МИСС СССР

Все мы разные и воспринимаем все по-разному. Кто-то побывал в самой «горячей точке» планеты и сказал: «Да все обычно было, работал». А кто-то в школе двойку по географии получил и потом всю жизнь вспоминал, как Австралию с Австрией перепутал.

Эту необычную историю я услышал примерно в двухтысячном году, когда учился на курсах английского языка. Как-то раз на уроке преподаватель дала нам задание, рассказать о каком-нибудь очень важном эпизоде из собственной жизни.

– Рассказывайте по-русски, – говорила она нам. – А потом постарайтесь перевести это на английский.

Я, как и большинство студентов, затруднялся выбрать что-то действительно важное из своей жизни, да еще и такое, чтобы можно было всем рассказать и потом перевести. Класс долго молчал, и вдруг неожиданно в тишине раздался голос молодой женщины лет тридцати. Звали ее Аллой.

– Можно я расскажу? У меня есть история о конкурсе Мисс СССР, который в Москве проходил.

– Конечно, рассказывайте, а перевести на английский я вам потом помогу, – обрадовалась преподаватель. – Тем более, что одно слово «мисс» вы уже по-английски сказали.

Все заулыбались, а Алла начала свой рассказ:

– Мне тогда было около двадцати, и я собиралась месяца через два выходить замуж. Жили мы в одной среднеазиатской республике, в столице республики.

И вот, однажды, кто-то там в Москве решил проводить конкурс красоты Мисс СССР. А тогда как было? Если партия сказала «надо», то комсомол ответил «есть». И хоть у нас в республике этот конкурс красоты воспринимали без энтузиазма, потому что он совершенно не соответствовал местным традициям, но горкому комсомола поручили провести его и послать победительницу в Москву на всесоюзный конкурс.

– Так ты стала победительницей у себя в республике? – спросил кто-то из студентов у Аллы.

– Нет, – покачала головой Алла. – Я в республиканском конкурсе даже не участвовала.

– А кого же тогда в Москву послали? – опять спросил кто-то.

– Давайте я расскажу до конца и сами все поймете, – предложила Алла. – Я в этом конкурсе очень хотела принять участие. И именно тем человеком, который отвечал за этот конкурс в горкоме комсомола оказалась наша соседка тетя Надя.

– Так она тебя по блату победительницей объявила? – опять кто-то нарушил тишину и засмеялся.

– Будете меня перебивать, совсем рассказывать не стану, – полушутя, полусерьезно ответила Алла и все, наконец, замолчали. Алла продолжила:

– Тетя Надя просто сказала мне и маме, что они получили неофициальное указание: победительницей местного конкурса красоты должна стать нацменка, уроженка республики. Я, конечно, могла участвовать, но со своим именем и фамилией – Алла Попова, вряд ли бы победила. Тут тетя Надя себя в пример привела. Сказала, что это мы ее Надей зовем, а по паспорту она – Надия; Махамеджановна. Вот, звали бы меня не Алла, а Алия, тогда бы все шансы имелись.

После этих объяснений мне уже и самой на конкурс не особо хотелось, тем более к свадьбе готовиться надо было, покупать платье, фату, кольца, костюм жениху, заказывать ресторан и еще много чего.

В общем, конкурс прошел без меня и не очень громко: как-то не принято было у нас такие события афишировать. Собрали красивых и умных девчонок со всех концов республики, отобрали самых-самых, провели среди них конкурс, победительницу выявили и всех участниц по домам отправили. Так нам тетя Надя рассказала. А потом победительница приехала через некоторое время к нам в столицу республики заказывать наряды к всесоюзному конкурсу. В ателье с нее сняли мерки и принялись за пошив. Делалось все это, естественно, за государственный счет. Потом она на примерку приехала, все на неё подогнали как надо и снова домой отпустили. Теперь ее ожидали на заключительную примерку нарядов и уже вместе с ними должны были отправить в Москву, чтобы она там устроилась за два дня до самого конкурса.

И тут неожиданно позвонила эта девушка-победительница и сказала, что она какое-то инфекционное заболевание подхватила и приехать не сможет. С этим сообщением и пришла к нам в квартиру расстроенная тетя Надя. Она просто умоляла ее выручить. Потому что уже не было времени искать и вызывать остальных участниц конкурса, а посылать кого-то надо. Даже уже не обязательно было местную красавицу отправлять. Просто нужна была девушка, которая и пройтись по сцене сможет, и в купальнике на публику выйти, и чтобы головой соображала, потому что там на вопросы отвечать придется. Меня тетя Надя давно знала: я и в школе хорошо училась, и художественной гимнастикой занималась, и, самое главное, по росту и сложению примерно похожа была на победительницу. В общем, очень-очень просила тетя Надя ее выручить, она даже костюмы домой привезла, чтобы я смогла их примерить.

Конечно, мы тете Наде отказать не смогли и прошли с мамой в ее квартиру. И надо же было такому случиться, но все вещи, специально пошитые на всесоюзный конкурс, мне пришлись в самый раз. Ну как будто бы на меня шили. И даже три пары туфель оказались моего размера. Я расхаживала во всем этой перед улыбающимися мамой и тетей Надей, а она радовалась. Говорила, что такого везения и ожидать было трудно, и меня наставляла, что Москву посмотрю, себя покажу, а может и победа будет за мной.

И мама радовалась, она уже меня на обложках журнала видела.

И тут Алла неожиданно замолчала... Молчал и весь класс, не решаясь больше задавать глупые вопросы. Наконец, тишину нарушил голос нашего преподавателя:

– Так что же дальше было? Как прошел конкурс в Москве?

– Не знаю, как прошел конкурс, – грустно вздохнула Алла. – Не попала я никуда, и в Москве никогда так и не побывала. Будущий муж меня не пустил...


Рецензии