Что наша жизнь? Игра!

Захотелось  написать размышлизмы еще об одном моем хобби - интеллектуальных играх. А именно - играх, основу которых составляют ответы на задаваемые ведущим вопросы (к интеллектуальным играм можно отнести еще и шахматы, и другие настольные игры - но  речь не о них).
Собственно говоря, я не вполне уверена, можно ли это назвать моим увлечением в данный момент.  Может быть, это чересчур перфекционистский взгляд -  кажется, что я не так уж много времени и сил им посвящаю, чтобы это называть увлечением, но давайте  хотя бы «хобби» (для  меня эти два слова имеют немного разную окраску: увлечение - более серьезно).
Итак, еще с детства я любила смотреть  телевизионные викторины: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», чуть позже - «Своя игра», да и «Поле чудес» вначале тоже была вполне себе интересной  игрой.  Потом появлялись многие другие. В последнее время, правда, я  стала редко смотреть телевизор в принципе, и игры тоже. К тому же, стала понимать, что вопросы во многих передачах достаточно примитивны,  на чисто механическую память.  Впрочем, возможно,  потребность в таких «источниках интеллектуального кайфа» у меня все равно остается, но удовлетворяется уже и без телевизора - в Интернете полным-полно всяких тестов на самые разные темы, и устроены они по тому же принципу.
Если уж на то пошло,  то в Интернете есть и базы вопросов для ЧГК и многих других игр - как телевизионных шоу, так и их спортивных «адаптаций» - они достаточно популярны у нас в стране. Но вот для того, чтобы принимать в них активное участие, тем более вживую, мне кажется, уже нужен определенный склад ума и характера. И имеющийся в доступности круг таких людей.
Долгое время такого круга у меня не было, и вообще, с моими сложностями в общении я совсем  не представляла никакую «публичную проверку и демонстрацию» моих знаний - я же даже в школе была освобождена от экзаменов.  При этом в узком кругу с удовольствием отгадывала те же вопросы из телевизионных игр.
Несколько лет назад меня уговорили принять участие в играх, организованных Московским областным обществом инвалидов - я писала об этом в двух статьях, а всего поездок на игру было три, и еще три раза мы участвовали онлайн. Из статей, думаю, понятен накал моих собственных эмоций.  Я никогда не скрывала, что те игры мне давались достаточно тяжело в эмоциональном плане. Во-первых, участие в них было все-таки для меня не вполне добровольным. Сама бы я никогда  не стала рваться туда - уговорило руководство ВОИ: «Надо, Ирка, надо» и «Кто, если не ты :))) Чувствовала себя «обремененной ответственной миссией»,  и настроиться на то, что «это просто игра» - никак не могла. Кстати, из-за этого действительно почти не удавалось получить удовольствие  от самой поездки - комфортабельного  отеля, прогулок по окрестностям. На экскурсию  в Москву, которая входила в программу,  и вовсе не оставалось сил - нужно было отдыхать… Потому я и писала недавно, что для меня не очень подходят мероприятия с бонусами в виде экскурсий…
Но все же, после этих поездок, меня удалось заинтересовать  таким видом досуга, тем более, что знакомые, которые им увлекались, уже были. Я начала бывать в городских клубах интеллектуальных игр и принимать участие в состязаниях.

Клубы интеллектуальных игр - это довольно специфическое явление.  Кто-то считает, что они скоро уйдут в прошлое, как наследие советской эпохи, но, по крайней мере в данный момент они достаточно популярны.  Я не считаю себя  азартным человеком, но на играх - именно там, без миссий, отелей и экскурсий - чувствую и собранность, и сосредоточенность на игре, и азарт. - и, как ни странно, удовольствие от всего этого.  А то, что другие люди тоже пришли за тем же - еще больше стимулирует. Все-таки «коллективный гипноз» многое значит.
Одним из первых попробовала спортивный вариант «Своей игры», причем, по совету друга, пошла на турнир повышенной сложности: «Возможно, на легких вопросах тебе не хватит реакции, а тут будет время, пока другие тоже думают».  Попробовала - и понравилось!  В том числе потому, что играть «сольно» а не «командно»,  мне все-таки легче.  В «Своей игре» многое зависит не только от ответов, но и от везения игрока, от того, идет или не идет он на риски. Я обычно отвечаю только тогда, когда уверена в ответе на 100% (что, конечно не означает, что я всегда права).  В финал ни разу не выходила, но выше середины списка из 12-16 игроков попадала, и этим довольна, поскольку  знаю, что  оказываюсь там наравне с сильными игроками.
Для самой было неожиданно, что совсем не помешала моя речь. Пару раз переспросили, теперь уже, если не понимает ведущий, мой ответ могут перевести «из зала».

«Командные» же разновидности интеллектуальных игр давались сложнее. В играх ВОИ я - капитан команды , и опять же, мне эта роль дается не очень просто.  Но в городских клубах я играю как рядовой участник в одной из команд, и меня эта роль устраивает больше. Первое время я ограничивалась той же тактикой, что и в «Своей игре» - изредка говорила свой вариант ответа, в котором была уверена, и только недавно, кажется, начала более активно включаться в обсуждение.  Нравится и определенный этикет этих игр, похожий на то, что мы видим по телевизору.

Помогают ли интеллектуальные игры развивать эрудицию? На мой взгляд, нет, они помогают только демонстрировать  ее.  Думаю, что глупо, например, читать книги затем, чтобы запомнить какие-то факты.  Но вовремя вспомнить факты, которые читал потому, что тебе это интересно, или нужно для своих целей, применить правильный логический ход, чтобы докопаться до ответа -  вот это приятно.
Как сложатся мои отношения с этим хобби дальше? Поживем - увидим.


Рецензии