жена- врач. Есть сын, ему 10 лет. Говорит, долго не женился, искал девушку, похожую на меня. Я спросила его «Счастлив ли ты?» «Да»- ответил Сергей. «Иногда представляю себе, как бы мы жили с тобой. Верю, мы могли жить счастливо!»
Он попросил разрешения поцеловать меня, я разрешила. У меня после этой встречи, словно камень с души свалился. Я ведь корила себя за предательство. Вот такая сегодня была у меня встреча. А теперь расскажите мне о БАМе!
- Ира, нам нужно отдохнуть, сейчас уже час ночи, а в пять часов мы будем в Москве. О БАМе - в следующий раз.
Расставаясь на перроне Ярославского вокзала, я обняла Иру, словно она  родная дочь. Даже не верилось, что мы больше не встретимся. Так мы с ней сроднились за несколько часов. Ничего необычного в этом нет, просто – магия дороги.


Рецензии