Четыре природных стихии в автопортретах Цветаевой

                (этюд)
               

Выражая свою романтическую любовь к природе, Марина Цветаева создаёт свои автопортреты из четырёх земных стихий (элементов):


1. «Земной» автопортрет:

        Уж сколько их упало в эту бездну,
        Разверстую вдали!
        Настанет день, когда и я исчезну
        С поверхности земли.
 
        Застынет всё, что пело и боролось,
        Сияло и рвалось.
        И зелень глаз моих, и нежный голос,
        И золото волос.

(Есть и другие примеры.)


2. «Воздушный» автопортрет:

       Захлёбываясь от тоски,
       Иду одна, без всякой мысли,
       И опустились и повисли
       Две тоненьких моих руки.

       Иду вдоль генуэзских стен,
       Встречая ветра поцелуи,
       И платья шёлковые струи
       Колеблются вокруг колен.


3. «Огненный» автопортрет (с присутсвием водной стихии)

       Я сейчас лежу ничком
       — Взбешенная! — на постели.
       Если бы Вы захотели
       Быть моим учеником,

       Я бы стала в тот же миг
       — Слышите, мой ученик? —

       В золоте и в серебре
       Саламандра и Ундина.
       Мы бы сели на ковре
       У горящего камина.

       Ночь, огонь и лунный лик…
       — Слышите, мой ученик?

       И безудержно — мой конь
       Любит бешеную скачку! —
       Я метала бы в огонь
       Прошлое — за пачкой пачку:

       Старых роз и старых книг.
       — Слышите, мой ученик? —

       А когда бы улеглась
       Эта пепельная груда, —
       Господи, какое чудо
       Я бы сделала из Вас!

Ящерка саламандра, в которую она готова превратиться, является символом огня.


4. «Водный» (морской)  автопортрет:

       Кто создан из камня, кто создан из глины,-
       А я серебрюсь и сверкаю!
       Мне дело — измена, мне имя — Марина,
       Я — бренная пена морская.

       Кто создан из глины, кто создан из плоти —
       Тем гроб и нагробные плиты…
       — В купели морской крещена — и в полете
       Своем — непрестанно разбита!

       Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
       Пробьется мое своеволье.
       Меня — видишь кудри беспутные эти?-
       Земною не сделаешь солью.

       Дробясь о гранитные ваши колена,
       Я с каждой волной — воскресаю!
       Да здравствует пена — веселая пена —
       Высокая пена морская!

Вместе с тем четыре эти стихии великолепно выражают и экспрессивный характер Марины Цветаевой. 


5. «Эфирный», точнее «небесный» автопортрет

Выражая свою любовь к духовному миру, Цветаева создаёт свой «небесный» автопортрет в цикле «Психея»:

                1

        Не самозванка — я пришла домой,
        И не служанка — мне не надо хлеба.
        Я — страсть твоя, воскресный отдых твой,
        Твой день седьмой, твоё седьмое небо.

        Там на земле мне подавали грош
        И жерновов навешали на шею.
        — Возлюбленный! — Ужель не узнаешь?
        Я ласточка твоя — Психея!

        (Апрель 1918)

        2

        На тебе, ласковый мой, лохмотья,
        Бывшие некогда нежной плотью.
        Всю истрепала, изорвала, —
        Только осталось что два крыла.

        Одень меня в своё великолепье,
        Помилуй и спаси.
        А бедные истлевшие отрепья
        Ты в ризницу снеси.

        («Психея. Цикл на одной странице», 13 мая 1918)

Пятым элементов в этом стихотворении становится не столько эфирное «тело» души (Психеи), сколько духовная любовь, которая в ней живёт.

-------------
* Четыре природных стихии (элемента) это земля, вода, огонь, воздух и в качестве  "пятого элемента"  — эфир.


Рецензии