Кино без барьеров-2020. Взгляд из Рязани

С 26 по 30 ноября 2020 года состоялся юбилейный, X международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров». Он проходит в Москве раз в два года, а потом некоторые фильмы отправляются в путешествие по разным городам России.
Я не ездила на фестиваль в Москву, но неоднократно бывала на показах фильмов у нас в Рязани или самостоятельно смотрела их в интернете. Пять лет назад я писала в своем ЖЖ: «Не стоит преувеличивать влияние подобных кинопоказов на так называемую интеграцию инвалидов в общество. Даже среди инвалидов туда пойдут лишь немногие активисты (или любители потусоваться, что вовсе не означает подлинную активность). Большинству же здоровых людей эти фильмы неинтересны. И просмотр фильма тоже не означает изменение собственной жизненной позиции… Однако это не значит, что подобные мероприятия не нужны. Капля камень точит, но надо помнить, что капель для этого нужно - много и много…»
Годы идут, капли падают… В нынешнее непростое время фестиваль, несмотря ни на что, состоялся, причем проходил не только вживую, в кинотеатре КАРО SKY 17 в ТРЦ Авиапарк, но и онлайн. Большинство фильмов фестивальной программы было доступно на сайте «Кино без барьеров», встречи с режиссерами, актерами и героями фильмов проходили в Интернете на платформе Zoom. Примерно за неделю до начала мы разместили анонс фестиваля на сайте областной организации ВОИ. Многие завсегдатаи нашего Клуба «Диалог на равных», в котором мы часто обсуждаем кинофильмы, заинтересовались этой возможностью. Я тоже активно воспользовалась ею и за 5 фестивальных дней посмотрела более 10 фильмов и несколько трансляций - пресс-конференции, открытие, закрытие, встречи.
Выступая на открытии, директор кинофестиваля «Кино без барьеров» и РООИ «Перспектива» Денис Роза подчеркнула: «Хотя мы и говорим, что фестиваль посвящен фильмам о людях с инвалидностью, на самом деле, он просто о людях - об их таких непохожих судьбах, взаимоотношениях и переживаниях, и, конечно, о любви. В этом и есть главная миссия нашего кинофестиваля - показать, что люди с инвалидностью ничем не отличаются от других людей: они также хотят жить активно и интересно, влюбляться, дружить и творить».
Не скрою: в удобной домашней обстановке я смотрела фильмы с большим интересом. И все же постоянно вспоминала свой отзыв пятилетней давности: интересен ли этот фильм не-инвалидам? И как надо снимать фильмы, чтобы это было так? И… надо ли?

Между прочим, оказалось, что эта тема волнует не только меня, но и участников документального фильма «Социальная модель» (Великобритания). Его герои - сотрудники первой в Великобритании (а, может, и в мире) киностудии «104 films», которую создали люди с инвалидностью, чтобы продвигать свои проекты. О своей работе рассказывают актеры и режиссеры с инвалидностью - и те, кто с ними сотрудничает. Честно говоря, у меня начался кавардак в голове от множества тем, направлений, творческих подходов… Сначала я чувствовала только радость за этих людей. Но когда один из героев сказал: «Наш фильм пользовался большой популярностью», у меня тут же возник вопрос: как вы ее измеряли? Потом начались тоже вроде бы справедливые упреки, что людей с инвалидностью играют актеры без инвалидности. Но искусство - штука тонкая. Даже если имеется актер с подходящей инвалидностью, где гарантия, что он лучше справится с ролью?..
А когда зашла речь о том, «нельзя ли человеку с инвалидностью дать роль здорового человека, который, к примеру, ненадолго сел в коляску из-за травмы»… Простите, я никого не хочу обидеть, но тут же мне на ум полезли шутки про «толерантность к чернокожей беременной женщине с нетрадиционной ориентацией». Или - недавние упреки британской, кстати, актрисы, почему в сериале «Чернобыль» нет ни одного чернокожего актера… Видимо, мой менталитет не настолько прогрессивен. А если серьезно - при желании, все можно довести до абсурда.

Большим количеством героев, точнее, героинь, меня привлек фильм «Видеть невидимое» (Исландия). Он посвящен судьбам 17 женщин, которым был поставлен диагноз «аутизм». Авторы поясняют, что аутизм у девочек труднее распознать, его симптомы иные, чем у мальчиков, им сложнее оказать помощь... Но если не знать о диагнозе, уверена, что большинство думающих людей в России, посмотрев этот фильм, скажут: «А что тут такого? Они все живут практически нормальной жизнью, работают, имеют семьи, детей, образование, некоторые по два высших, а тараканы в голове и сложности характера - у кого их нет?» Понимаю, что относительное благополучие героинь фильма обусловлено и высоким уровнем помощи. И все же - стоит ли так заострять внимание на самой инвалидности?

Не все фильмы, которые в итоге получили призы фестиваля (а их было много), я успела посмотреть. Но один из призеров, отмеченный как лучший документальный фильм, действительно стал моим самым сильным впечатлением - швейцарская лента «Путешествие. История любви». Она - о пожилой супружеской паре, в которой жена много лет полностью парализована. Муж, талантливый фотограф, не хочет даже на время расставаться с ней, поэтому каждый год они вместе путешествуют по Европе в автофургоне, который он сам оборудовал. Кстати, фильм сняла их дочь - Фанни Бройнинг.

А вот лучший короткометражный художественный фильм - «Брокколи» - мне ужасно не понравился. Наверное, европейцы считают, что это удачная аллегория - вместо обычного ребенка в семье родилось нечто неожиданное - кустик брокколи… (Кстати, идея не нова - помните рассказ Рэя Брэдбери «И все-таки наш» - про голубую пирамидку?) Но в нашей стране, боюсь, этот фильм покажется горькой насмешкой. Ведь нашим родителям часто говорили в реале: «У вас родился «овощ»…

Фильмы фестиваля напоминают и о том, что есть страны, где положение инвалидов намного хуже, чем у нас. На одном из прошлых фестивалей был показан фильм «Холодная земля» - об иранском парне, который, добиваясь помощи в восстановлении снесенного наводнением дома, отправляется в город искать правды - ползком. В этом году в программе - фильм «Человек деревьев» о пожилом садовнике из африканской деревни, пострадавшем в детстве от полиомиелита и тоже передвигающемся подобным способом. Правда, у него все-таки есть коляска, но он пользуется ею только «на дальних дистанциях». Главное в этих фильмах - что оба героя остаются людьми в самых непростых обстоятельствах. Садовник выращивает не только овощи на продажу, но и саженцы деревьев для специальной программы ООН по озеленению Африки. За полвека работы он вырастил больше миллиона деревьев…

Российских лент на фестивале было немного, и, к сожалению, самой интересной из них, художественного фильма Анара Аббасова «Битва», не было в онлайн-прокате. Из остальных один - документальный фильм «Непобедимая» - снят журналистами телекомпании НТВ. Не удивительно поэтому, что вышел крепко сделанный телевизионный очерк. Он повествует о сильной и успешной женщине на коляске Ольге Буниной. Она - 15-кратная чемпионка мира по армрестлингу среди спортсменов с инвалидностью и самая сильная женщина на планете. Но за маской сурового армрестлера скрывается добрая и нежная натура: Ольга воспитывает четырёх детей (трое из них приемные) и работает инструктором физкультуры в сельском спортзале, где ставит на ноги, в том числе, и ребятишек с инвалидностью. Отмеченный наградами на нескольких фестивалях, здесь он остался без приза.

Два российских фильма, по сути, сделаны любителями. Первый, «Недееспособные», - о доме сопровождаемого проживания «Дом на воле», открытом организацией «Перспективы» в посёлке Раздолье Ленинградской области. В нем, вроде бы, подняты острые и даже популярные сейчас темы. Например, девушка Даша с тяжелой формой физической инвалидности отчаянно боится взрослого ПНИ, где будет несравнимо хуже, чем в детском. Но эта и другие темы тонут в эпизодах, направленных на внешний эффект. Таких, как мимолетная встреча одного из жителей «Дома», человека с ментальными проблемами, с Арнольдом Шварценеггером (непонятно, как, кто и зачем ее устроил). Или - приезд в гости к его пишущим обитателям известного писателя Евгения Водолазкина… Поможет ли он им хотя бы чем-нибудь? И так ли они талантливы? По небольшим фрагментам текстов этого не понять…
Герой второго фильма «Орган восприятия», Антон Рьянов, безусловно, личность неординарная. Он назван филологом, но из-за особенностей ДЦП постоянно находится в непроизвольном движении и потому не может читать книги. Ему их озвучивает механический голос компьютерной программы. Как этот опыт влияет на восприятие литературы? Как авангардная поэзия отзывается в теле? И может ли компьютер стать средством передвижения по миру? Все эти вопросы в фильме очень здорово поставлены, и слушать размышления героя - интересно. Но впечатление портит непрофессиональная съемка и монтаж. И в фильме, и на онлайн-встрече со зрителями в Zoom’е, Антон и режиссер Соня Пигалова бравируют этим, в стиле «мы художники, мы так видим». Но боюсь, что все это только отпугнет от фильма 90% зрителей…

Еще два российских фильма - это дипломные работы студентов ВГИКа и Института кино и телевидения (ГИТР). Оба они попали в число победителей. «Я - Ирина» - репортаж Татьяны Ротарь о слепоглухой актрисе Ирине Поволоцкой. Это красиво снятая лента, в которой эффектно смотрится главная героиня - тоже в процессе своей работы. Недаром фильм уже стал призером и финалистом ряда российских и международных фестивалей. На «Кино без барьеров» Ирина Поволоцкая заслуженно была отмечена как лучший герой документального кино.

Короткометражный игровой фильм «Меня зовут Петя» стал лучшим фильмом о детях с инвалидностью. Как поясняет режиссер Дарья Биневская, он основан на реальной истории. В инфекционной больнице мама (актриса Надежда Славецкая), которая лежит там со своими дочками, знакомится с детдомовским мальчиком с синдромом Дауна. Фильм добрый, светлый, со счастливым концом. Но - все-таки очень простой, весь сюжет на поверхности. И - что бы для меня, как зрителя, изменилось, если бы у мальчика не было синдрома Дауна? Думаю, что ничего…

Впрочем, похожие раздумья вызвала и американская картина «Арахисовый сокол». Это - трагикомедия, рассказывающая о Заке - молодом человеке с синдромом Дауна, который убегает из дома престарелых. Очаровательная работница учреждения пытается найти беглеца и в итоге влюбляется в помогающего ему рыбака-браконьера Тайлера... В фильме все сделано для того, чтобы зацепить внимание зрителя. Но в динамике действия нет места инва-проблемам. Для меня ироничной и одновременно глубоко символичной показалась сцена, где Зак, увязавшись за Тайлером, начинает разговор так: «Я должен тебе кое-что о себе сказать: я - человек с синдромом Дауна…» А Тайлер зло бросает: «А мне все равно! У тебя еда есть? Это главное». И вот такой неполиткорректный товарищ сначала спасает Зака, которого чуть не утопили мальчишки, потом соглашается помочь разыскать борцовскую школу, о которой тот мечтает.
Главного героя фильма играет Зак Готтсаген, первый в США человек с синдромом Дауна, получивший актерское образование. Мировая премьера ленты состоялась 9 марта 2019 года на фестивале South by Southwest в США, после чего компания Roadside Attractions выпустила фильм в ограниченный прокат. Но он неожиданно стал хитом, заработав в общей сложности 22,9 млн долларов, что сделало его самым кассовым независимым фильмом 2019 года. Значит, герой с инвалидностью может заинтересовать широкого зрителя? Выходит, что так, хотя, если честно, герой фильма вполне укладывается в клише комедийных «дурачков». Может, потому и понравился…
Таковы мои впечатления об этом фестивале. В конечном счете, я очень рада, что показы онлайн позволили мне, как и сотням других людей по всей России, стать частью этого праздника интересного кино! Жаль только, что он так быстро кончился - на следующий день после закрытия возможности посмотреть фильмы уже не было.

2020.


Рецензии