Не очерствели их сердца

В Калининской, если повернуть направо с улицы Советской, с левой стороны на улице Скляра увидишь крепкий, довольно большой, на высоком цоколе дом из красного кирпича. Видно, что ему немало лет, но, что уже – 50, не скажешь. Хорошо сохранился, видно, строили его знатные мастера своего дела, и хозяева в нем живут рачительные. У резного металлического забора, выкрашенного в голубой цвет, простенькая деревянная лавочка, какие из стари ставили у калитки на Кубани.
 Все – как будто ты перенесся на десятилетия в прошлое. Во дворе раскидистые деревья, под окнами дома – кусты роз. У подворья чистенько. И не удивительно, хозяйка как раз полола сорную траву. 
- Римма Андреевна, - не удержалась я от удивленного восклицания, -  что же это Вы сами – с тяпкой. Тяжело, наверное, Вам ведь уже за 80?
- Ну, и что, мы с мужем привыкли, чтобы везде был порядок. Потихоньку пока сами управляемся.
Коломбо и боровичок
Живущие в этом доме  пожилые люди – супруги Онищенко, бывшие колхозники. Выйдя на заслуженный отдых, они с еще большим усердием занялись приусадебным участком. До сих пор выращивают на нем все необходимые овощи. Много лет излишки реализовывали. В последние годы немного сбавили объемы своего производства. Но все равно, излишков хватает и для родственников.
Когда мы прошли во двор, увидела целую гору уже упакованного в овощные сетки картофеля. Да какого огромного! Один клубень длиной в ладонь и пухлый, увесистый, прямо, как настоящий булыжник.
 - Это сорт коломбо, а еще вырастили боровичок, пояснил Александр Максимович.
Справиться с нелегкой работой родителям, как всегда, помогали дочь и внук.
В колхозе вместе 90 лет
Супруги Онищенко хорошо известны калининцам старшего поколения. Вместе они проработали в колхозе имени Ленина 90 лет.   Римма Андреевна – 43 и Александр Максимович – 47. Обоим присвоено почетное звание «Ветеран труда».  Он был управляющим отделением, она начинала счетоводом в бухгалтерии,  потом была диспетчером.
Первой на мои вопросы, пока муж еще был занят, стала отвечать Римма Андреевна:
- С колхозом имени Ленина у нас вся жизнь связана. Работали там простые, трудолюбивые, хорошие люди. И руководители, каких поискать. Председатель колхоза Алексей Павлович Луценко к людям относился бережно, уважительно. Главный бухгалтер Александр Иванович Коровин тоже. И вообще, жизнь в те годы была иная. Не то, что сейчас, хотя и труд был нелегкий, зарплаты не большие, достатка во многих семьях не было, с продуктами и промтоварами – туго. Но все были как-то дружнее, открытее, отзывчивее. Еще не избаловало людей изобилие, плоды технического прогресса. Телевизор не в каждом доме был, мотоцикл, не говоря уже об автомобиле.
Родилась и выросла она в хуторе Средние Челбасы Каневского района. В семье ветерана войны Андрея Артемовича Романченко было четверо детей. Римма окончила техникум, стала бухгалтером и поехала работать в Калининскую. Там уже обосновалась  ее старшая сестра. Педагог Тамара    вышла замуж за председателя сельского совета Виктора Филипповича Недина. Много лет  Тамара Андреевна Недина преподавала математику и была директором СОШ № 1.
Коренной калининец
Александр Максимович коренной калининец. Вся его трудовая биография связана с колхозом, с землей-кормилицей. Отличный агроном и умелый руководитель он был одним из лучших специалистов среднего звена. Возглавлял трудовые коллективы нескольких отделений (поочередно). Самое большое из них отделение №3.
-Раньше как было, - уточнил пожилой человек, - отделение было не чисто растениеводческим. Приходилось радеть не только о получении высоких урожаев, но и о надоях молока. В третьем отделении у меня в подчинении были, кроме растениеводов, еще два МТФ, СТФ и овцеферма – 500 тружеников. Так что ответственность на плечах лежала немалая.
О том, что Александр Максимович с делом справлялся достойно, говорят его награды: медали «За трудовое отличие»,  «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия   со дня рождения В.И.Ленина», «Ветеран труда», две серебряные и две бронзовые медали ВДНХ. Еще - значки «Победитель социалистического соревнования». В свое время они тоже были весьма солидными наградами трудящихся.

Эх,  нынче комбайн, что большой корабль!
Вспоминая былое, мой собеседник горько вздохнул, и поведал о нелегком многочасовом труде в поле и большом энтузиазме людей. Например, в 1975 году была поставлена задача: завершить жатву за 14-15 дней. Техника круглые сутки не выходила из поля. Там ее и заправляли и не сложный ремонт делали. Механизаторам еду в поле привозили, в лесозащитной полосе ставили для них палатки, чтобы могли отдохнуть. Смена у них длилась с 7 часов утра до 12 часов ночи.
Управляющий по всем полям разъезжал на бидарке, потом ему выделили колхозный мотоцикл. А ведь ему параллельно с обмолотом хлебов, надо было организовать еще и заготовку кормов для ферм. Словом, от темна и до темна он был в круговороте бесчисленных больших и не очень дел.
С восхищением говорит Александр Максимович о  сельскохозяйственной технике сегодняшнего времени: «Мы не могли и мечтать о таких мощных машинах! Нынче комбайн, что большой корабль! Какой большой захват жатки, все компьютеризировано. На любом агрегате задается программа, и машина четко работает. Сеялка, например,  укладывает семена строго на заданное расстояние. Я уже не говорю о большом количестве ручного труда. Теперь о нем забыто.  Сахарную свеклу
вручную пололи и чуть ли не до нового года убирали. Радовались, если получали 350-370 центнеров корней с гектара. Теперь без ручной прополки,  и в короткий срок накапывают по 600 центнеров корней с гектара. Совсем иное время настало: высокие технологии пришли на село. Но то, что было раньше, из памяти не изжить – любо оно, ведь тогда мы были молодыми.
Х                х                х
Позади у них долгая совместная жизнь: тревоги и заботы, печали и радости. Два  внука, внучка и правнук радуют своими успехами.   Надежды супруги не теряют и манны с неба не ждут. В меру сил, а может и сверх меры, трудятся, как с молодости повелось.  Сердца их не очерствели, открыты, как и прежде людям. А что за спиной долгий жизненный путь, об этом ли  думать, кручиниться?


Рецензии