О мудрости и истине

             В Книге Притч сказано о мудрости: «Все стези ее – мирные» (Притч. 3:17). Этим пророк говорит о том, что человек, наделенный мудростью, находится в состоянии мира с собой, с Богом и окружающим миром. И наоборот, у кого нет мира в душе, тот лишен должной мудрости. Прп. Серафим Саровский говорил: «Стяжи Дух мирен», предлагая это, как главную цель жизни христианина. Таким образом, мир в душе – свидетельство того, что человек обладает мудростью. И наоборот, отсутствие мира говорит о том, что он ее лишен. Что есть мудрость? Мудрость – это выражение истины. А что есть истина? «Аз есмь Истина» (Ин. 14:16), - говорит Господь. Следовательно, человек, который живет в мире с самим собой и с окружающим миром – мудрый человек, имеющий в себе Истину и жизнь. Эти выводы важны тем, что дают каждому инструмент, своего рода индикатор, с помощью которого он может определить, в каком состоянии сердца он находится. Если в душе его мир и покой, если ничто не смущает и не тревожит его, если в нем не преобладают эмоции как положительные, так и отрицательные, если он спокойно смотрит в будущее и не жалеет о прошлом, если ничто не может надолго нарушить это состояние мира и покоя, значит человек мудр и живет по Истине, и в Истине, и для Истины, которая есть Господь Иисус Христос. Если он почувствует в себе нарушение этого мира, значит это ему тревожный сигнал о том, что Истина отошла от него, и он теряет истинную мудрость. Получив такой сигнал от совести, человек может, проанализировав свои поступки и мысли найти причину этого уклонения и устранить ее, чтобы снова вернуться в состояние мира, т.е. Истины и мудрости. Это важнейший барометр, удерживающий человека на пути правды, и уберегающий его от путей ложных. Этим и отличается подлинная мудрость, от мудрования мирского, затемненного плотскими страстями, материальными благами, научными и псевдонаучными знаниями. Тот, кто способен видеть и удерживать в себе этот мир и Истину, является подлинно мудрым человеком, которому не страшны все напасти и невзгоды мира, и даже сама смерть, которую он ждет с вожделением, чтобы воссоединится с Истиной, которой он служит и которую носит в себе. Все искушения, которые ему посылает Господь, он воспринимает как милость Божию, данную ему для исправления и спасения. Такой человек непоколебим во всех путях своих. Он как «древо насажденное при исходищах вод, яже плод даст свой во время свое, и лист его не отпадет, и вся елика аще творит, успеет» (Пс.1:3). Иоанн Златоуст писал, что покаяние придает человеку смелость. Эта божественная смелость, которая проистекает из мира, назидаемого в душе истинным раскаянием. Соответственно, мир в душе – это, в том числе, и состояние смелости, т.е. чистой совести, очищенной покаянием, лишенной страхов и обусловленной непорочной жизнью перед лицом Господа. Иоанн Златоуст писал: «Только безумным свойственно не уметь, как следует пользоваться временем и обстоятельствами». Что значит «как следует»? Это значит тратить время, отпущенное Богом для покаяния, исправления греховной жизни, богобщения и стяжания «Духа мирна», а не на мирские страсти, похоти и развлечения. Очевидно, что люди, ведущие такой образ жизни, лишены мудрости. О них Иоанн Златоуст писал: «…но они не имеют ума, вследствие чего происходит всякое зло». Поэтому, Святитель их справедливо называет безумными. Человек, лишенный мудрости, лишается, данной им от Бога способности различать доброе и злое, вредное и полезное, и путает одно с другим, падая сам и увлекая за собой других в бездну грехов. Однако, нельзя думать, что «Дух мирен» человек может стяжать сам по себе. Это дар Духа Святого и дается он только тем, кто заслуживает Его постоянными трудами угождения Богу, молитвой, покаянием, борьбой со страстями, и конечно, если такой дар является предметом постоянной просительной молитвы человека.


Рецензии