Гл. 10 Радж

        гл 10 Радж.     60 928


  Как я уже кажется говорил -первым моим проводником по зоопарку был наш фельдшер Василич. Он уже хорошо знал всех животных и любил за ними наблюдать. Он же мне открыл некоторые первые секреты. В частности я узнал, что больше всего о животных можно узнать рано утром и вечером.
  Вот по этой причине - утренний и вечерний обходы у меня превратились в ритуал. В первый обход – скорее всего  ничего не увидишь. Нет, конечно что-то увидишь - типа:
  - Ну, зебра. А, -олени. Ух ты! -Муравьед. О! - Лев. Ничего себе - крокодил! У-у-у -черепаха. Галлопагосская! Но внимание на первых порах рассеяно, так, чисто любопытство.
  После первого же обхода, я  спрашиваю Василича:
  - А что слонов-то у вас - нет что ли?
  - Так мы же вокруг них пол часа ходили! -Василич изумленно развел руками. Георгий Василич естественным образом посчитал, что меня категорически необходимо познакомить, скажем, с лемуром галаго, которого я мог просто не заметить, с Потапом, потому что они друг-друга обожали, или львом, который хоть и в клетке, но – все таки царь. А про слона мы и позабыли.
  А слоновник был расположен в самом центре зоопарка таким образом, что все остальные животные находились вокруг него.  Вот все и ходят почти все время спиной к слоновнику, поэтому слонов и не замечают. В последствии я был очень поражен тем, что многие посетители спрашивают, а где у вас слоны? Хотя мимо них уже проходили. Вот и я в первый раз их не заметил, совсем как в той басне. Но когда потом  их нашел:
  - Мама дорогая! СЛОНЫ! - был изумлен еще раз, как же я их в первый раз умудрился не заметить?
  Со временем обход превращается в удивительное исследование. Ты начинаешь видеть и понимать очень многие вещи, которые раньше остались бы незамеченными, хотя и были весьма очевидны. И здесь уже нет мелочей. Кто-то не так как обычно стоит, кто-то опустил голову, или держит ее повернутой в одну сторону, кривит спину, другой, вроде и не  хромает, но ходит как-то по-другому, а ноги при этом целые, не так  как обычно дышит, не так пьет или оправляется, не так смотрит. И чем раньше удастся, распознать какое-то  изменение в животном, тем скорее и эффективнее можно что-то предпринять. Мало того, я для себя сделал удивительное открытие, что многие животные, когда их начинаешь лечить или в чем то им помогать - живо откликаются на твои действия и идут тебе на встречу. Правда здесь очень важно, как ты сам это будешь делать. От тебя в первую очередь зависит то, как будут восприняты твои действия. Хотя, конечно, это правило распространяется далеко на для всех животных.
Но это было так – мысли вслух.
Так вот слоны.
  Слоны в животном мире известные интеллектуалы. И хотя работать с ними совсем не просто из-за их исполинского размера, но вместе с тем и очень интересно, благодаря их удивительной способности понимания момента.
  Слон наш, с благородным именем Радж,  естественно индийский, был не весть как велик - совсем не чета своему африканскому брату - исполину. Ну а Инга, его подруга в мире слонов, наверно и вовсе бы прослыла за Дюймовочку. Но тем не менее слоны.
 Ухаживал за слонами, под стать им, очень рослый и крепкий мужчина, по имени Амин, с которым мы уже встречались в бегемотнике. Амин, в своем роде, в зоопарке был действительно незаменим, так как кроме него подойти к слону ни кто бы и не рискнул. Хотя, один такой "смельчак" однажды нашелся, правда у него было смягчающее обстоятельство - он был немножко под "мушкой".  Насмотревшись фильмов про добрых индийских слонов он воспылал нежностью к Раджу и полез через ограждение к нему целоваться. Ему удалось юрко проскользнуть за спиной Амина, когда тот разгружал слонам комбикорм. «Смельчак»  сразу и попал на хобот Раджа.
 
  Рекламная пауза...
  - Дорогие посетители зоопарка! Всё что написано на заборах нашего зоопарка и всех прочих зоопарков - ЧИСТЕЙШАЯ ПРАВДА! И за ограждения действительно заходить не следует! Безопасности вам там ни кто не гарантирует.
  А лично я, не обещал бы вам безопасности и просто на аллеях зоопарка.
  Конец рекламной паузы...
 
  Амин, скорее спиной почувствовал что-то неладное, но когда  развернулся, подвыпивший  любитель слонов был уже в воздухе. Радж быстро понял, что сделал, что-то не очень хорошее, и что Амин сейчас будет сердиться. Поэтому  отпустил свою игрушку прямо на  невысокий бетонный оградительный вал, сплошь утыканный острыми стальными шипами (натыканными для того, чтоб у слонов не возникало желания по ним погулять). «Смельчак», оказавшись  прочно пришитым к ограде стальными шипами, от шока не мог ни пошевелиться, ни произнести ни звука. Амиин, не иначе как на экстремальном адреналине, снял посетителя с шипов одной рукой, словно кузнечика с булавки, и оттащил в сторону. 
  Когда же зеленый от страха и шока посетитель оказался у нас в лечебнице для оказания первой помощи, у него как не странно, даже еще остались силы для шуток. На предложение присесть он даже вспомнил крылатую фразу:
  - Спасибо, я пешком постою!
  Но потом, ему всё-же пришлось прилечь.  И только немного отойдя отойдя от шока, окончательно придя в себя,  очень заволновался за свою дальнейшую судьбу:
  - Доктор! Что со мой теперь будет?
  - Теперь точно подохнешь! - хихикнул Георгич, щедро поливая ляжки и ягодицы пациента перекисью водорода, и после многозначительной  паузы добавил:
  - Но  не  скоро, когда состаришься.
Это так иногда любил шутить Георгич. В подобных его шутках никогда не было ни сарказма, ни цинизма. Просто люди побывавшие на самом краю жизни, иногда приобретают способность более трезво и  с юмором оценивать некоторые критические  жизненные ситуации. И лучше осознавая драгоценность каждой минуты жизни, больше не видят в смерти той трагедии, которую ощущали прежде.  У Георгича было ампутировано одно легкое, а сердце, теперь занимавшее, освободившееся пространство, вело себя непредсказуемо. Как он сам говорил оно там иногда любило попрыгать.
 
 Раны у любителя слонов в действительности оказались не такие страшные, как могло показаться, но уехал он  из зоопарка на скорой помощи через приёмный покой. На всякий случай.
  В нашем зоопарке человеческого медпункта на было. Так что первую помощь всем пострадавшим оказывала ветеринарная лечебница.
 
 Работая в зоопарке, я однако, сделал для себя реальное открытие.  Животные не просто могут шутить, но делают это с удовольствием. И слон оказался в первых рядах шутников.
 Очень Любил Радж, пошутить над теми посетителями, которые кидали в него камешки. Больших камней мы там естественно не хранили, (от некоторых посетителей можно было ожидать чего угодно), а вот маленькие кое-где им удавалось выковыривать. Радж терпеливо сносил надругательство, не проявляя ни какого беспокойства. Потом дожидался когда посетитель пойдет в обход слоновника, и как только посетитель исчезал из виду, слон трусцой бежал за своим любимым оружием шариком-какашкой. Надо сказать (если еще кто не видел) у слона эти шарики по форме почти как у козочки, ну а по размерчеку с хороший арбуз. Когда посетитель появлялся с другой стороны слоновника  - его ждал сюрприз! Благо что шарики были мягкие и никакого серьёзного телесного ущерба посетителю не причинялось. Если готового шарика под хоботом не оказывалось, по обидчика ждал душ. Возле слоновника, мы никогда не ругали посетителей, за то что они бросают в слона камешки. Он всегда сам мог ответить обидчику.
 
 Однажды у слонов засорился как раз тот самый арык из которого Радж брал воду на полив вредных посетителей. Перед самым слоновником вода из арыка ныряла под бетонное ограждение в трубу диаметром сантиметров 15-20. Амин долго и безуспешно пытался продолбить затор длинным куском стальной арматуры. Но беда в том, что длины арматуры не хватало на всю длину трубы. Поэтому Амину приходилось ее ковырять с двух сторон, но как он не старался, к успеху он не продвинулся ни на йоту. Радж какое-то время внимательно понаблюдав за Амином,  к нему подошел и аккуратно, хоботом, отодвинул  служителя в сторону. После этого, выдернув из трубы арматуру и отбросив ее в сторону, вставил в трубу хобот и как следует дунул. С другой стороны трубы, как из гаубицы вылетел квач из плотно спресованых листьев. Вода опять побежала по арыку. Амин не глядя на слона  поднял арматуру и довольно покачивая головой, поблагодарил слона:
  - Ай маладес, Радж, ай рахмат!
  Потом уже в воротах оглянувшись недовольно добавил:
  - Хитрый да? Чего раньше думал, а?
  Иногда казалось, собственно и не казалось, а это так и было на самом деле, что они друг друга понимают  с полуслова. Как то Амин в слоновнике чистил дно бассейна. Амин  лопатой черпал ил накопившийся на дне и заполнял им ведра. Радж внимательно за этим наблюдал. Заполнив все вёдра, Амин обращался к слону:
  - Эй бизделник, памагай!
Радж аккуратно цеплял хоботом дужку ведра и опускал его на тележку, которая, которая стояла наверху рядом с бассейном, а пустое подавал Амину. 
 
 Как-то уже по середине лета, в лечебнице появился сердитый Амин и бросив с порога:
  - На Раджа нога болит, иди смотри! - развернулся и ушел.
  Бегу в слоновник. Действительно оказалось, что Радж прихрамывает на заднюю ногу. За одно удалось выяснить почему такой сердитый Амин. Оказывается Радж из-за боли в ноге обиделся на весь мир, и не подпускает к себе даже Амина.  В этот день,  осмотреть слона так и не удалось. Слон почти не двигался, стоял посреди вольера и к ограде не подходил.  Амина, который к нему пытался подобраться  поближе, отталкивал хоботом. Не удалось его осмотреть и на следующий день. На третий,   день нога уже сильно распухла и слон на нее не уже совсем не  опирался заменив ее при ходьбе хоботом.  Что то надо было срочно предпринимать. 
  - Юрич! А представляешь - подохнет - вскрывать в водолазном костюме будешь, я то туда по инвалидности не полезу! - пытался немножко разрядить атмосферу Георгич.
  Принудительно зафиксировать слона конечно можно, но связанно это с определенными трудностями и делать это на ограниченном пространстве абсолютно  рискованно, и  прежде всего для самого слона. Но делать что-то надо. Выбор диагноза не велик. Судя по всему  на слоновьей пятке какая-то рана, которая уже крепко воспалена.  Пока плохо представляя себе план дальнейших действий, я приготовил тазик мази на основе ихтиола и березового дегтя. С этим тазиком я и присел в слоновнике возле ограждения, уговаривая Раджа показать ногу. Слона неожиданно привлек запах мази и он, подойдя совсем близко, начал у меня выпрашивать тазик.
  - Нет говорю, сначала покажи ногу.
  Амин  тоже пускался на все ухищрения, уговаривая Раджа показать ногу:
  - Раджа! Зиволичь! Нога давай! Боися не! Амин лечить будет, дохтур не будет!
  В результате этих переговоров в мозгу слона все-же произошло какое-то замыкание, и он развернувшись к нам задом, не просто ее показал, но встав на четвереньки, даже просунул между стальных швеллеров ограждения. Из пятки слона торчал громадный, загнутый крючком, гвоздь. Амин мгновенно прихватил его своими "стальными" пальцами и сильно дернул. Гвоздь остался в его руке, а Радж подпрыгнув от боли, оглушил нас на несколько секунд своей иерихонской трубой.
Аман, разглядывая громадный гвоздь,  качал головой и только приговаривал:
 -Какой «зиволич», какой собак- не человек гивоздя бросал?!
  Когда все успокоились Радж повернулся у нам и опять попросил тазик. Ногу он теперь точно не даст – подумал я.  Дам ка я ему мази, раз тпк просит. если что, еще сделаю. И вывалив половину тазика на большой и плотный кусок крафта, я пододвинул бумагу слону, так, чтобы он мог ее достать. Слон затащил бумагу к себе и не долго думая, запустил в нее хобот. Набрав какое-то количество мази он стал ее аккуратно наносить на ногу. Потом еще. Но что меня больше всего в этом поразило, что мазал он в основном по ходу нервных стволов и вен, как с наружной, так и с внутренней стороны.
  - Ай Радж, шайтан, маладес какой! - улыбался Амин.
  - Это ты молодец, Амин, что успел с первого раза выдернуть гвоздь, второй раз он бы нам уже не позволил.
  За всей этой процедурой, ритмично покачивая головой, очень внимательно наблюдала Инга. Она вообще-то всегда трясла своей башкой, независимо от ситуации, у нее этот тик  остался еще из прошлой жизни, в которой она работала в цирке. Она вообще никогда и не в чем не мешала, не поддерживала и не противилась Раджу, просто являя из себя образец для подражания для жен всех времен и всех народов. Однако из любопытства, она несколько раз пыталась с разных сторон подобраться к мази, - хотя бы ее понюхать. Слон же ее каждый раз отодвигал своим корпусом в сторону. Но Инга не унималась.  В конце концов, Радж, окончив намаз, подобрал хоботом лист крафта с остававшейся на нем мазью и вытер его об больную «пятку», затем, описав хоботом в воздухе большую дугу, со всего размаху влепил им Инге прямо в лоб.
  - Нюхай!
  Инга покорно попятилась назад, хоботом размазывая остатки  мази по ушам и виновато кланяясь. Чем-то им этот запах весьма пришелся по вкусу.
  На следующее утро, первым в лечебнице появилась хитрая усатая улыбка Амина:
 - А дохтур?! -  вкусный мазя, немножко давай! Радж хорошо!
Уже через неделю Радж пользовался всеми своими ногами.
 
 Вообще,  чтобы слоны не делали, это всегда  не обычно.
Очень интересно наблюдать, как они с аппетитом отправляют в рот буханку за буханкой, как будто это маленькие кнайпики, либо ветки яблони или ивы толщиной с человеческую руку и неторопливо их перемалывает своими жерновами.
 Конфеты, заброшенные слонам, чаще всего доставались Раджу. Он  их аккуратно разворачивал, действуя при этом  хоботом, немножко помогая себе ногой. Попробуйте развернуть конфету двумя пальцами и пяткой. Не просто. В обертке никогда не кушал. Хобот у слона очень чувствительный, говорят, что он может хоботом поднять с земли обычную швейную иголку.
 
  С Раджем любил развлекаться Василич. Носил ему разные лакомства. Однажды как- то перед Новым годом пару раз  угостил его мандарином. (Мандарины в Душанбе были большой редкостью и дети, например, получали мандарины только раз в году в новогодних подарках). Вскоре после этого, прямо первого января, идем мы с Василичем мимо слоновника, и у Василича в кармане один мандарин и один лимон. Радж, увидев мандарин, подошел к нам и тут же его выпросил. Благодарно покачав головой, попросил еще. А Василич, решив над ним подшутить, сунул ему и лимон. Слон какое-то время нюхая его со всех сторон, озадаченно крутил лимон хоботом. Потом уверенно отправил его в рот. После двух движений челюсти он крепко изменился в «лице», засунул хобот обратно в рот и брезгливо вытащив  раздавленный лимон, запустил им в Василича. Василич успел увернуться и мы посмеиваясь, и не о чем более не подозревая пошли дальше. Когда мы обошли слоновник вокруг, про слона  уже забыли. Но он не забыл. За углом слоновника нас ожидал обильный душ. Увернуться здесь не успели ни я, ни Василич. Для первого января это был удар ниже пояса. С этого дня Радж нас частенько встречал холодным душем. Любите шутки - давайте шутить!
 
 Слоны обладают очень богатым набором поведенческих реакций. Некоторые их которых иногда ставят в тупик.
  Однажды между слоновником  и обезьянником, на разделительной полосе с высокой высохшей травой, от брошенного окурка случился пожар. Собственно о пожаре сообщил сам Радж. Подняв хобот вверх он бегал вокруг своего бассейна и трубил. В этом отрывистом трубном звуке явно слышалась тревога. Когда мы добежали до слоновника, Амин уже черпал ведром из бассейна воду и кричал слону:
  - Э Раджа! Бизделник, вода давай!
Радж очень быстро сообразил, что от него требуется и набрав полный хобот воды, в один приход погасил весь огонь.
  - Ай, Раджа маладес! Ай бало, ай спасиб! – как ни в чем небывало, Амин поблагодарил слона, будто тушить пожары для них совсем привычное дело.
 
 Очень не любил Радж наш Дук. Дук это самоходная машина предназначенная для дезинфекции больших помещений. Может не любил потому, что Дук, чем то напоминал слону конкурента. Дук во время работы издавал достаточно шума, чтоб обратить на него внимание, и к тому же у него был длинный «хобот», которым он мог все вокруг поливать. Когда начиналась дезинфекция Радж частенько старался его перекричать. Дук приезжал по понедельникам, как раз когда слону разрешалось играть с покрышкой. Так вот однажды слон прицельно запустил баллон прямо в кабину машины,  и попал по капоту. Я подозреваю, что слон умышленно целился конкуренту прямо в «голову». По счастливой случайности ни кто не пострадал.
 
 А иногда наши слоны отправлялись в далекое путешествие. Инга всегда шла впереди, а Радж зацепившись хоботом за кончик ее хвоста, следовал за ней. Так как идти им было некуда, то шли они вокруг бассейна. Мне иногда казалось, будто  они думают, что если идти вокруг бассейна очень долго, то можно, наконец, куда-нибудь прийти. Может в страну, где есть чистые озера и большие реки, и зеленые-зеленые джунгли.
 Удивительно, как такая гора мяса может передвигаться совершенно бесшумно, а когда надо - и очень быстро.

  А тут как то в самом начале школьных каникул бежит по зоопарку  девчушка, ну наверно класса со второго, и на весь зоопарк кричит своей подружке:
  - Надька! Надька! Скорее сюда! Слоны ебутся!   


Рецензии