О меньшем в Царствии Небесном

    Обращаясь к ученикам, Христос сказал об Иоанне Крестителе: «Истинно говорю вам из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11:11.). Возникает вопрос, что хотел этим сказать Спаситель? Почему Иоанн больший из всех пророков, и кто такой меньший в Царствии Небесном? Не выяснив это, мы не сможем понять смысл слов Спасителя. Отвечая на этот вопрос, преподобный Исидор Пелусиот писал: «Иоанн болий в рожденных женами, потому что он пророчествовал в самой матерней утробе и, сам скрываясь во тьме, узнал пришедший Свет. А (больший из пророков) пророков в нем то, что Того, о Ком он пророчествовал и Кого все патриархи и Пророки представляли себе только в снах и видениях, не сподобившись узреть собственными очами, он увидел пришедшим во плоти». Иоанн Креститель был последним ветхозаветным пророком, после которого началась эпоха Нового Завета. До него было множество великих пророков таких как Исайя, Иеремия, Иезекиль,  Давид, Михей, Осия, которые предсказывали о рождении Иисуса Христа и возвещали израильскому народу волю Божию.  Однако, всем им Господь предпочел Иоанна Крестителя. Возникает вопрос почему? Очевидно, что ответ надо искать в Ветхом и в Новом Завете. Все ветхозаветные пророки, вплоть до Иоанна Крестителя, предсказывали приход Мессии, но никто из них, кроме Предтечи, не дожил до этого дня. Кроме того, они пророчествовали осененные Духом Святым, будучи уже взрослыми людьми, призванными к служению Богом. Иоанн Креститель пророчествовал о приходе Спасителя еще в утробе Елизаветы, что превышает человеческое естество и наши представления о нем. Это произошло потому, что Бог наделил его еще в утробе матери особой силой и даром пророчествовать не родившись. Кроме того, Иоанн единственный из всех пророков Ветхого Завета видел Спасителя, о Котором те предсказывали за 1000 лет. И не просто видел, но и прикоснулся к Нему, и не просто прикоснулся, но и крестил Его. Господь называет Предтечу большим из всех пророков, т.к. ему было дано больше, чем остальным, и он видел больше, чем его предшественники. Они мечтали хотя бы увидеть Спасителя, а Иоанн Предтеча удостоился славы крестить Самого Бога. Как же он после этого может не быть большим из всех пророков, креститель Сына Божия? Почему же Господь сказал, что меньший в Царствии Небесном больше Иоанна? Царствие Небесное пришло со Христом и Евангелием. До Христа мир не знал его, а знал только рай. Не было понятия о Царствии Небесном в Ветхозаветной церкви. До прихода Спасителя и Его воскресения, всем без исключения живущим на земле, был закрыт вход в рай и общение с Богом. И только Своей крестной смертью Христос устранил все эти преграды и открыл врата уже Царствия Небесного для каждого. Несомненно, Царствие Небесное выше рая, который был создан Богом на земле для пребывания в нем первых людей: Адама и Евы, потому что рай был на земле, а Царствие Небесное с земным не имеет ничего общего. До воскрешения Христа никто не мог войти в это Царствие, в том числе и Иоанн. Каждый, кто входит в Царствие Небесное, должен быть крещен во имя Святой Троицы, оправдан судом Божьим, восстановить с Ним утраченный союз и вступить в богообщение, чего не мог сделать никто из людей Ветхого Завета.
    Теперь необходимо выяснить кто такой "меньший" в Царствии Небесном? Очевидно, что таковым может быть только тот, кто в нем находится. Поскольку Христос сказал, что "В дому Отца Моего обители суть многи" (Ин.14:2), то становится очевидным, что каждый сподобившийся получает свое место в Царствии Небесном, исходя из собственных заслуг, из того духовного сокровища, который он собрал при жизни на земле. Однако, в любом случае все, кто достигают Царствия Небесного равны между собой возможностью лицезреть Бога и восхвалять Его, пребывая в вечном блаженстве. А меньшим в Царствии Небесном Христос называет того, кто сподобился его только в силу крещения и оправдания на Суде. Все остальные чины преподобных, мучеников, святителей, равноапостольных и др., стоят несравненно выше. Их Господь не упоминает в беседе с учениками Иоанна, только потому что не пришло время говорить об этом, ибо таковых еще не было. Их время наступит позже.   
   Как известно со Христом были  распяты два разбойника: один злой, другой благочестивый, который на кресте исповедовал Иисуса Господом и сказал: «Помяни, меня, Господи, во Царствии Своем». (Лк. 23:42). Значит благочестивый разбойник слышал об учении Христа о Царствии Небесном. А что ответил ему Спаситель? Он ему этого не дал, но обетовал: «Днесь будеши со мною в раи». (Лк. 23:43). Этими словами Иисус Христос провел грань между раем и Царствием Небесным и сказал то, что ранее открыл в тайной беседе с Никодимом. А именно: Он говорит о том, что если человек «не родится вновь», т.е. не примет крещение во имя Святой Троицы, то не сможет войти в Царствие Небесное! А определение Божие непреложно. Поэтому, Спаситель и говорит разбойнику, что в Царствие Небесное ты войти не можешь, как «не родившийся вновь», а в раю – будешь, как исповедовавший Меня и покаявшийся, омывший свои грехи своею кровью на кресте рядом со Мной. Этим Спаситель показывает, что спасение дается человеку не по его заслугам, а исключительно по милосердию Бога, ибо никто не может оправдаться перед Богам своими делами как бы велики и добры они не были. Все наши добрые дела и в малой доле не могут искупить тяжесть и множество наших грехов, о чем Пророк Исайя сказал: «Правды наша - яко порт жены блудницы». (Ис. 64:6). На примере разбойника Господь показывает нам, что Он спасает того, кто любит Его, а Он любит того, кто любит Его, а Его любит тот, кто исполняет Его заповеди.
   Но почему же Христос ставит меньшего в Царствии Небесном выше Иоанна Крестителя? Очевидно потому, что Иоанн Креститель не принял Святого Крещения, а значит не сподобился тех даров Святого Духа, которыми наделен всякий принявший это таинство, даже если он и меньший в Царствии Небесном. Добро Иоанна Крестителя было добром по естеству или по Закону, по учению Ветхого Завета, а в Царствии Небесное могли попасть только те, чье добро было не только по естеству, но и по закону Евангельскому. Этим отличаются те, кто пребывает в раю на «лоне Авраамовом» от тех, кто пребывают в Царствии Небесном! В основе Евангельского закона лежит вера во Иисуса Христа и Его заповеди. Вера истинная, глубокая, исходящая из самих глубин омытого святым крещением,  сердца. Дар веры – это дар Святого Духа, который без крещения не может быть дан человеку, поскольку падший человек остается неомытым, неочищенным от первородного греха, в связи с чем его сердце не пригодно для принятия Духа. Однако, Иоанн не мог «родиться вновь», принять крещение Иисусово, потому что Спаситель еще не был прославлен, еще не было крестной смерти, пролития Его Святой Крови, искупляющей все грехи мира. Но, поскольку Иоанн Креститель любил Бога, вел подвижнический образ жизни, исполнял заповеди Божии, и призывал народ к тому же, то за свою чистоту и праведность он был призван Господом крестить Сына Божия, чего не сподобился ни один человек со времен Адама и Евы; и поэтому Христос называет его пророком большим среди людей.
  Пребывая вне крещения, Иоанн Предтеча оставался большим среди людей, но все же человеком вне благодати паки бытия, т.е меньше крещенного. В темнице его не оставляли сомнения: Мессия ли Иисус? По-человечески его понять можно. Он был уверен, что крестил Мессию и что теперь все должно радикально в мире, и в первую очередь, в Израиле изменится к лучшему. Должно прийти спасение и слава Израиля. А в итоге он, креститель Христов, брошен в тюрьму Иродом, терпит лишения и страдания, зло торжествует и ничего не происходит. И это, несмотря на то, что он видел Христа, прикасался к Нему, знал о многочисленных чудесах и исцелениях, которые Он творил,  видел и слышал как Сам Отец свидетельствовал о Сыне с Небес во время Богоявления. Тем не менее, он посылает ко Христу своих учеников, спросить: «Ты, ли Мессия или нам ждать кого другого?» (Мф. 11:13). В ответ Господь говорит ученикам Иоанна, чтобы они пошли и передали ему, что видели, как слепые прозревают, прокаженные очищаются, хромые ходят и о других Его чудесах, и в конце Спаситель говорит им: «Блажен, кто не соблазнится обо Мне!» (Лк.7:20). Это уже было напрямую адресовано Иоанну не столько, чтобы осудить его, сколько для того, чтобы укрепить его в страданиях. У Иоанна было и время, и многочисленные свидетельства современников, и Писание, чтобы убедиться, что Иисус истинный Бог и Спаситель, но несмотря на это, он все же сомневался в Иисусе как в Мессии, о Котором пророчествовал. В отличие от него, разбойник, который никогда Христа не видел, свидетелем Его чудес не был, пророков  и Писание толком  не знал, в одно мгновение, осененный благодатью Духа от близости Сына Божия, поверил Христу и исповедовал Его как Бога и Спасителя, удостоившись великой чести первым войти в рай и даже раньше апостолов, и своей верой отверзнуть врата Царствия Небесного. Представляется, что именно это имел ввиду Святитель Игнатий Брянчанинов, когда писал в одном из своих писем: «Отверзет для Вас Царствие Небесное исповедование разбойника, а не святыня Иоаннова». Иоанн Креститель сомневался в Иисусе, когда Он свободно ходил по земле и творил чудеса среди народа, которые мог творить только Бог, а разбойник исповедовал Иисуса Христа Господом, когда Тот был пригвожден к кресту и умирая, не то, что творить чудеса, но и пошевелить руками и ногами не мог. Но разбойник в Него уверовал и исповедовал! Вот воистину чудо великое! Представляется, что именно поэтому Господь так и сказал о Иоанне Крестителе, предвидя все, что произойдет с ним и с разбойником. Можно предположить, что в этом кроется ответ на вопрос: почему меньший в Царствии Небесном больше Иоанна Крестителя. Господь говорил: «Если не будете, как дети не войдете в Царствие Небесное» (Мф.18:3). Дети – это самые меньшие. Вот разбойник и исповедовал Господа на кресте как дите малое, чем и открыл с детской преображенной Христом душой, заключенные врата рая. Кроме того, ни «больших», ни «меньших» по своему достоинству в Царствии Небесном быть не может, поскольку там все едины во Господе и в любви Его. Там нет превозношения и уничижения. Царствие Небесное – это не организация, а состояние. Таким образом, «меньший» в Царствии Небесном не тот, кто меньший, ибо их там нет, а тот, кто считает себя таковым пред Господом. Первым Христа Сыном Божиим исповедовал апостол Петр, но он не мог войти в Царствие Небесное, поскольку имел на себе тяжкий грех, трижды отрекшись от Христа, до тех пор, пока  Спаситель, явившись по воскресении, не простил его. Ученики Христа, испугавшись ареста, все рассеялись, поскольку не были еще укреплены в вере, и продолжали в глубине души сомневаться в том, что Иисус это Мессия; тем более, что Он в их глазах позволил распять Себя на кресте, предать Себя такой позорной смерти. Их неокрепшие души, воспитанные в ветхозаветных традициях книжниками и фарисеями, не могли этого принять и понять.
       Необходимо признать несостоятельными доводы некоторых богословов о том, что Иоанн Креститель не мог сомневаться в том, что Иисус Христос Сын Божий после того, как крестил Его и был свидетелем Богоявления, и что он послал своих учеников спросить Иисуса Мессия ли Он, или ждать другого,  ради укрепления учеников в вере, а не ради разрешения собственного сомнения. Тем более, что сам Спаситель сказал, что Иоанн больший из всех пророков. Думается, что это мнение противоречит Библейской истории и словам Самого Бога. Никто из ветхозаветных пророков не мог избежать того или иного искушения, которые им попускал Господь. Авраам испугался фараона из-за Сарры, Исак испугался Авемелеха из-за Ревекки, Иаков испугался и бежал от Исава, Моисей бежал от египтян и усомнился в Боге, когда не извел воды из камня в пустыне словом; Илия – величайший из пророков, заключивший словом небеса на 3,5 года, который извел огонь с неба, испугался жены язычницы Иезавели и бежал в пустыню. Столп церкви, Первоверховный апостол Петр с первых до последних дней бывший с Иисусом, видел и слышал от Него такое, о чем Иоанн Предтеча даже и не представить не мог. Тем не менее, при первой же опасности мгновенно обо всем забыл и, испугавшись какой-то служанки, трижды отрекся от Христа. Все эти искушения были попущены Богом, чтобы показать человеку, даже самому величайшему из всех живущих, что он слаб и немощен и ничего не способен без Него. Господь сказал апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается». (2Кор. 12:9). Христос – Бог воплотившийся испытывал страх и ужас в Гефсиманском саду как человек, так почему же мы отказываем в той же немощи Иоанну в темнице, умаляя тем самым его человеческое естество? Более того, таким образом, вольно или невольно, но человеческое естество Иоанна ставится выше человеческого естества воплотившегося Христа, что само по себе есть богохульство! Христос во плоти испытывал ужас и трепет, хотя был безгрешен, а Иоанну, хотя величайшему из пророков, но все же грешному человеку мы в этом отказываем?  Поэтому, утверждать, что Иоанну Предтечи были чужды сомнения и страхи, значит лишать его человеческого достоинства, приписывать ему несуществующие качества полубога, грешить против истины и здравого смысла. Бог попустил Иоанну Крестителю впасть в искушение, ради прославления Своего имени, ради спасения самого Иоанна и ради иудеев, чтобы они не стали почитать его за Бога и не ставили выше Христа. Человека без немощи и порока не бывает, в силу его греховной природы. Поэтому, где нет немощи, там и сила Божия не совершается, потому что там нет человека. Где нет искушений, там нет и борьбы, а если нет борьбы, то нет побед и нет венцов.


Рецензии