О духовниках и старцах

          В наши дни принято считать, что каждый православный христианин должен иметь духовника. Отсутствие оного среди «благочестивых православных» считается, в лучшем случае, невнимательностью к спасению души, а в худшем – признаком ее погибели и отпадения от церкви. Чтобы разобраться в этом,  необходимо понять, кто такие духовники и какую роль они играют в деле спасения и воцерковления православного христианина.
       В общепринятом смысле духовник - это священник, у которого  православный регулярно исповедуется, обращается к нему за разрешением возникших сомнений и тревог, посвящает его во все стороны личной, семейной и общественной жизни, испрашивает у него наставление и благословение в своих делах. Такой священник рассматривается, как духовный отец, а находящийся под его окормлением христианин, - как его духовное чадо. Но это только внешняя сторона духовного окормления, которое ни в коем случае нельзя путать с духовничеством. Старец не может быть старцем и не быть духовным, т.е. духовником по своей сути, по благодати, а не по должности или по чести от человеков. Духовный – значит принявший в себя Духа Святого, достигший высшей степени бесстрастия. Об истинно духовных людях Св. Игнатий (Брянчанинов) писал: "Духовный, бесстрастный есть тот,  кого осенил и обновил Дух Святый, кто будучи исполнен Им, действует, говорит под влиянием Его, возносится выше страстей, превыше естества своего. Такие – точно: свет миру и соль земли, видят себя, видят и ближних; а их увидеть может подобный им духовный". Каждому очевидно, что таких людей встретить очень трудно, практически невозможно, поскольку помимо того, что нужно не только, чтобы Бог послал такого человека, но его еще нужно и увидеть, т.е. узнать. А для этого нужны глаза не телесные, но очи духовные, т.е. необходимо самому иметь в себе Духа Святого, обладать соответствующей чистотой сердца, иметь "очищенное душевное око", как говорил Симеон Новый Богослов.  Св. Игнатий в своем письме к одному священноиноку сто шестьдесят  лет назад так писал о старцах: "В жизни своей я имел счастье встретить одного и доныне странствующего на земле старца - лет семидесяти, из крестьян, малограмотного; он жил во многих местах России, в Афонской Горе; говорил мне, что и он встретил только одного". А что говорить про наше время?!
         В жизни часто можно видеть, как люди называют священников, с которыми наиболее близки, и у которых постоянно исповедуются, своими духовниками или духовными отцами, а себя их духовными чадами. В этом кроется огромная опасность и заблуждение. В святоотеческой литературе есть не мало трудов, посвященных исследованию старчества и духовничества. Здесь мы не будем прибегать к их детальному анализу, а заметим следующее.    
         Старчество – явление уникальное в истории Православной Руси. Его, не опасаясь, можно по аналогии сравнивать с ветхозаветными пророками, которых объединяло всегда одно – богоизбранность, непосредственное живое общение с Богом. Пророки никогда не говорили от себя, а только то, что слышали от Господа. Соответственно, пророком никто не мог стать по собственному желанию. Для этого нужна была особая богоизбранность человека, поставленного Богом на такое служение. Применительно к православным старцам (духовникам), такая богоизбранность выражалась в особом даре веры, предвидения, видения и ведения, молитвы и любви. Пророки получали откровения от Бога через веру, по словам апостола Павла «верою познаем». Это были сосуды исключительной чистоты, в которые мог войти и священнодействовать Дух. Таких старцев в истории Руси были единицы.  Святитель Игнатий писал: "Вера рождает простоту". Это означает, что вера настолько вошла в сердце, настолько укрепилась в нем и очистила его благодатью Духа, что  человек становится как ребенок, все воспринимающий открыто и непосредственно. На нем исполняются слова Спасителя: "если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18:3).    Тогда человек становится старцем, который не имеет нужды в знании. Знание ему заменяет прямое видение того, что ему нужно знать. Он обладает даром «уста в усты» разговаривать с Богом. Не удивительно, что такие люди крайне редко приходят в мир и всегда отрешены от него своим внутренним, горним миром; ибо, по словам апостола, мир распялся им и они миру.
         Пророки и старцы, хотя и водимы были одним Духом, но задачи у них были разные. Пророки шли в мир, призывая развратившийся и отступивший от Бога народ Израиля к обращению и покаянию, а старцы уходили от мира, чтобы привести к вратам Царствия Небесного обратившийся и приходящий к ним православный люд. Бог посылает пророков или дает старцев тогда, когда не дать их невозможно. С наступлением эпохи Нового Завета потребность в пророках отпала, т.к. Закон был исполнен. С пришествием Христа наступила эра благодати, т.е. эра спасения. И учителями этого спасения стали, в том числе, и православные старцы. По мере оскудевания веры, старцы уходили, а новых Бог не давал, потому что не было тех, кто был способен вместить слово Божие через старцев в мир изливаемое. Св. Игнатий писал в середине XIX в.: "Чем далее времена отклонялись от явления на земле Божественного Света, тем усиливался недостаток в истинных святых наставниках". История нашего православия показывает, что с усилением гонения на церковь, наступлением тяжелых периодов государственной жизни, усиливалась вера, а с приходом времени относительного материального и общественного благополучия, она ослабевала. Этим подтверждалось определение Господа, которое он дал апостолу Павлу: «Ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9). Когда человеку хорошо, он не обращается к Подателю всего доброго, а когда ему плохо, он начинает искать спасение, в надежде обрести потерянный источник мира и добра – своего Творца.
            Таким образом, непременным условием возрождение старчества на Руси, является усиление веры, обращение народа, его покаяние и возврат к истинным христианским ценностям, к соблюдению заповедей Христа. Старец посылается тогда, когда в народе преобладает состояние покаяния и обращения, когда не избранным, а многим можно и нужно указать путь к спасению, т.е. путь в Царствие Небесное, когда таковым становится духовно-нравственное состояние всего общества, всего народа, а не отдельных верующих. К сожалению, вся история России от петровских времен и до наших дней свидетельствует об оскудевании веры и падении христианской нравственности и морали. Православные ценности замещаются общечеловеческими, воздержание и скромность – материальным благополучием и наживой, догматы православного вероучения – толерантностью и вседозволенностью. Сребролюбие, расчет, корысть, человекоугодничество, терпимость ко греху, преобладают не только в общественной и государственной жизни, но и в церкви. Это делает невозможным возникновение условий, при которых старчество вновь бы появилось на Руси. В одном из своих писем Св. Игнатий сетовал: "Есть и ныне подвижники – нет на них венцов победных, венцов Христовых. Венец Христа – Дух Святый. Ныне не нисходит Дух, потому что подвижники подвизаются незаконно. Аще и подвизается кто, сказал апостол, не венчается, аще незаконно подвизатися будет". Это было сказано  еще полтора века тому назад! А что говорить про наше время? Под подвизающимися незаконно, здесь очевидно, нужно понимать тех подвижников, которые подвизаются по своей воле и для людей. Можно много встретить таковых и в монастырях, и среди белого священства. В своем делании и общении с людьми они исполняют свою волю, мнимо полагая ее за волю Божию. В результате, одни говорят то, что от них хотят услышать, а другие слышат то, что хотят услышать, и все - ошибаются. Пророк Иеремия предупреждает о таковых: «они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних». (Иер. 23:16). Под подвизающимися законно, следует понимать тех подвижников, которые исполняют не свою волю, а Божию.  Они будут духовно общаться с теми, кого к ним приведет Дух Святый и им это будет открыто, а пришедший получит от них нужное и спасительное наставление.
           Вместе с тем, почти повсеместно можно слышать: «духовные чада», «духовный отец», старец такой-то, старица такая-то и т.п. В основе этих заблуждений лежит стремление верующих найти ответы на все насущные вопросы жизни у человека с более чистым сердцем и душой, прибегнуть к чистому источнику веры для утоления духовной жажды. Не имея воли и должной веры, чтобы искать помощи в Живом Боге, люди пытаются искать ответы и помощь у других, пусть более чистых и лучших, но все же грешных людей. Св. Игнатий Брянчанинов писал: "Избираются нами в руководители преимущественно те наставники, которых мир провозгласил святыми, и которые находятся в глубине прелести или в глубине неведения". В подавляющем большинстве случаев это приводит к страшным трагедиям и погибели, как мнимых духовных отцов, так и их не состоявшихся чад. Господь, обращаясь ко всем нам и поныне живущим, говорит: «Придите ко Мне все нуждающиеся и обремененные и Аз упокою вы» (Мтф.11:18). Мы же идем не к Господу, а к человеку, который при всех своих достоинствах никогда не может нам Его заменить. Св. Игнатий (Брянчанинов) в письме к своему брату Петру более полутора века назад писал: "Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом; такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе…Люди нашего века в рясе ли они или во фраке, прежде всего внушают осторожность"  И это пишет епископ РПЦ о духовных лицах далеко не самых развращенных времен. А что говорить про наше время?!
     Вышесказанное не означает, что не нужно искать совета и разрешение своих сомнений у духовных лиц. На то Господь и установил священство и дал ему дар учительства, чтобы священники учили народ свой и вели его ко Господу. Но вели к Нему, а не заменяли Его. Можно окормляться у священников, прибегать к совету и наставлению духовных лиц, опытных в духовной брани монашествующих, но нельзя видеть в них старцев, вещающих все от Бога чуть ли не Духом Святым. В рассматриваемом вопросе  обозначается и еще одна проблема двоякого рода. С одной стороны, духовные лица принимающие на себя «звание» старца, по сути льстят себе, обуреваемые тщеславием, а с другой стороны, их «духовные чада», прибегая под власть и окормление своего «духовного отца», свергают таким образом с себя всякую ответственность за принимаемые решения, уходят от необходимости проявить и реализовать свою собственную волю, свое решение, пусть и ошибочное, т.е. демонстрируют обыкновенную трусость и нежелание за что-либо отвечать. Нередко можно слышать: «меня старец благословил», «ему духовник сказал» и т.п. Вместо того, чтобы, испросив помощи у Господа, самому пытаться решить возникшие проблемы и сомнения, самому вступить в борьбу, самому победить или пасть, человек, погружаясь в состояние теплохладности, прячется за спину своего духовника, усиливая свое закабаление к нему и подогревая его тщеславие. Апостол Павел писал: «Каждый же по своему труду свою мзду примет» (1Корф. 3:8). Это означает, что Господь готов вознаградить человека подвизающегося не за конечный результат его трудов, а только за сам его труд ради спасения, за его желание послужить Господу. Убегая за спину старца (духовника), такой человек сам себя лишает этой мзды, этой награды. Принимающий совет (благословение) от человека, исполняет волю человека, а прибегающий к Господу исполняет волю Божию. Воля человека может быть и ошибочна и пагубна, а воля Божия - непогрешима и спасительна. Однажды митрополит Московский Филарет, освящая в XIX веке закладку нового храма в Москве, коснулся в своей проповеди библейского сюжета о том, как царь Давид решил, что должен построить Богу Иерусалимский храм и спросил совета у пророка Нафана, который его поддержал словами: «Что на сердце у царя, то делай» (2Цар. 7:14). Рассуждая об этом, Святитель Филарет, сказал: «один пророк придумал пророчество, а второй его одобрил, и оба ошиблись». Поэтому, если ошибаться могли ветхозаветные пророки, которые с Богом напрямую «усты в уста» говорили, то, что говорить о духовных лицах нашего времени. Кроме того, существует и другая опасность в отношениях духовников и их духовных чад. В случае падения или преткновения возникает великий соблазн возложить всю вину за это не на свое нерадение или порочную волю, а на благословившего духовника. Мол, я не виноват, меня же старец благословил. Как-то нынешнего Патриарха Кирилла, когда он был еще митрополитом Смоленским и Калининградским спросили, кого из старцев современной России он знает, на что Патриарх Кирилл ответил: «стариков встречал, старцев не знаю».   
    Можно идти за советом к опытным священникам и монахам, но все же их слова и наставления не должны быть истиной в последней инстанцией, непогрешимой догмой, требующей только безусловного повиновения и исполнения. Каждое услышанное слово должно проходить через сито рассудительности и духовное ведение сердца, чтобы, основываясь на вере, отсеивать все не нужное и оставлять полезное. Из всех даров Святого Духа Апостол Павел на первое место ставил дух разумения или рассудительности. «Выше всякой добродетели рассудительность», - говорит прп. Исаак Сирин.  В заключении следует отметить, что духовников как проявления старчества, в современной Русской Православной Церкви нет, как нет во всем христианском мире  и самого старчества. Те лица в священном сане, которые  называются или которых называют духовниками либо являются таковыми по должности, как духовник монастыря, например, либо незаконно присвоили себе такую честь, приняв ее от людей и людской молвы. Насаждаемая в нашей церкви парадигма об обязательном наличии у православного христианина своего духовника, ничего общего с истинным духовничеством не имеет и служит цели исключительно церковно-бюрократической дисциплины.
   


Рецензии