Гражданская война. Горцы Кавказа. ч. 2 Котёл

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ГОРЦЫ КАВКАЗА

исторический очерк
(обработка отрывка из романа «Сталинградские сны»)

Часть 2. Плавильный котёл народов

Второй по численности горский народ — осетины. Их на Северном Кавказе к 1917 году проживало 140 000 человек. Алан, осов, ясов по летописному, осетин когда-то оттеснили кабардинцы в ущелья Главного Кавказского хребта. По наречиям осетины разделились на дегорцев на реке Уруха и её притоках, и иронов на реках Газельдон, Ардон, Саудона и Фиагдона. В Осетии к началу покорения царизмом Кавказа господствовали феодальные сословия бадилят, саргасат и гагуат.

Свободное сословие называлось адамихат — воз-гон, крепостные — кумяки или тума. В Тагаурии господствовали тагауры или тагаята, называвшиеся уздень-лагами или алдарами. Свободные — фарсалаги. Зависимые — кавдасары и кусаки. Рабы назывались гурзиаки. Большинство осетин исповедовало ислам, а часть — христианство.

Осетины получили в 1890 году по 25 — 40 гектаров земли на семью. У помещиков находилось 130 000 гектаров. 102 000 гектаров — 39 процентов осетинской земли, принадлежали царской администрации. Фамилия Тугановых, например, имела 13 000 гектаров, оттуда они депортировали целую осетинскую деревню. Позже Тугановы продали древние осетинские земли через Российский Крестьянский банк переселенцами с Украины.

Простые осетины в Дигорском, Алагирском, Куртатинском, Даргавском и Санженском обществе к революции в результате дробления семейных участков имели по 7,5 гектара на мужскую душу. 6 процентов земли годилось под пашни и 22 процента под сенокосы. 5 селений имели всего по 2,5 — 5 гектаров удобной земли на мужскую душу. В нагорной Осетии на мужскую душу приходились жалкие 0,25 гектара и землю приходилось арендовать на плоскости.

В 1914 году осетины за аренду земли заплатили 230 000 рублей в год при среднем заработке батрака или рабочего 30 рублей в месяц. Изначально борьба в Осетии происходила внутри народа — бедняки против кулаков. В 1905 году в Осетии карательный отряд Ляхова из артиллерии расстрелял селения Христиановское и Магометанское, где погибло 14 и получили ранения 50 человек. Простой народ искал выход в пролетаризации, и в селе Христиановском, в Дигори, возникли марксистские кружки при том, что в Осетии к 1917 году имелось грамотных всего 18 процентов населения.

Третий по численности, когда-то самый большой горский народ Северного Кавказа — черкесы. На Северном Кавказе к 1917 году их проживало всего 101 000 человек. Большая часть черкесов жила после бегства из-за завоевания Россией их земель в Турции.

Черкесские племена: адыги, кабардинцы, абадзехи, бесленеевцы говорили на разных наречиях, хотя в древнерусских летописях упоминались вместе как касоги. Касоги постоянно участвовали в монголо-татарских нашествиях и набегах на Русь. Касоги вместе с ясами — осетинами участвовали когда-то в Куликовской битве на стороне Мамая против русских. К моменту начала в XVIII веке завоевания Российской империей Кавказа черкесы-адыги занимали северо-восточное побережье Чёрного моря, западную часть склонов Главного Кавказского хребта, Закубанье и Терек между верхним течением Кумы и Сунжей.

Черкесы-кабардинцы владели центральной частью Северного Кавказа, самыми плодородными землями, составляя Большую и Малую Кабарду. Кабардинцев хорошо знали на Руси и помимо набегов. Второй женой первого русского царя Ивана IV Грозного являлась кабардинская княжна Кученей. Этот брак привёл к возвышению на Руси родственников Кученей князей Черкасских, в дальнейшем игравших большую роль в русской истории. Один из племянников царской жены Хорошай-мурза женился на сестре патриарха Филарета, отца и соправителя первого царя из фамилии Романовых. Уже в XVIII веке черкесско-кабардинские торговцы вели обширную торговлю скотом, шкурами, мёдом, а переселившиеся на Черноморское побережье казаки-запорожцы, получали у них оружие, мёд, хлеб, фрукты, овощи, бурки, одежду.

Черкесы-абадзехи, шапсуги, чуги, натухайцы, бжедухи, бесленеевцы к началу войны за покорение Кавказ проживали на территорию Причерноморья и Закубанья.
У всех черкесов к началу их завоевания русскими существовала весьма высокая культура. Процветал феодализм с делением на сословия: ворк — благородные, свободные — азат, зависимые — пшитль. Во главе большинства черкесских племён стояли князья — пши. Затем следовали четыре благородных сословия: уздень 1-й степени — тлокотлешь, деженкуго, уздени 2-й ступени беяслан ворк, уздени 3-й ступени — ворк — шаутлухус, уздени 4-й степени — пшехао.

Благородные сословия связывались системой феодальных вассальных отношений и отойти от князей имели право только тлокотлешь и деженкуго. Зависимые сословия пшитль состояли из крепостных крестьян — оги, беяслан-пшитли, логанапуты и рабов — унауты. Сословие азатов являлось вольноотпущенниками — бывшими рабами. У абадзухов, шапсугов, натухайцев и бжедухов к приходу русских уже исчезли сословия и господствовала торговая буржуазия.

Черкесы веками являлись партнёрами турок-османов в деле работорговли. До укрепления России при Петре I черкесы, как и крымские татары, массово продавали русских на рабских рынках. Затем подавали уже преимущественно черкесов, грузин, калмыков, абхазов и прочих. Чтобы на черкесских рабах турку обогатиться до конца жизни, требовалось лишь 5 — 6 удачных рейсов к берегам Кавказа. При этом потеря 9 судов с рабами на борту полностью окупалась одной удачной сделкой с одного судна.

Веками горские селения Геленджик, Сухуми, Анапа, Туапсе, Керчь представляли собой  места горя и страданий русских и кавказских рабов. Торговля рабами в Крыму шла значительная. Черкесы платили татарскому хану дань рабами, которых тот отправлял в Константинополь турецкому султану и его чиновникам, дарил своим приближённым. Давал рабами взятки турецким чиновникам, приехавшим в Крым с поручениями от султана.

Крымчане за рабами ездили в Черкесию, Грузию, к калмыкам и абхазам. Отвозили их в Феодосию, куда приезжали за покупками турки. Никто не имел права покупки до тех пор, пока хан не делал свой выбор живого товара.

Некоторые черкесы продавали туркам собственных детей. Мальчики после продажи шли в турецкие войска. Родители надеялись, что со временем в турецкой армии их дети смогут кинжалом проложить путь наверх. Черкешенки ценились высоко и попадали в гаремы. В этом случае родители рассчитывали, что красотой и грязными умениями они добьются расположения владельца.

Закат 1000-летней эпохи работорговли на Чёрном море произошёл с подписанием по воле Государства русских послевоенного Адрианопольского мира 1829 года. По этому договору Турция предоставляла Греции автономию на условиях уплаты ежегодной дани, отдавала города Анапу и Поти Российской империи, предоставляла автономию Сербии, Молдавии, ликвидировала ряд крепостей на Дунае, разрешала проход торговым русским судам через Черноморские проливы. Без работорговли черкесская знать не могла больше обогащаться и оплачивать покупку оружия для борьбы с Россией, хотя в собственном хозяйстве черкесы рабов почти не использовали — невыгодно.

Войну против русских за свободу и независимость черкесские народы оплачивали продажей в рабство и своих людей, и прочих, захваченных во время набегов. Война и победа русских над горскими племенами являлась и победой над индустрией работорговли.

Земельный вопрос у черкесов-кабардинцев всегда стоял очень остро. В XVI веке у кабардинцев, ещё до завоевания их Российской империей, во время крестьянского восстания некоторых князей убили, а некоторых лишили княжеского звания. Пока шла колониальная война за Кавказ, землю у горцев для казаков царское правительство отбирало с помощью горской знати и коррупционных афер.

Так в 1825 году в Малой Кабарде российский император подарил кабардинским князьям Бековичам-Черкасским 98 000 гектаров захваченной черкесской земли, а потом эту же землю казна выкупила для казачьих станиц, обогатив этим и князей, и царских чиновников. В Кабарде 144 человека получили от российского императора 85 000 гектаров. В Адыгее царское правительство роздало черкесским князьям 176 000 гектаров плодородной земли, отобранной у общин. Спайка царизма и горских верхов оказалась полной. Кулик кулика видит издалека.

В 1866 году 26 000 крепостных кабардинцев получили свободу из-под власти своих князей в ходе отмены крепостного права в Российской империи. Кабардинцам Малой и Большой Кабарды в 1869 году на семью давали 40 гектаров, практически как казакам. Кроме того, кабардинцам предоставили в нагорной части 200 000 гектар для выпаса скота и 60 000 гектар леса.

Как и у казаков, в отличие от чеченцев, у кабардинцы имели зажиточное хозяйство: в среднем 2,2 лошади, 7,6 коров и 11,2 овец или коз. В Адыгее традиционно превалировало скотоводство. На одно хозяйство там приходилось в среднем лошадей 2,8, коров 9,4, овец 27,2.
Когда 1912 году разорившиеся кабардинские князья причислили и крестьянские пастбища к «высочайше дарованным» им императором и 10 000 кабардинских крестьян восстали, захватив пастбища и дома князей, для подавлении восстания в помощь князьями прибыли войска и казаки.

В 1914 году кабардинцы платили за аренду земли у казаков 65 000 рублей, что было значительно меньше, чем аренда земли у казаков другими горцами. Всё это вместе делало черкесов чрезвычайно преданными царскому самодержавию. Черкесы вместе с казаками являлись орудием репрессий против более бедных горских народов.

Кочевые ногайцы — осколок огромной средневековой Ногайской орды, разгромленной русскими и калмыками, обитали в степях между Кумой и Тереком, а также в устье реки Сулак. Они делились на джембулуковцев, едисанцев, едишькульцев, караногайцев. У кочевников феодальные сословия не наблюдались. Власть находилась у выборных старшин и мусульманского духовенства.

Закубанские и дагестанские ногайцы наоборот — имели сословный феодальный строй. Главенствовали мурзы и султаны. Кайбаши, уздени и асланбеки имели равное право участвовать в народном суде. Ниже стояли свободные азаты и рабы — кулы. Почти миллион ногайцев проживал в Турции после бегства с покорённого царскими войсками и казаками Кавказа. К революции ногайцев на Северном Кавказе проживало не более 15 000 человек.

В Ставропольской губернии кочевали и жили оседло в аулах 16 000 туркмен. В Донской области обитали калмыки-ламаисты, которых в 1915 году насчитывалось 30 000 человек и которые оказачились ещё при Екатерине II в качестве благодарности за участие в подавлении восстания Пугачёва. Калмыки несли, как казаки, обязательную военную службу за право пользования крупными земельными наделами.


Рецензии