Лирический автопортрет Марины Цветаевой
1. Эпический автопортрет Данте преимущественно психологический
Чтобы лучше увидеть и оценить всю красоту и своеобразие цветаевского автопортрета обратимся вначале к эпическому автопортрету Данте. Данте в «Божественной комедии» создал самый драматичный мужской автопортрет в эпической поэзии. Это преимущественно психологический автопортрет, в котором отсутствуют внешние черты поэта. Самым драматичным он является потому, что раскрывается в контексте четырёх миров: на земле (в глубине лесной чащи), в аду, в частилище и в раю. Каждая из этих сфер имеет свой напряжённый драматизм, который «повергает» Данте то в печаль, то в ужас, то в обморок, то в благоговейный восторг. Кроме того этот портрет имеет драматичное развитие от тьмы к свету.
2. Драматический контраст внутренней жизни и внешнего облика в лирическом автопортрете Марины Цветаевой
Марина Цветаева в свою очередь создала один из самых драматичных женских автопортретов в лирической поэзии. Лирический автопортрет Марины Цветаевой в отличие от дантовского имеет не только психологическую, но и внешнюю сторону. Обе эти стороны часто контрастируют друг с другом, входят в противоречие, что значительно усиливает драматичное напряжение:
«Сколько тёмной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.»
(Контраст тёмного и светлого в психике и внешности.)
«Шалость — жизнь мне, имя — шалость.
Смейся, кто не глуп!»
И не видели усталость
Побледневших губ.»
(Контраст детской шалости в поведении и усталости побледневших губ.)
«Тающая легче снега,
Я была — как сталь».
(Контраст внешней нежности и внутренней твёрдости. Или наоброт?)
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
(Контраст внешней гордости и внутренней нежности.)
3. "Вы, идущие мимо меня..."
Драматизм цветаевского лирического автопортрета как и у Данте раскрывается главным образом в сюжетном контексте.
Первый из них это общество любимых ею людей, которые предпочитают ей других:
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох…
— И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.
О летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале…
Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы — если б знали —
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы, —
Сколько тёмной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
(17 мая 1913)
Собственно портретом в этом стихотворении являются стихи:
— И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.
<...>
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы, —
Сколько тёмной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
Всё остальное в стихотворении обрамляет этот портрет: и безразлично проходящие мимо неё люди, которых она явно или тайно любила, и уносящиеся на поездах родные и близкие, так и не сумевшие понять, сколько боли они причинили ей своим равнодушием... Это сюжетное обрамление и придаёт портрету Цветаевой трагическую глубину. В первый и, кажется, в последний раз в цветаевском портрете явлен образ её страдающего женского сердца, которое "испепелил // Этот даром истраченный порох".
4. «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…»
В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…», написанном тремя годами позже, Марина Цветаева не может смириться с этой несправедливостью и готова вступить в смертельный поединок со всем миром, чтобы отвоевать своего возлюбленного у всех и вся. В этой борьбе раскрывается её очередной автопортрет поистине шекспировского размаха:
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи я вернее пса.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —
У того, с которым Иаков стоял в ночи.
Но пока тебе не скрещу на груди персты —
О проклятие! — у тебя остаешься — ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир, —
Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!
(15 августа 1916)
В этом стихотоврении автопортрет возникает на фоне загадочного леса, который является её колыбелью и могилой. Тем самым она изящно подчёркивает свою родственную связь с природой. Портрет дан в движении, в яростной борьбе Цветаевой за свою любовь, в которой она никому не хочет уступать. Это самый максималистский из всех поэтических портретов... Марина Цветаева предстаёт в нём во всём своём безудержном темпераменте, причём не только как влюблённая женщина, но и как поэт:
"Оттого что я тебе спою — как никто другой".
...Поэт не от мира сего:
"Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой".
Этот образ поражает непреклонной верой во всепобеждающую силу своей любви:
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей...
5. «Уж сколько их упало в эту бездну»...
Третий автопортрет явлен на фоне собственной смерти, представившейся ей. Стихотворение начинается с величественной картины неминуемой смерти в образе бездны, разверстой вдали, которая ожидает каждого:
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Затем это вселенское „memento more“ приобретает глубоко личный смысл:
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет всё, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с её насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет всё — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
— К вам всем — что мне, ни в чём не знавшей меры,
Чужие и свои?! —
Я обращаюсь с требованьем веры <в искренность чувств и поэзии>
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне — прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте! — Ещё меня любите
За то, что я умру.
(8 декабря 1913)
В этом стихотворении раскрывается самый тонкий и глубокий «земной» автопортрет Цветаевой во всех его внешних и внутренних ньюансах:
Застынет всё, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
<...>
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
<...>
— К вам всем — что мне, ни в чём не знавшей меры,
Чужие и свои?! —
<...>
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
<...>
За то, что мне — прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
<...>
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
Ни в одном другом лирическом портрете не встречаются такие изящные звуковые переливы: "борОлось" - "сиЯло" - "и рвалОсь"; "зел" - "зол"; "ень" - "нЕ"; "Олос" - "олОс".
В последних 11-ти стихах этого портрета перечисляются те душевные свойства лирической героини, за которые она хотела бы быть любимой. Так что каждый новый неистовый «удар кисти» превращается в просьбу о любви перед лицом неминуемой смерти.
В этот невероятно живой и эмоциональный портрет очень гармонично входит и то, что так страстно любила лирическая героиня в этом мире, то, с чем она себя отождествляла:
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
6. «Идешь, на меня похожий...»
Четвёртый лирический автопортрет рождается в контексте загробно-кладбищенского мира как ностальгическое воспоминание умершей, обращённое к живым:
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет, –
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя?
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились?
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, –
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли?
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
(3 мая 1913)
Собственно портретом в этом стихотворении являются стихи:
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились?
Кроме того в этом образе раскрывается не утраченное после смерти умение видеть красоту жизни и любить её:
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли?
А так же её скромная тактичность, нежелание напугать прохожего:
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Все остальные образы обрамляют этот портрет, привнося в него щемящую тоску по утраченной красоте земного бытия:
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет, –
<...>
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, –
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
7. «Психея. Цикл на одной странице»
Пятый и пожалуй самый драматичный автопортрет это образ души (Психеи), представшей перед Богом и обратившей к Нему свой молитвенный монолог:
1
Не самозванка — я пришла домой,
И не служанка — мне не надо хлеба.
Я — страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твоё седьмое небо.
Там на земле мне подавали грош
И жерновов навешали на шею.
— Возлюбленный! — Ужель не узнаешь?
Я ласточка твоя — Психея!
Апрель 1918
2
На тебе, ласковый мой, лохмотья,
Бывшие некогда нежной плотью.
Всю истрепала, изорвала, —
Только осталось что два крыла.
Одень меня в своё великолепье,
Помилуй и спаси.
А бедные истлевшие отрепья
Ты в ризницу снеси.
(«Психея. Цикл на одной странице»,13 мая 1918)
В этом «молитвенном» «небесном» автопортрете от тела остаются только «бедные истлевшие отрепья», «лохмотья, бывшие некогда нежной плотью». Зато душа, не утратившая своих крыл, предстаёт во всей своей первозданной красоте:
Я — страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твоё седьмое небо.
Душу смущает страх быть не узнанной Богом. Этот страх привносит особенный драматизм в этот потрясающий душевный автопортрет:
— Возлюбленный! — Ужель не узнаешь?
И следующий стих, напоминающий Богу о себе:
Я ласточка твоя — Психея!
Это крик души, который звучит трогательно до слёз.
Наконец, сама молитвенная просьба исполнена веры, смирения и любви:
Одень меня в своё великолепье,
Помилуй и спаси.
А бедные истлевшие отрепья
Ты в ризницу снеси.
8. Сюжетное развитие автопортрета
Все пять автопортретов Марины Цветаевой благодаря своему драматизму являются, на мой взгляд, самыми выразительными в мировой лирике.
Точнее, это один автопортрет имеющий своё драматическое развитие, состоящее из пяти сцен, первая из которых показывает прижизненную несправедливость людей в отношении к Марине Цветаевой, их безразличие и холодность. Вторая - её героическую борьбу за свою любовь. Третья ставит её перед лицом смерти (пусть и воображаемой). Четвёртая - показывает её после смерти обращённую к людям. И пятая - являет её душу после смерти обращённую к Богу. (В последних двух выражена любовь к ближнему и к Богу).
Красной линией через все пять стихотворений, создающих этот автопортрет, проходит женская потребность любить и быть любимой своими возлюбленными, читателями и Богом. От людей она недополучила этой любви:
Там на земле мне подавали грош
И жерновов навешали на шею.
И вот она пришла искать эту любовь у Бога. В этом основная сюжетная линия, в которой раскрывается лирический автопортрет Цветаевой во всей своей трагической красоте.*
--------------------------
* У Марины Цветаевой есть много других автопортретов, однако я сознательно ограничился только этими, относящимися в основном к раннему периоду её творчества.
Свидетельство о публикации №223080400466