Чекист. Глава 3

             Предыдущая глава  http://proza.ru/2023/08/01/1629

               С 1944 по 1956 годы, согласно советским данным, формированиями
              «лесных братьев» были убиты 25 108 человек, из которых 993 человека
              — дети младше 16 лет. Среди убитых, по разным оценкам, от 21 до 23
              тысяч — литовцы.
              В 2011 году в Литве была представлена «Книга памяти жертв
              партизанского террора», где собраны имена и фамилии более 25 тысяч
              человек, убитых «лесными братьями». Речь идёт о мирных жителях.
              Среди жертв — около 1000 детей до 16 лет и 50 младенцев.

                АРХАНГЕЛЬСК
          Рано утром, около 4–х часов, в дверь кто-то постучался. Я находился в старой квартире в Архангельске и готовил вещи к переезду к новому месту службы. Переезд - это как отпуск от службы, поэтому долго соображал, кто стучит в дверь, звонок не работал. А чинить его не было смысла. В окнах было светло - все-таки полярное лето. На улице моросил дождь, спалось крепко. Как говорят в этих краях: дождь в полдён на сем дён. Зевая и чертыхаясь, открыл дверь. На пороге стоял сосед, Николай Анатольевич, недавно переехавший из Вильнюса. 
         – Александр извини, не спится, очень хочется пить и есть. 
         – Заходите, Николай Анатольевич, сейчас что-нибудь придумаем.
         Вещи уже были упакованы, но холодильник был в готовности к упаковке, довольно урчал, так как  там было практически пусто. Сырок и колбаса не подойдет. У него был рак горла, и пищевод плохо пропускал твердую пищу. В большой пустой комнате стояло два кресла, где мы обычно сидели с ним, беседуя о жизни. В квартале от площади Павлина Виноградова, где находился наш дом, был круглосуточный магазин. Быстро оделся и уже через пятнадцать минут шел обратно с покупками.  Лучшее блюдо, которое он мог есть, точнее пить с удовольствием, это овсяная каша на пиве.  От кефира он отказался.

                ОПЕРАЦИЯ В ВИЛКАВИШКИС

          Насытившись, Николай Анатольевич неспешно начал разговор. Дальше я привожу рассказ от его имени:
         Это было летом 1950 года. Много я в своей службе в Литве сделал хорошего, но и было плохое. Местное население помогало охотно. Видя и зная о зверствах «лешке бролес» лесных братьев, они часто обращались ко мне за помощью. В соседнем Вилкавишкском уезде в одной из деревень повесили председателя сельского совета, учительницу и милиционера, хотя эти люди пользовались уважением жителей деревни.  Таких случаев было очень много, люди устали от зверств бандитов. Банда Орбелиса как раз была недалеко от деревни Дайлучяй. Люди просили избавить их от этой банды и дать им спокойно жить - растить скот и собирать урожай.  Я доложил своему начальнику - полковнику Лапину, о сообщении одного из моих агентов. Агент сообщал место схорона банды, численность и вооружение. Вместе с капитаном Зениным начали готовить план операции. У Орбелиса было около пятнадцати бойцов. Вооружение - пулеметы, автоматы и даже где то в лесу замаскированная небольшая противотанковая пушка.               
        Для захвата банды выделили батальон майора государственной безопасности Лаврентьева. Всю ночь перед операцией я не спал, готовился и прорабатывал все варианты вместе с капитаном ГБ Зениным. Заранее прибыли в место сбора группы участников операции в городе Вилкавишкис на территории воинской части.  Рано утром до рассвета, вооружившись автоматом Дегтярева и в карман положив две гранаты, отправились на служебном автомобиле Победа к месту операции. Солдаты комбата выехали на двух машинах.  Майор Лаврентьев быстро организовал оцепление леса возле деревни Дайлучяй. Мы с капитаном Зениным выдвинулись к предполагаемому месту.
          Тактика бандитов была такой - совершить вылазку ночью и утром, на рассвете спрятаться в схороне. В этот раз, по сообщению агента, они должны отдыхать и вся банда была в схороне. Как показал агент, накануне у них была очередная свадьба главаря и местной девушки. На подходе к месту увидели силуэты двухчасовых. Они беспечно курили и тихонько разговаривали.  Бесшумно подойдя к часовому, капитан Зенин ловко ножом полоснул горло бандиту. Тот, молча, рухнул на землю.  Второго я ударил по голове прикладом, навалился и зажал рот. Шепотом сказал ему, когда он открыл глаза.
              – Приведи к схорону,  будешь жить.
     Пошли втроем, поодаль четверо бойцов бесшумно шли за нами. Вот он лаз. Старший группы - майор Лаврентьев наклонился и громко сказал в отверстие лаза
            – Выходить по одному без оружия! Считаю до трех и бросаю гранаты!  До трёх он не успел досчитать, как показался первый, за ним второй. Бойцы принимали и уводили к машине группами.  Я отошел от лаза в сторону и …
          Провалившись сквозь ветки в небольшую подземную избушку, я оказался на плечах какого-то человека. Прибывшие мне на помощь бойцы вытащили двух обитателей еще одного схорона. Оказалось, что наспех оборудование убежище завалили сверху ветками и там как раз находился главарь банды Орбелис с женой.  Орбелис был здоровенный мужик на сто пятьдесят килограмм. Свалившись ему на голову, я оглушил его, он упал и сломал ногу. Тащили его четверо бойцов на носилках. Банду взяли без единственного выстрела. Но не совсем.  И тут я совершил то, о чем жалел всю жизнь.
              Когда грузили банду в машину старшина госбезопасности ещё раз обыскал всех задержанных. А мой часовой, который привел нас к лазу и которому я обещал сохранить жизнь, вдруг наклонился и достал из сапога нож. Я не раздумывая выстрелил и, наверное, зря. Наверное, он не собирался геройствовать - ведь если бы он набросился на кого-либо с ножом, то его бы мгновенно пристрелили, а он очень хотел жить. Капитан Зенин меня успокоил:
           - Коля, наверное, он хотел сдать нож, который у него не нашли, но ты правильно применил оружие, пусть лучше будет так, что он хотел набросится с ножом.
           Поехали в управление и целый день допрашивали задержанных бандитов. Через несколько дней их отравили в суд и по большому количеству показаний местных жителей их приговорили: кого к высшей мере, кого в лагеря. Мы с капитаном Зениным и майором Лаврентьевым получили благодарность от начальника управления МГБ по Литве. Таких банд было очень много и с помощью местных жителей их поочерёдно ликвидировали, иногда с потерями с нашей стороны. Самые оголтелые националисты, ставшие на путь борьбы с оружием в руках это, были идейные, воспитанные в духе превосходства литовской нации над всеми остальными, и особенно евреями. Очень хорошо работала пропаганда и под знамена борьбы часто вставали просто запуганные литовцы, которые не хотели воевать.
          Были и дезертиры от призыва в советскую армию. Массовый призыв в Литве был продолжен до конца войны и немалая часть скрывающихся в лесах уклонистов от призыва и армейских дезертиров, численность которых оценивалась в 1947 году примерно в 17.000 - 20.000 человек, со временем взяла в руки оружие и влилась в ряды партизанских антисоветских бандформирований. Еще надо принять во внимание, что когда Советская власть сразу после войны объявила полную амнистию дезертирам и «армейским уклонистам», с повинной явилось несколько десятков тысяч человек, которые были отпущены по домам и не подвергались никаким репрессиям. Максимальное число «повстанцев» - «лесных братьев» находившихся в лесах с оружием в руках пришлось на 1947-1948 годы - по оценке МГБ ЛССР в бандах, воевало 32.000 человек.
             Большая часть литовского народа хотела спокойно жить и работать, в подпольной или в «лесной» войне не участвовала, и приняла новый советский режим,  в леса ушли, воевать только бывшие бандиты-каратели, кулаки и дезертиры, и, к сожалению, часть « зеленой» молодежи, одурманенной националистической пропагандой. И даже националистически настроенная, ориентированная на Запад, литовская интеллигенция и духовенство со временем осознали, что братоубийственная война не приведет к независимости. Литва только выиграла от того, что являлась в составе СССР частью антигитлеровской коалиции.

Тут Николай Анатольевич устал, и я отправил его досыпать к себе домой.

Продолжение http://proza.ru/2023/08/05/629


Рецензии
Интересные такие рассказы, от первых лиц.
В назидание потомкам.
И ведь большинство из молодого поколения этого не знают.
И не стремятся знать.

Реймен   15.08.2023 21:05     Заявить о нарушении
Мне повезло встретить такого человека. Жаль, что общались короткое время

Александр Щербинко   15.08.2023 21:51   Заявить о нарушении
В отношении молодого поколения - это отдельная громадная и больная тема. Тиктокеры живут другой жизнью. Их учат не зарабатывать на жизнь, а добыть побольше денег не прикладывая рук, без труда. Все началось с Лени Голубкова. Как этого избежать и не потерять страну, ответа пока нет...

Александр Щербинко   17.08.2023 10:29   Заявить о нарушении