Наших предков духовная твердь 1

Наших предков духовная твердь

     В последние годы заметен возникший интерес к архивным документам  русской православной церкви. И это обусловлено не только ростом количества верующих, но и стремлением заинтересованных людей восстановить истинную историю страны или конкретного населённого пункта. А какая история без церкви? Ведь именно церковь в течение многих столетий была не только духовным, но и административным, общественным, образовательным, культурным центром, особенно в провинции.
     Одним из самых интересных источников по изучению церковной истории являются клировые ведомости, которые  являлись элементом системы церковной документации. Впервые они были введены 20 января 1769 года.
Клировые ведомости состояли из трёх частей. В первую вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни. Во вторую включались послужные списки причта. Она содержала: фамилию, имя, отчество церковнослужителя, его возраст (позже дату рождения), семейное и имущественное положение, сословие, образование, место службы, должность, награды и наказания. Кроме того, в них вносились все дети членов причта, даже если они проживали отдельно от семьи. В третьей части давались статистические данные по приходу. Обычно велось два экземпляра: один оставался в храме, а второй отправлялся в духовную консисторию.
     Спешу поделиться с уважаемыми читателями информацией, касающейся некоторых приходов и церквей нашего края, изучив клировые ведомости   Холмского уезда Псковской губернии за 1900 год. Серьёзным исследованием таких документов, максимальному переводу, согласованию слов с текстом и другими  вещами пусть занимаются специалисты, я же ставлю цель показать найденный материал таким, каким увидела его  сама, стараясь сохранить ту орфографию и пунктуацию. Скажу, что  даже и для такого поверхностного знакомства с этими текстами  мне и моему помощнику потребовались немалые силы!  Но я уверена, что информация нужная,  интересная, откроет новые страницы в изучении жизни наших предков, покажет их мудрость,  терпение, трудолюбие, мастерство, благоразумие, дальновидность и твердую духовную веру. Новые знания, размышления и выводы ждут каждого после прочтения подобных документов.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1777 г.)
Погост Дубно
Населённые пункты, относящиеся к данной церкви: деревни: Баженова, Бобровцы, Вдовец, Верховье, Горки сельцо, Дешкова, Дмитриевская-Тяжебница, Дубенская Слобода, Дубины, Жаберы, Загузье, Заугримово, Кликунова, Климова, Климово сельцо, Костюшина, Кочедыкова, Курова, Мишутина, Нефедовское, Острецово, Раменье-Коробаново, Раменье-Столбино, Раменье, Рогово, Русанова, Селищово, Смольково, Соболево, Софийское сельцо, Спиридово, Старая, Тереботка-Волкота. Угрюмово-Борок, Цветки.
Ведомость о церкви
Псковской Епархии, Торопецкого уезда, погоста Дубны, Рождества Пресвятой Богородицы, за 1900 год.
1. Построена сия церковь, как видно из хранящейся в церковном архиве грамоты Епископа Смоленского и Дорогобужского Парфения, от 18 февраля 1769г на построение и из надписей трехпридельных крестов об освящении в 1777 году, вместо двух ветхих деревянных, бывших в Дубне церквей – Николаевской и Успенской тщанием умершего прихожанина, подпоручика гвардии Андрея Сергеевича Кушелева. По какому случаю построена сия церковь, неизвестно, а также неизвестно и сколько употреблено на построение денег. Пристроек и капитальных переделок церкви не было, а ремонтировки ее были: в 1840г. на 72 руб. 17 коп., в 1847г. на 100 руб., в 1855г. на 125 руб., в 1867г. на 250 руб., в 1874г. на 287 руб., в 1875г. на 700 руб., в 1882г. на 225 руб., в 1883-84-85гг. на 1185 руб., в 1892г. на 1702 руб. 36 коп., в 1893г. на 50 руб. и в 1899 году на 1500 руб.
2. Зданием каменная, с таковою же в связи посредством притвора с церковью колокольнею, тверда. Храм очень высокий, красивой архитектуры, имеет форму креста, но никаких особенностей ни в археологическом, ни в историческом отношениях не имеет или, по крайней мере, не сохранилось об этом никаких данных. На колокольне пять колоколов: в большом колоколе весу 33 пуда 33 фунт., а в прочих колоколах вес не означен и надписей на них нет.
3. Престолов в церкви три: в настоящей холодной во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в приделах теплых: направо во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, налево во имя Святителя  Димитрия, митрополита Ростовского Чудотворца. Богослужение в настоящем холодном храме во имя Рождества Пресвятой Богородицы совершается со дня Св. Пасхи до 20 сентября, с 20 сентября по 5 декабря в приделе в честь Святителя  Димитрия, митрополита Ростовского Чудотворца, а с 5 декабря по день Св. Пасхи в приделе в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Чудотворных икон нет, но свято в Дубне чтятся: 9-ый пяток по Пасхе Св. вмч. Параскева, нареченная Пятницей и 14 сентября Св. Животворящий Крест Господень с 13-ю частицами св. мощей, в каковые дни после праздничной литургии бывает крестный ход вокруг церкви,  с четырьмя  осенениями в 9-ю пятницу –  по обычаю предков, а 14 сентября – по указу Псковской Духовной Консистории от 22 июня 1882г. за № 3333. Ни письменных сказаний, ни устных преданий о месточтимой иконе вмч. Параскевы и Животворящем Кресте Господнем, находящемся в особо устроенной гробнице в настоящей церкви, никаких нет.
Приходских кладбищ два: первое, небольшое, обнесенное каменною оградою, где хоронятся духовные, дворяне и почетные прихожане, а второе находится сразу же за оградою с южной стороны церкви и обнесено в 1892 году вокруг каменною оградою, где хоронятся преимущественно крестьяне. Грунт земли на кладбище песчаный и на нем места для погребения умерших свободны. Дорожек на кладбище нет, есть же где большие ели, в 1897г. вдоль стены ограды посажены вербы и дубы. При южной стене колокольни находится каменная, крытая железом, сторожка с одною комнатою. Лавок для ярмарок при церкви нет.
4. Утварью церковь достаточна. Неприкосновенный капитал заключается в следующих билетах: а) пожертвованный г. Яковлевою Государственный 4% непрерывнодоходный билет 1859 г.за №127395 на 1065 руб., процентов по нему получается 42 руб. 60 коп. в год на вечный ремонт Дубинского храма и семейного склепа Софии Ивановны Яковлевой. Сей билет получен 29 апреля 1887г. и тогда же на приход записан в ст. в 8-ой, хранится в церкви. б) приобретенный на завещанные умершею вдовою генерал-лейтенанта Любовию Ивановой Кушелевой 1000 руб. 4% билет Комиссии погашения долгов за № 31437 на 1000 руб. с назначением пользования % с 700 руб. Дубинского причта за вечное поминовение жертвовательницы и с 300 руб. Дубенской церкви на ее украшение и в возмещение расходов церкви при служении ежемесячных заупокойных литургий по жертвовательнице. Билет этот хранится в Псковском Отделении Государственного Банка, а взамен его хранится в церкви расписка Отделения за № 10870. Кроме богослужебных книг в церкви находится до 30 книг разного содержания: исторического 7, учительного 10, руководительного 13. Для продажи книг нет. Из периодических изданий выписываются на церковные деньги «Церковные ведомости», «Епархиальные ведомости» и «Руководство для сельских пастырей».
5. Членов причта в последнее время,  до введения штатов 1876г. было три: священник и два псаломщика. По штату же 1876г. положено: священник и псаломщик, каковые и состоят в действительности.
6. Земель от казны церковь не имеет. Но  церковной ….ой земли в пользу причта в Дубне находится: ободворочной 46 дес. 969 саж. и пустошной 2 дес. 1340 саж., итого 48 дес. 2309 саж., из коей 36 дес. удобной, в том числе 4 дес. усадебной и огородной; 30 дес. ободворочной пахотной и 2 дес. пустошной сенокосной, а 12 дес. 2039 саж. той и другой неудобной. Сверх сего подаренной в давние времена от бывших прихожан: 19 дес. 1090 саж. пахотной и 101 дес. 524 саж. пустошной; итого 120 дес. 1614 саж., из них 20 дес. удобной, в том числе: ободворочной 4 дес., пустошной пахотной 6 дес. и 10 дес. пустошной сенокосной, а 100 дес. 1614 саж. той и другой неудобной. Сей же вообще земли по 6 планам 169 дес. 1523 саж., с коим нельзя впрочем и согласиться, так как в натуре против прежнего времени многое и совсем изменилось, примерно полагая: 56 дес. удобной, а 113 дес. 1523 саж. неудобной – состоящей под дорогами, полуречками, болотами, скалисто-песчаными непроизводительными местами. Пустошь Тереботка находится в 17, а Медоносово в 12 верстах. Лесом ни дровяным, ни строевым из церковной дачи причт не пользуется по дальности расстояния пустошей. Рыбных ловель нет. Пахатная земля супесчаная и тремя частями пользуется священник, а четвертой псаломщик. Священник и псаломщик отдают свою землю из полу …кам. Священник в сем году получил 6 чрт. ржи, 6 чрт. овса и 100 копен сена, всего на сумму 100 руб. 40 коп. Псаломщик получил 2 чрт. ржи, 2 чрт. овса и 30 копен сена, всего на сумму 31 руб. 80 коп. Аренды от известковых ям получено в сем году на причт 100 руб., из них священнику 75 руб., псаломщику 25 руб. Выгонов для скота, кроме голых полей и скалисто-песчаных берегов З. Двины и речки Городни не имеется. Обработка земли при трехпольном хозяйстве производится обыкновенными земледельческими орудиями, улучшенных таковых причт не имеет. Садов и пчел причт не имеет и льноводством не занимается. 6 планов на церковные земли хранятся в церкви. Отчужденной церковной земли нет, а равно нет и спора о ней. На церковной земле имеется деревянный дом, завещанный умершей диаконской вдовою погоста Дубны Ольгою Жемчужиною на вечный помин ее и родных. С октября месяца 1894 г. этот дом с разрешения Епархиального Начальства отдан под квартиру евреям, с платою 36 руб. в год, каковые и употребляются на ремонт этого дома. Арендных статей более на церковной земле не имеется. За пустоши Тереботку и Медоносово из церкви платятся все поземельные повинности в Торопецкое Уездное Казначейство до 20 руб. в год.
7. Дома у причта собственные, деревянные, на церковной земле вблизи церкви. Никакого пособия причт не получал и не получает. У священника 2 лошади и 6 коров, а у псаломщика 1 лошадь и 3 коровы.
8. На содержание причта по Высочайше утвержденному 17 января 1786 г. штату положено жалование от казны 240 руб., из коих священнику 180 руб. и псаломщику 60 руб. В действительности же ежегодно получается на весь причт жалования из Торопецкого Уездного казначейства 220 руб., из коих священнику 180 руб. и псаломщику 40 руб. Причтовые билеты заключаются в следующих билетах: а) на вырученные деньги в 1883 г. за проданный лес с разрешения Епарх. Начальства из Медоносовой дачи куплен причтовый билет на 500 руб., конвертированный в 1895 году в 4% ренту такового же достоинства, за № 1089. б) взамен билета на 100 руб. за № 038395, купленного на завещанные деньги диаконскою вдовою Жемчуженою на поминовения и ее родных, имеется 4% рента на 100 руб. за № 5586.  Означенные билеты хранятся в Псковском Отделении Гос. Банка по расписке Отделения от 12 декабря 1895г. за № 9302. в) поступило доплаты от конверсии вышеозначенных билетов на 600 руб. – 52 руб. 85 коп., которые и хранятся в Сбер. кассе при Торопецком Уездном Казначействе по книжке за № 1456. г) поступившей от наследников умершей вдовы генерал-лейтенанта Любви Кушелевой 4% билет Комиссии погашения долгов на 1000 руб., от 10 ноября 1897 г. за № 31437, с назначением пользования % причту с 700 руб. с тем, чтобы причт вечно ежемесячно служил заупокойные литургии по завещательнице. д) в 1898г. поступило на вечное поминовение завещанных умерших крестьян деревни Великого Села оного прихода Сергеем Ермолаевым Чекулаевым (?фамилия может быть другая) два 5% и 2% свидетельства Крестьянского Поземельного Банка 1886г. за № 035787 и  № 035788 по 100 руб., а всего 200 руб. и наличными деньгами 56 руб. 80 коп., а всего 256 руб. 80 коп. Оба вышеозначенные свидетельства конвертированы, при чем получено 4% и  2% свидетельства того же Крестьянского банка на 100 руб.  наличных и деньгами 92 руб. 50 коп., на таковые деньги с добавкою к ним из наличных денег 56 руб. 80 коп. и 9 руб. 50 коп., а всего 102 руб. куплен билет 4% ренты на 100 руб. за № 1261, а остальные 47 руб. 30 коп. положены на хранение в Сберегательную Кассу при Торопецком Уездном казначействе по книжке за № 1456. е) пожертвованные в  апреле месяце 1899г. крестьянкою деревни Острецова Пелагею Иродионовою 100 руб. на вечное поминовение ее и ее родных внесены для хранения в Сберегательную кассу при Торопецком Уездном Казначействе по книжке кассы за № 1456. Всего причт получил % по всем билетам 61 руб. 38 коп. Руги от прихожан и квартирного пособия причт не получал и не получает. Всего же поступило в пользу причта определенных средств: 1) жалования 220 руб., из них священнику 180 руб. и псаломщику 40 руб. 2) по причтовым билетам 61 руб. 38 коп., из них священнику 46 руб. 3 ; 2 коп. и псаломщику 15 руб. 34 ; коп. Неопределенных  общих средств поступило: 1) арендной платы за известковые ямы 100 руб., священнику 75 руб. и псаломщику 25 руб. 2) от земли поступило на причт 132 руб. 20 коп., из них священнику 100 руб. 40 коп. и псаломщику 31 руб. 80 коп. 3) поступило дохода за требоисполнения от прихожан по доходному реестру 502 руб. 60 коп., из них священнику 376 руб. 95 коп., псаломщику 125 руб. 65 коп. Всех же выгод, как определенных, как и неопределенных поступило в 1900 г. 1016 руб. 18 коп., из них священник получил 778 руб. 38 ; коп. и псаломщик 237 руб. 79 ; коп.; а за исключением из сей суммы 132 руб. 20 коп., поступившей от земли чрез переложения на деньги хлеба и сена, никогда причтом не продаваемых, а наоборот покупаемых им, всего поступило на причт 883 руб. 98 коп., из них священник получил 667 руб. 98 ; коп. и псаломщик 205 руб. 99 ; коп. Никаких сборов с прихода не существует и никаких других источников содержания причт не имеет. Частного дохода священник может получить до 15 руб., а псаломщик до 5 руб. в год. Содержание причта посредственно.
 9. Церковно-приходское попечительство открыто при церкви приговором прихожан 7 января 1895 г. и утверждено Его Преосвященством резолюцею от 20 февраля за № 8047. Деятельность попечительства проявлялась главным образом изысканием средств, каковых в настоящее время на приход 88 руб. 8 коп., в расход – руб. 30 коп., и за расходом в наличности 87 руб. 78 коп. Попечительство в предшествовавшие годы оказало небольшую помощь бедным, распространяет путем продажи икон издания Фесенко и в 1899г. пожертвовало из своих средств на благоустройство своей часовни 300 руб. Больницы и богадельни в Дубне не было и нет. Церковно-приходская школа, открытая 16 января 1884г., существовала при церкви до 1891г., а затем была закрыта по несочувствию прихожан. В октябре месяце 1894г. местным священником открыты вновь при церкви две школы грамоты: Рождество-Богородицкая и Николаевская. Рождество-Богородицкая школа, помещающаяся в особо выстроенном здании, 16 сентября 1896г. Епархиальным Училищным Советом переименована в церковно-приходскую школу. Обучается в этой школе 62 человека, из них 49 мальчиков и 13 девочек. Николаевская школа грамоты помещается в доме заштатного псаломщика Никандра Чистовского и обучается в ней 5 мальчиков и 3 девочки. Законоучителем обеих школ с 4 октября 1894г. состоит местный священник Михаил Каменский. Учительницею с 1894г. в церковно-приходской школе состоит окончившая курсы в Торопецкой женской прогимназии и имеющая право на учительницу девица Вера Молчанова. Учителем же Николаевской школы грамоты состоит заштатный псаломщик Никандр Чистовский. При церкви существует маленький хор певчих, состоящий из трех учеников, двух духовных девиц и трех псаломщиков.
10. Расстоянием сия церковь от Дух. Консистории в 400 верстах, от г.Торопца и местного Благочинного в 50 верст. Почтовой дороги нет ближе г. Торопца, с коим препятствия в сообщении нет. Погост Дубна находится на северо-востоке от г.Торопца. Замечателен он своим величественным храмом и красивым местоположением на полуострове, между двух рек с высокими берегами З. Двины и Городни и некогда славившимися Андреапольскими минеральными водами. Расположен он на пути из г. Торопца к г. Осташкову при бывшей большой дороге.
11. Ближайшие к сей церкви оного округа Николо-Любутская в 20, Турская в 22 и Лобенская в 30 верстах.
12. Приписной церкви не было и нет. Взамен пришедшей в ветхость деревянной часовни, построенной в 1860г. на крестьянском кладбище –  на месте бывшего Успенского храма в 1899г. заново отстроена часовня на средства церковно-приходского попечительства и прихожан, в каковой часовне ежегодно 15 августа бывает праздничное всеношное бдение и после литургии молебен с акафистом Успенью Божией Матери. Кроме всеобщих в христианском мире праздников: Пасхи и Рождества Христова, в Дубне и Дубенском приходе по обычаю предков празднуют пять главных праздников: Рождеству Богородицы 8 октября, два раза Святителю Николаю Чудотворцу 6 декабря и 9 мая, Святителю  Димитрию Ростовскому Чудотворцу 21 сентября и девятую по Пасхе пятницу в честь вмч. Параскевы. В сей последний праздник бывают в иной год крестохождения в 4-х селениях, которые учреждены, вероятно, по случаю когда-то падежа скота. Но письменных сказаний об этом нет. В приходе о праздниках причт, по просьбе прихожан, служит молебны простые и с акафистами, панихиды и водосвятия, кои о девятой пятнице бывают на дворах, а 9 мая на полях с рожью.
13. Домовой в сем приходе церкви нет.
14. Опись церковному имуществу, как главная, так и дополнительная, составленная в 1862 году за шнуром и печатью псковской Духовной Консисторией, имеется и хранится в церкви.
15. Приходо-расходные книги о суммах, свечах,  венчиках и молитвах, выданные Псковской Дух. Консисторией – первая о суммах в 1897 г. за № 5972 и № 5973, а вторая о свечах, венчиках и молитвах в 1893г. за № 5310, имеются и хранятся в церкви. По оным книгам в 1900г. поступило церковных сумм: на приход с остаточными от 1899г. наличными 855 руб. 37 коп. и в расход 751 руб.65 коп. К будущему 1901г. осталось наличными 103 руб. 72 коп. Свечей в сем году поступило: на приход с остаточными от 1899г. 11 пуд. 24 фунт. и в расход продано 8 пуд. 19 фунт., осталось к 1901г. 3 пуда 5 фунтов. Простых раскрашенных венчиков и листов разрешительной молитвы на простой бумаге в 1900г. поступило: на приход с остаточными от 1899г. 226 венчиков, раззолоченных нисшего сорта 20, раззолоченных высшего сорта 10 и 325 молитв и в расходе возложено на умерших венчиков 87 и 34 молитв. Осталось к будущему 1901 г. венчиков 139 и 291 молитв.
16. Копии с метрических книг с 1802г. по 1901г. находятся в церкви. К сему к 1900г. состояло при сей церкви прихожан муж. пола 810 и 808 жен. пола, а обоего пола 1618 человек. В сем 1900г. родилось муж. пола 54 и 39 жен. пола, а обоего пола 93 чел. и умерло муж. пола 36 и 20 жен. пола, а обоего пола 56.
17. Исповедные росписи с 1802г. по 1901г. находятся в церкви. По ним в 1900г. состоит в приходе: а) духовных муж. пола 6 и 7 жен. пола б) военных муж.131 и 123 жен. пола в) статских 1 жен. пола г) купцов и мещан муж. пола 27 и 19 жен. пола д) крестьян муж. пола 673 и 685 жен. пола. Итого муж. пола 873 и 835 жен. пола, а обоего пола 1672 чел. В том числе: 1) не бывших у исповеди и Св. причастия: а) по малолетству 169 муж. и 151 жен. пола б) за отлучкою 19 муж. и 4 жен. пола в) по опущению 26 муж. и 16 жен. пола 2) исповедовавшихся, но не причастившихся 1 жен. пола. Раскольников нет ни одного.
18. В обыскной книге, выданной Псковской Дух. Консисторией в 1900г. за № 567, находится писанных листов 4, а неписанных 196. В сем 1900 году браков было 22.


Рецензии