Мой дальний дядюшка - Хиеронимус фон Мюнхгаузен

1.

... Да: и у меня тоже новогодние порывы бывают.
Хотя мало кто об этом подозревает.

Просто у меня ёлочные игрушки и прочие новогодние атрибуты -  своеобразные: вот - я себе такой подарок сделал, -  получился сказочно-ёлочно-карнавальный усмешливый сюрприз.

** - пожалуй, в отрочестве я ошалел бы от счастья, тогда меня такие пируэты невероятно будоражили - **
Правда, это я выстроил недели две назад, всё не успевал рассказать.

2.

Сначала - некоторое предисловие.

В феврале 2007 года я опубликовал статью про барона Мюнхгаузена, - именно про того, о котором вы подумали.  В "Вокруг света".

Сейчас, когда я вспоминаю, как это было, - я чувствую себя чем-то вроде этого барона, повествующего о своих похождениях в лютой ледяной волчье-лисо-медвежьей России.
Я тогда года полтора как оказался в Москве, после того, как меня выгнали из монастыря ордена Кларетинов.
Ночевал я в достаточно сложных условиях, на правах кота, - правда, я был кот диковатый, как и положено уличному, шипливый и кусачий при случае, так что право на ночёвку под крышей было весьма зыбким.
С утра до полуночи обретался по Москве, как мог; расследования свои я вёл в бесплатном  интернете в библиотеках, в Рудомино и в Ленинке, статьи наколачивал на старом ноутбуке, который проехал со мной в рюкзаке от Красноярска до Петербурга.
Тем не менее, тогда меня печатали, и - платили.
Сейчас это, насколько я знаю, для человека с улицы невозможно, ни при каких его талантах.

Писал я вот о чём: есть - "третий Мюнхгаузен".

В восприятии российского читателя до сих пор преобладают "Мюнхгаузен Б" и "Мюнхгаузен Р", то есть книжки Бюргера и Распе (1785-1786).

Но есть ещё и Мюнхгаузен Ш: странный обширный текст, который издал в Копенгагене датский пастор Шнорр (1789 и  "Дополнения" 1794 года).

По моему предположению, книга Шнорра - это, строго говоря, произведение самого Хиеронимуса фон Мюнхгаузена
( *** так и сказано в предисловии: что всё это записал непосредственно со слов барона его друг, отставной датский майор Хенниг Кюпер ***).
Точнее: это - ответ барона Распе и Бюргеру (которых он грозился  пристрелить за их  пасквили).
В книге Шнорра, особенно в "Дополнениях",  рассыпаны автобиографические фрагменты, тайны жизни самого легендарного кирасирского ротмистра.
Например, указание на то, что в Риге у него был внебрачный сын.

3.

Самое акробатически сложное, при всё том, было: втиснуть расследование в 12 000 знаков, как требовали в журнале. Каждый раз мне казалось: нет, не смогу. Статью я писал дня за один вечер, а потом дней пять втискивал её в прокрустовы двенадцать тысяч, удаляя прилагательные (которые люблю больше всего) и меняя слова из, скажем, 12 знаков на синоним из 8.
Поэтому вторая часть расследования так и не вышла. А жаль, в ней я пытался доказать, что в книгах пастора Шнорра, особенно в "Дополнениях". зашифрованы оккультные эссе. Например, путешествие Мюнхгаузена на луну содержит описание его масонской инициации, и что он -  рыцарь Королевской Секиры и принц Ливана (Prince du Liban, chevalier de Royal hache); это весьма высокий (22ой или 23ий) масонский градус, который вроде бы использовался в 1770х-1780х в малоизученных уставах Королевской тайны (Rite du royal secret), изначальном Rite de Misraim и в алхимической системе Arcanum Arcanorum, которую граф Алессандро Анакорето Калиостро якобы вывез из Египта.   

4.
 На этрм предисловие завершено. 
Итак, личной мой мюнхгаузенианский подарок самому себе.

 Хиеронимус фон Мюнхгаузен, (Karl Friedrich Hieronymus Freiherr von Munchhausen, родился 11 мая 1720, умер 22 февраля 1797), отставной ротмистр российской службы.
Это - он, легендарный Lugenbarons.

Следует отметить, что этот русский офицер, фигура вполне исторически осязаемая, никогда не носил титул барона. Бароны фон Мюнхгаузены, действительно, до сих пор существуют, но самый известный носитель этой фамилии, культовый Хиеронимус, происходил из нетитулованной ветви.

Далее.

Его отец: Георг Отто фон Мюнхгаузен  (1682 + 1724), подполковник (оберст-лейтенант) брауншвейгской кавалерии, Gutsherr (помещик, владлелец имения) auf Rinteln und Bodenwerder

Дед Хиеронимуса: Хильмар фон Мюнхгаузен (1633 + 1689), тоже помещик в Ринтельне и Боденвердере.

Прадед Хиеронимуса: Либориус (или Бёррис)  фон Мюнхгаузен (1587 + 1646), владелец имений в Ринтельне и Фольдсгаузене, гсподин замка Швоббер, "Pfandherr in Aerzen, Drost zu Buckeburg", обергауптман и камеррат на службе герцога Брауншвейг-Вольфенбюттельского.

5.

Наконец, прапрадед Хиеронимуса, весьма видная историческая фигура:   
 Статиус фон Мюнхгаузен, (родился в 1555 году, умер 27 марта 1633 года): сейчас бы в России сказали - олигарх: инвестор в области металлургии, создал большой литейный завод, выплавлял чугун для пушек, успешно проводил кредитные операции, скупал земли, в основном в герцогстве Брауншвейг; выкупил и выстроил замки  Беверн, Хобек ин Лейтцкау и Гронде, а также гутсхаусы (укреплённые помещьчьи дома) в  Боденвердере и в Больцуме; все эти строения сохранились до сих пор.
В 1619 году Статиус фон Мюнхгаузен обанкротился и разорился
( ** -  из-за сложной интриги, которую провёл Антон фон дер Штрайтхорст, временный правитель (штатгальтер) герцогства Брауншвейг-Вольфенбюттель - **).
 Статиус фон Мюнхгаузен сохранил только право на проживание, с семьёй, в замке Беверн.
В 1622 году Антон фон дер Штрайтхорст был изгнан, честь Статиуса фон Мюнхгаузена восстановлена в суде, но утраченных ста тысяч талеров (10 % всего государственного долга герцогства) ему никто не вернул.

 Первый раз Статиус фон Мюнхгаузен женился в 1578 году; жена - Анна фон Латторфф, (von Lattorff), единственная наследница своего отца, принесла в приданое поместья Дорнбург и Гросс-Люб. Мать её тоже была из рода фон Мюнхгаузен, из другой линии.
Её бабушка - Анна фон Мюнхгаузен урождённая фон Крахт (von Kracht) (1506  + 1569), родом из Магдебурга (архиепископство Магдебург).

6.

Итак: прямые предки Хиеронимуса фон Мюнхгаузена - из семейств фон Латторф и фон Крахт.

Теперь моя очередь.

В семнадцатом от меня поколении: одна моя прааааааа-бабушка  - Катарина фон Латторф, по мужу фон Вульффен (жила в 1450х-1470х).
И ещё одна, - по другой линии прапрапра - Хелена фон Латторф (из ветви ауф Кликен (Kliecken), по мужу фон Ширстедт цу Гёрцке ( годы жизни неведомы; её муж родился в 1440 году, + умер до 1469).

В шестнадцатом поколении ещё одна моя прррррраааа, -   Anna von Kracht auf Crussow a.d.H. Crussow, по мужу фон Герсдорф (1500е - 1520у и далее).

Ну - то есть: я и Хиеронимус фон Мюнхгаузен, тот самый, - родичи; у нас с ним - общая кровь: фон Латторфы, фон Крахты и фон Герсдорфы.

И общих предков, по прямым линиям - несколько.
 Например, точно наш общий предок -  Bartold  gen. v. Kracht (Bertholdus Krafto), (до 1180 + после  1214), Herr auf Wolmirsleben, nach Gotha; владел замком Wolmirsleben недалеко от Магдебурга.
А также -  его сын Crafto von Wolmirsleben gen. v. Kracht (+ Aft 1221). 

Другой - общий: Kuno von Lattorf, из Ангальта (упоминается в 1378 году); от него пошли все современные фон Латтофы, и из линии ауф Кликен (мои предки), и фон Латторф ауф Дорнбург (предки Хиеронимуса фон Мюнхгаузена).


Рецензии