Как неповорачивали реки...

Как не поворачивали реки 
(Человеку, перешагнувшему 60 летье хорошо известен этот грандиозный проект, как и горячая борьба в СМИ сторонников и противников подобного преобразования.С резкой критикой проекта вступил писатель, главный редактор журнала "Новый  мир" Сергей Залыгин. Предлагаю вспомнить моим друзьям, материал размещённый в "ЛГ" №30 (02-08-2023 АЕ)                Многое из планов преобразования природы может показаться фантастикой, но рано или поздно к ним придётся вернуться
Проект, вошедший в историю как «Поворот сибирских рек», уже стал частью советской мифологии. Почему так яростно боролась с «поворотом» гуманитарная интеллигенция в 1980-е? На чём спекулировали критики? Что на самом деле планировали осуществить учёные? И при чём здесь Сталин?
Чтобы дураки набросились на собственное правительство, придумываются самые невероятные вещи. Во Франции, например, возник миф о страшной крепости Бастилии. В России начала ХХ века придумали царицу, которая якобы передавала в Германию секреты Генштаба. В конце 1980-х миллионы людей бесновались, требуя, чтобы никто не поворачивал в Среднюю Азию сибирские реки… которые никто и не собирался «поворачивать».

Идиотизм ситуации таков, что придётся разделить повествование на части: географическую, историческую и политическую…


Очерк географический

Все озёра Центральной и Средней Азии – бессточные, то есть без связи с Мировым океаном. Такие вот замкнутые системы, и поэтому озёра постоянно то растут, то сокращаются. Пройдут дожди, станет теплее на полградуса, и начинают таять ледники.

Аральское море появилось как большое пресное озеро – примерно 17,6 тыс. л. н., когда начали таять горные ледники Памира и Тянь-Шаня.

С 15,3 тыс. до 14 тыс. л. н. ледники в горах Памира уже стаяли… Приток речных вод уменьшился, примерно 14–13 тыс. л. н. вода в озере стала слабосолёной. С тех пор размеры озера всё время колебались. Оно то опреснялось, то опять «солонело».

На обмелевшем дне Аральского моря найдены остатки мавзолея  приблизительно XI–XIV веков и поселения XIV века  Арал-Асар. И городское поселение, и могильник затопило, они долгое время находились на глубине без малого 20  м.

Амударья впадала то в Арал, то по руслу Узбой – в Каспий. В XII веке арабский географ аль-Идриси считал, что Узбой больше Волги, и вообще это была «величайшая река мира по объёму и глубине вод».

В XV–XVI веках Аральское море разделилось на два солёных бассейна. С 1573 года Амударья впадает в Аральское море, оно осталось солёным, но при этом продолжало расти.

В начале XIX века два рукава Сырдарьи  перестали впадать в Арал; море всё уменьшалось, островов в нём делалось всё больше. Но ещё в 1950-х годах было  четвёртым по площади озером мира, занимая около 68 тыс. кмІ; наибольшая глубина  составляла 68  м, а основные глубины – порядка 5–20 м.

В Арале водилось 35 видов рыб, каждый год добывалось до 40 тысяч тонн рыбы. В 1957–1958 годах на озере в нижнем течении Амударьи добывались шкурки ондатры – миллион штук ежегодно. Сегодня – менее 10 тысяч штук.

Человеку свойственно считать постоянным то, что он видит. Но всю известную нам историю размеры и форма озера постоянно изменяются – от почти полного исчезновения, до размеров раза в полтора больше озера 1950-х.

Каспий в ХХ веке тоже начал мелеть и уменьшаться.
Очерк исторический

Если размер Арала и Каспия всё время колеблется, зависит от стока вод, почему нельзя регулировать уровень озёр, направляя к ним новые реки?

Юрист, писатель и публицист Яков Григорьевич Демченко с 1868 года предлагал перебросить часть стока Оби и Иртыша в Аральское море.

Эту идею поддерживал такой крупный учёный, как Владимир Афанасьевич Обручев, её находил «весьма интересной» В.В. Докучаев.

Голод 1946–1947 годов стал толчком для принятия одного из самых грандиозных планов во всей истории изменения человеком природы. Великий сталинский план преобразования природы опирался на разработки российских учёных школы Вернадского и Докучаева.
Все эти многочисленные лесопосадки, где сегодня идут бои, все эти водохранилища, которые то и дело показывают по ТВ в связи с СВО, они ведь не сами выросли, не самотёком наполнились. Всё это – часть плана преобразования природы.

Постановление Совета министров от 20 октября 1948 года называлось «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».
Но не только в Европейской России планировались работы: и в Казахстане, и в Сибири, и в Средней Азии.

Предполагалось, что до 1965 года в степных и лесостепных районах СССР будут высажены лесополосы общей протяжённостью свыше 5300 км.  Это должно было преградить дорогу  суховеям, повысить уровень почвенных вод и изменить климат на площади 120 миллионов гектаров.

В Средней Азии предполагалось отвести 25% вод Амударьи до Каспийского моря, частично по руслу Узбоя. Главный Туркменский канал длиной 1200 км, глубиной 6–7 м, шириной порядка 100 м должен был оросить миллионы гектаров. Уровень Аральского моря понижался, новые земли предполагалось тоже оросить и освоить.

Тогда же Обручев подал информационную записку: предлагал направить часть вод Иртыша в Аральское море. Официальной информации нет, но люди, которым я верю, говорили: Сталин внимательно изучил план и написал на полях документа: «Вернуться к рассмотрению после завершения строительства». Имелось в виду строительство Главного Туркменского канала.

Проект Обручева горячо поддержали в Казахстане основатель казахской энергетики Шафик Чокинович Чокин и первый президент Академии наук Казахской ССР Каныш Имантаевич Сатпаев.

Видимо, сказалась некоторая независимость республик в СССР: эту часть великого преобразования природы удалось осуществить, и как раз в предполагаемые Сталиным сроки. Эксплуатация канала Иртыш–Караганда началась в 1968 году. Полностью канал от рукава Иртыша, реки Белой, протяжённостью 458 км, шириной 20–50 м, глубиной 6–7 м завершён в 1974 году.

План преобразования природы по своему масштабу не имел прецедентов во всей истории человечества. Единственный слабый аналог: работы в США 1930-х годов по оптимизации и мелиорации земель Среднего Запада – руками «общественных работ» времён Рузвельта и его «нового курса».

Со смертью Сталина в 1953 году выполнение плана было свёрнуто. И даже хуже… Лесополосы частично вырубались, несколько тысяч прудов и водоёмов для разведения рыбы заброшено; 570 лесозащитных станций, созданных в 1949–1955 годах, ликвидировано.

Вместо Великого плана преобразования и оптимизации началось преступное по результатам, безумное по замыслу хрущёвское «освоение целины»: фактическое уничтожение тонкого почвенного слоя степей и лесостепей.
Очерк политический

В 1960-х годах ко многим сталинским идеям пришлось вернуться. Просто потому, что выхода не было: в любом случае человек регулирует сток рек, создаёт искусственные реки и озёра. После построения каскада ГЭС на Волге не только почти исчез осётр – ускорилось падение уровня Каспийского моря.

Появилась идея перебросить в Волгу часть стока северных рек – Двины и Печоры.

Население в Ферганской долине с 1920 по 1980 год выросло в пять раз. В результате площадь орошаемых земель в Узбекистане, Таджикистане и Казахстане увеличилась с 4,5  млн до 7  млн га. Потребности в воде возросли с 60 до 120 кмі в год, воды Амударьи и Сырдарьи оказались разобраны на орошение.

С 1961 года уровень Арала понижался с возрастающей скоростью, и к концу 1980-х годов Аральское море перестало существовать как единый географический объект. На его месте возникли Северный (Малый) и Южный (Большой) Арал общей площадью 9300 кмІ.

Солёность Большого Арала выросла в 10 раз. Никакой рыбы и нутрий. В 100 км от бывшего берега климат сделался более континентальным: лето – более сухое и жаркое, зима – холоднее и дольше.
С иссохшего бывшего дна ветра понесли пыль, содержащую морские соли,  и – что намного хуже – пестициды и другие химикаты.

Вариантов, собственно, два. Или избавиться (но каким образом?) от лишнего населения. Или перебросить в Сырдарью часть стока рек. Ведь и в XIV веке города и могильники стояли там, куда потом пришло озеро. То, что нам кажется «концом света», может быть частью не очень понятного нам цикла. Возможно, Арал в очередной раз уменьшался, чтобы потом опять начать «расти».

Серьёзные учёные и не сомневались, что сталинский план преобразования природы вполне осуществим на практике. Это не авантюра в духе «целины», это реалистичный проект, вытекающий из фундаментальных разработок российских учёных.

После ряда всесоюзных совещаний в Новосибирске, Москве, Ташкенте, Алма-Ате 24 мая 1970 года Совет министров принял постановление №  612 «О перспективах развития мелиорации земель, регулирования и перераспределения стока рек в 1971–1985  гг.»

В 1976 году выбрали один проект из четырёх, разработанных Академией наук и отраслевой наукой, назначили Союзгипроводхоз генеральным проектировщиком.

Над принятым проектом работали около 20 лет более 160 организаций СССР: 48 проектно-изыскательских, 80 научно-исследовательских институтов, 32 института Академии наук СССР, 32 союзных министерства и 9 министерств союзных республик.

Проект включал 50 томов текстовых материалов, расчётов и прикладных научных исследований, 10 альбомов карт и чертежей.

Планировалось перебросить часть стока северных рек европейской части России в  Волгу, создать каналы «Волга – Дон-2» и «Волга – Чограй».

Из рек Западной Сибири – Ишима, Иртыша, Оби, Тобола через грандиозную систему каналов планировали перебросить часть воды в Аральское море.

Расширяя канал Иртыш – Караганда, думали направлять воду вспять по  Иртышу, потом по Тургайскому прогибу к Сырдарье. Стоит напомнить – до конца Великого оледенения Тургайский пролив соединял Западно-Сибирское море и Туранское море. Этот «Анти-Иртыш» должен был продолжить канал Сибирь – Средняя Азия, орошая уже не только Курганскую и Омскую области, но и Узбекистан, а через русло Узбоя – и Туркменистан.

Была ещё одна невероятно смелая идея, которую «в порядке бреда» обговаривали ещё в конце XIX века: проект судоходного канала между Каспийским морем и Персидским заливом. Канал делал реальным движение судов от Карского моря до Персидского залива: выход России к Индийскому океану, минуя проливы Босфор и Дарданеллы в Турции.


Очерк революционный

Ещё в начале 1980-х группа столичной интеллигенции (в основном гуманитарии) организовала кампанию против проекта. Сначала – подавая документы в Президиум АН СССР, Совет министров. С апреля 1985 года – обращаясь к широкой общественности.

Публичная политика – это самая публичная политика на свете!

Борцы за экологию утверждали, что Аральское море погублено советским правительством, разбиравшим воды на орошение для выращивания хлопка. Рост населения в пять раз они просто не замечали – то ли не знали о нём, то ли сознательно умалчивали. О гибели Арала писали книги и снимали фильмы, которые трудно читать и смотреть без слёз.

В конце 1980-х–1990-е годы «гибель Арала» сделалась серьёзной политической фишкой: от символа неправильной политики руководства СССР до демонстрации, что «так жить нельзя».

Революционеры рисовали очень эмоциональную и страшную картину, изображая политического монстра, бросая против него «народные массы».

«Борцы» с проектом откровенно врали: утверждали, что проект предусматривает не забор части воды северных рек, а «поворот рек», то есть приписывали оппонентам явную глупость.

Последствия «поворота» они описывали совершенно правильно: экологическая катастрофа в Западной Сибири, гибель тайги и тундры, исчезновение ряда промысловых видов рыб.

Всё так – только вот «поворачивать реки» никто никогда не собирался.

Мне доводилось читать статьи, в которых авторы уверяли: при орошении земель в Средней Азии происходит засолонение и гибель земель. Я робко возражал, что орошение земель в Средней Азии и на всём Переднем Востоке велось с бронзового века… На меня смотрели пустыми глазами: главное было – «бороться».

Проект же каналов до Индийского океана объявлялся, во-первых, в принципе нереализуемым, а во-вторых, проявлением имперских амбиций и «советской гигантомании».

Используя известные имена, академиков попросту обманывали и использовали в политической «борьбе» – как знаменитого академика Александра Яншина, ученика Вернадского и личного друга Ефремова. Ему рассказали не о реальном, а о выдуманном проекте «поворота рек».

– Что за бред… – произнёс академик, и подписал письмо в ЦК «О катастрофических последствиях переброски части стока северных рек».

Об этой части своей биографии Александр Леонидович отзывался в выражениях, которые ни одна цензура никогда не пропустит.

Существовала и оппозиция в ЦК. Судить о ней трудно, потому что уж в ЦК любая политическая борьба протекала как самая что ни на есть «закрытая»…

Главная составляющая часть борьбы – до 1000 публикаций в «перестроечной» прессе, от небольших статеек до брошюр. Разобраться в проекте? Читать 50 томов документации? Это мало кто и мог, и хотел делать, волну же подняли не хилую: отголоски слышны до сих пор.

Основная же часть «борцов с поворотом рек» была откровенными политиканами, которые толком вообще не понимали, о чём речь. Которые не знали истории, не в состоянии были понять расчётов. Им было безразлично, в чём именно обвинять правительство. Главное – обвинять и на этой волне самим захватить рычаги власти.

Никакой альтернативы для спасения Арала «борцы» не предлагали, просто эмоционально вопили – но ведь действовало!

Добились своего: 14 августа 1986 года на специальном заседании  Политбюро ЦК КПСС работы по реализации проекта «поворота рек» были приостановлены.  В проекте были ошибки? Вполне вероятно. Но ведь если голова грязная, её можно вымыть… А можно, конечно, и отрубить.


Естественные последствия

Как и все революционеры, «перестройщики» не предлагали никаких путей решения проблем. Они только критиковали. Не строили, а разрушали. Проект остановили, но все проблемы, породившие проект, остались на месте. И сегодня тоже остаются.

Возможно, водная система Средней Азии прекрасно регулировала сама себя, когда всё население региона не превышало нескольких миллионов человек. Сегодня Узбекистан – 36 млн жителей, Таджикистан – 9 млн, Киргизия – 6,5 млн, Туркмения – около 5 млн.

Вариантов два: уничтожить это население или же найти способы:

– снабжать людей питьевой водой,

– найти воду для орошения.

Если не делать ничего, состояние здоровья населения Узбекистана и Таджикистана будет падать, а множество людей будут продолжать ехать в Россию, чтобы заработать хотя бы уборкой мусора и на строительстве.

Аральское море продолжает гибнуть, спасти его может только деятельность человека. В 1992 году  Малое Аральское море отгородили от Большого Кокаральской плотиной длиной 14 км, высотой до 40 м. Это ускорило высыхание Большого Арала, но сохранило Малый, он даже начал снова наполняться водой. Весной 2015 го площадь моря выросла до 10 780 кмІ.

В Аральск вернулось около 10 тысяч человек, сейчас там проживает около 40 тысяч. К скотоводству – разведению верблюдов, овец, коз и лошадей – добавилось и рыболовство.

Экологические проблемы и сегодня становятся фактором политики: ведётся активнейшая политическая полемика, в которой и государства, и политические силы обвиняют друг друга в том, что их оппоненты плохо использовали водные ресурсы.

Всех этих проблем легко можно было избежать:

– реализовав сталинский план преобразования природы в 1950–1960-е годы;

– завершив план «поворота рек» в 1980–1990-е годы.


Идеи «вернуться»

О необходимости вернуться к идее «поворота рек» говорил Нурсултан Назарбаев на пресс-конференции 4 сентября 2006 года в  Астане. Полагал, что это необходимо «для обеспечения питьевой водой всего Центрально-Азиатского региона».

Президент Казахстана сменился – проблемы остались. И способ их решения остался.

В ноябре 2008 года в Узбекистане обсуждали проект судоходного канала  Обь – Сырдарья – Амударья – Каспийское море. Что-то знакомое, правда?

В самой России в книге «Вода и мир» предлагал вернуться к идее «поворота рек» Юрий Лужков.

В сентябре 2010 года Дмитрий Медведев  заявил: «К сожалению, система мелиорации, которая была создана в советский период, деградировала, была разрушена. Нам нужно будет её сейчас воссоздавать». Для чего надо вспомнить «некоторые прежние идеи, которые в какой-то момент были спрятаны под сукном». Прозрачнее некуда.

Андрей Буровский,
кандидат исторических наук,
доктор философских наук


Рецензии