Глава 373. Шопен. Четвертое скерцо

Фредерик Шопен
Скерцо №4 ми-мажор
Бернд Глемсер (фортепиано)

alexshmurak: Вроде, играет ноты, динамически разнообразно, темпы переключает. Но совершенно же мертво.

tagantsev: Оно просто скучное.

Mikhail_Kollontay: Я бы ни в коем случае не сказал, что Скерцо скучное, но то правда, что в каком-то возрасте становится композитору не до музыки и не до публики. Ему интересно посчитать такты, расположить их в том порядке, в каком бы они шли в «Сне в летнюю ночь», если бы он был написан настоящим композитором, и противопоставить среднюю часть, пустую мечту о том времени, когда все это мельтешение останется вне, и наступит мир. На берегу Майорки, волны, ты далеко от парижской суеты, от польских синдромов, и вообще далеко. Это трудно конкретизировать. У Лермонтова этот пук образов ярко и понятно выразился в образе дуба Маврийского и листка, пожелтевшего от того, что оторвался от ветки родимой, вот ты опять пригнан ветром к дубу, а он склоняется и шумит, значит, свежий ветерок на этом жгуче-жарком Кавказе/Пальма-де Майорке. Может, что-то и общее. В ранних вещах этого нет, по-моему. В Первом скерцо вообще все до ужаса квадратно еще, и мечта воплощается в какой-то песне какой-то там девы, довольно условной, мне кажется. Хотя уже попахивает и там.

sir Grey: Я, конечно, не знаю, ничего не писал на публику. Маленькие статейки только. Но мне кажется, Вы говорите только о части композиторов.

Мне кажется, что есть композиторы, которые думают о публике. Как Брюсов где-то писал, что когда пишет стихотворение, то видит себя раскланивающимся со сцены.

precipitato: Конечно, есть — Рихард Штраус, к примеру. Что, впрочем, не умаляет.

art15: Паганини. Да море таких. Главное, чтоб качество музыки не страдало.


Рецензии